Файл: Управление поведением в конфликтной ситуации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Конфликт - это неотъемлемый элемент взаимоотношений и функционирования в любом современном обществе, наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающий в процессе социального взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Люди каждый день могут попадать в напряжённые и конфликтные ситуации, начиная с дома и улицы, заканчивая местом их работы.

Анализ, изучение и управление конфликтными ситуациями на предприятиях является очень важным параметром, поскольку неправильное поведение и неумелое управление конфликтной ситуацией может привести к нежелательным последствиям не только для одного человека, но и для всего коллектива предприятия, а также к материальным и нематериальным убыткам.

В основе зарождения и последующего развития конфликта лежит человеческий фактор. Именно люди, трудящиеся на предприятии, определяют успех бизнеса и психологическую безопасность предприятия.

Развитие организации неизбежно связано с конфликтом, поэтому изучение конфликта играет большую роль для организационного поведения. В тоже время чтобы найти решение проблем организационного поведения, нужно понять причину и динамику развития конфликта.

Методы и манеры поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, также разнообразны и методы управления конфликтом. Подавляющую часть всех конфликтных ситуаций составляют конфликты, связанные с трудовым поведением. Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной.

Цель курсовой работы заключается в проведении теоретических исследований и изучении методов и стилей управления поведением в конфликтных ситуациях. Данная курсовая работа предусматривает решение следующих задач:

- теоретические исследования конфликтов и их типов;

- изучение методов и стратегий поведения в конфликтной ситуации;

- анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях.

Объектом исследования в данной работе является поведение в конфликтных ситуациях.

Предметом курсовой работы выступают подходы к управлению конфликтной ситуацией.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Управление поведением в конфликтных ситуациях является важной задачей менеджеров предприятия. Исследователи выделяют разнообразие видов конфликта. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт может помочь выяснить истину и решить проблему. Полное отсутствие конфликтов в организации очень редкое явление, почти невозможное - так как люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и должности.


Глава 1. Теоретические основы развития конфликта

1.1 Определение, классификация и причины конфликта

  В  различных сферах знаний существуют самые разнообразные определения конфликта. Расширенное понимание  конфликта больше соответствует  социологии, наша задача состоит в том, чтобы исследовать  конфликт с точки зрения систем управления менеджмента. В основе конфликтной ситуации существует разногласие сторон по какой-либо причине, или же разногласия в рабочем коллективе о первоочерёдных целях и средствах их достижения, или  банальное несовпадение интересов и мнений.   Конфликты в  обществе представляют собой зарождение и проявление существующих социальных разногласий.[1,c.25]

Объектом конфликта является  та истина или ценность, из-за которой  разгорается и развивается разногласие интересов сторон. Предметом конфликта являются противоречия, которые возникают  между сторонами.  Объект конфликта, являющейся средством достижения реальных целей носит название реалистического, конфликт, основывающейся на желании получить эмоциональную  разрядку называется нереалистическим. Конфликт - это совокупность таких понятий как конфликтная ситуация и инцидент.[1,c.26] Расшифруем эти понятия: Конфликтная ситуация - это разногласия, которые содержат существенную причину конфликта.[1,c.32] Инцидент - это совокупность обстоятельств, которые служат основанием для конфликта. Конфликт - это открытое противостояние. [1,c.32]

Классификация конфликтов:

Одним из наиболее широких  и очевидных оснований типологии  конфликтов является распределение  их по типам, или сторонам конфликта  на пять групп, которые отображены в рисунке 1.1.1

ГРУППЫ КОНФЛИКТОВ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ

МЕЖГРУППОВЫЕ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ВНУТРИ-ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕЖДУ ЛИЧНОСТЬЮ И ГРУППОЙ

Рис 1.1.1 Группы конфликтов

Источник: Андреева Т.М. Социальная психология., - М.: Аспект пресс, 2018г. - 78 с.


Разберём каждую из групп:

Суть внутри-личностного конфликта проявляется в негативных личных переживаниях, сомнениях, моральных противоречиях, носителем такого конфликта является отдельный индивид.[23,с.152]

Межличностный конфликт - это  противодействие между отдельными личностями в  социальной и  психологической сфере. В данном конфликте, основную  роль  играют  психические  особенности,  социальные  навыки, нравственные установки конфликтующих. Данный тип конфликта очень важен для менеджеров, он даёт возможность говорить о межличностной совместимости, или наоборот несовместимости людей.[23,с.153]

Конфликт между личностью  и группой - этот тип конфликта  похож на межличностный тип, но является более сложным и многосторонним. В группе, с её боле сложной системой организации вероятность конфликта возрастает.[23,с.153] 

Межгрупповой конфликт - столкновение интересов разных групп. К этому типу присущи конфликты  между социальными формированиями разного размера: малыми, средними и большими. Малые социальные группы, для исследования систем управления, наиболее интересны, это именно та общность людей, которая  объединена общими задачами и целями на предприятии, производстве, и непосредственно координируется менеджерами.[23,с.154]

Межгосударственный конфликт – противоборство между правительствами разных государств, или же групп государств.

Причина конфликта — это  то явление, благодаря которому возникает  конфликт. Чтобы заблаговременно выявлять в группе тенденции, приводящие к развитию конфликта, менеджер должен знать и понимать, какие причины могут лежать в основе конфликтной ситуациях.[20,с132]. Основные причины конфликта представлены на рис. 1.1.2

Основные причины конфликта

Индивидуальные особенности участников коллектива

Рабочие процессы

Слабая организация социального взаимодействия

Плохо оптимизированная организация управления

Особенности в манере поведения

распределение ресурсов

Поведение работников не соответствует установленным нормам

Отсутствие распределения руководящих полномочий

Несовпадения в эмоциональной сфере

выбор и реализация целей

недостатки в разработке технологических процессов и рабочих процедур

деятельность руководства или другие причины


Отрицательные черты в характере человека

формирование и распределение должностных полномочий и обязанностей

отсутствие психологической коммуникации

Размытое распределение обязанностей работников

низкая дисциплина в группе

Рис 1.1.2 Основные причины конфликта

Источник: Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. — Ростов н/Д.: Феникс, 2015г. - 194 с.

В таблице 1.2 перечислены основные причины конфликта в организации.

Рассмотрим подробнее перечисленные понятия.

1) Рабочие процессы в качестве причин конфликта.[20,с170]

Причиной конфликтов в рабочих процессах могут быть:

- выбор и реализация целей;

- формирование и распределение должностных полномочий и обязанностей;

- распределение ресурсов.

Любая группа сотрудников или же один сотрудник, всегда преследует те или иные цели, которые чётко отображены в таких документах как уставы, договора и контракты. Но есть и такие цели, которые не оговариваются и иногда даже не осознаются. В случаях, когда организация трудовых процессов препятствует достижению этих целей, может возникнуть конфликт. Этими целями являются такие понятия как, карьерный рост, получение большей заработной платы, выполнение производственных задач.[20,с.100]

Нередки случаи конфликта целей и у отдельных сотрудников. Недавно принятый новый работник, незнающий негласных порядков в коллективе и стремящийся ради большего заработка работать больше денег, может вызывать нарекания и неприязнь со стороны сослуживцев. В этом случае проявляется разногласие между интересами отдельной личности и групповыми стандартами в осуществлении рабочих процессов.

Причины конфликта при распределении должностных обязанностей и полномочий включают в себя:[20,с172]

1. Взаимозависимость задач, когда сотрудник или подразделение, в выполнении поставленных перед ними задач, зависит от другого подразделения или отдельного работника. Данный пример преимущественно наблюдается там, где рабочие процессы имеют характер последовательности, конвейерном производстве, где этапы выполняются разными работниками или группами работников;

2. Проблемы, связанные с несвоевременной поставкой рабочих материалов и инструментов, затягивание с ремонтом оборудования, могут приводить к конфликтам между рядовыми работниками, хотя данные проблемы должны устраняться действиями со стороны руководства;

3. Уклонение от рабочих обязанностей, которые основаны на отношениях «власть-подчинение». К примеру, малоэффективная стратегия управления, реализуемая руководителем, приводит к потере интенсивности производственных процессов, падению производительности и, как следствие, снижению заработной платы персонала. Или наоборот, плохое качество и низкая скорость рабочих процессов, приводит к потере руководством статуса, а также финансовым убыткам.


На основе вышеперечисленного можно сделать вывод что, рабочие процессы и их структурные составляющие, имеют множество причин для возникновения и развития конфликта.[7,с.34]

2) Неэффективная организация работы как причина конфликтов.

Причины конфликтов в данной группе такие:

- Отсутствие четкого распределения руководящих полномочий между руководящими сотрудниками одного уровня, вследствие этого одно подразделение может подчиняться одновременно нескольким менеджерам;

- Недостатки в разработке технологических процессов и рабочих процедур. Ошибки и недочеты в организации производственных процессов, влекущие за собой отсутствие должной координации между отдельными отделами или подразделениями, связанными общим видом производственной деятельности;

- Не чёткое распределение полномочий и обязанностей, недостаточно точное назначение функций работникам организации.[20,с.189]

Сталкиваясь с вышеперечисленными проблемами, работающие люди могут не понимать свою роль в производственном процессе, какие действия им следует предпринимать, и какая ответственность на них возложена. В результате этого, работникам приходится постоянно вступать в перепалки с коллегами.[20,с.181]

3) Ошибки в организации социального взаимодействия.

Если руководитель организации недостаточно уделяет внимания росту уровня сотрудничества в среде подчиненных, или же игнорирует вопросы, связанные с улучшением психосоциального климата, то на этом фоне неизбежно возникнет конфликт. Возможные причины, провоцирующие конфликт:[20,с.194]

- Поведение сотрудника не соответствует правилам и нормам, которые установлены в коллективе;

- Деятельность руководства или другие причины (этнические, сословные) разделяющие коллектив на противоборствующие группы, и которые способствуют ощутимому ухудшению психоэмоционального микроклимата;

- Отсутствие психологической коммуникации (сотрудники не понимают намерений и состояния коллег, утеряно взаимопонимание в коллективе);

- Низкая дисциплина в группе, игнорирование работниками своих функциональных обязанностей, пренебрежение или непонимание срочности.

Конфликты, возникшие по одной из указанных причин, нельзя считать неизбежными. При грамотной политики руководства, эти причины удается полностью устранить или свести к несущественному минимуму.

4) Индивидуальные особенности участников коллектива как причины конфликтов

Эта группа причин включает в себя следующие пункты: