Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития рыночной экономики возросла неопределенность внешней среды экономического пространства предприятий, так как появились новые хозяйствующие субъекты, а, следовательно, и новые пользователи полной, объективной и достоверной информации об экономической и хозяйственной деятельности коммерческих предприятий. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, являющаяся основным источником подобной информации, включает в себя показатели безопасности налаживания деловых отношений – категории финансовой устойчивости и платежеспособности. Поэтому современные экономические субъекты выдвигают крайне строгие требования к учетно-аналитической информации как со стороны внутренних, так и со стороны внешних ее пользователей[1].
Таким образом, актуальность выбранной темы курсовой работы состоит в том, что бухгалтерский баланс как часть бухгалтерской (финансовой) отчетности является информационной базой анализа финансового состояния и характеризует финансовое положение предприятия, тем самым представляя интерес для большого числа различных пользователей подобной информации.
Исследованием состава и содержания бухгалтерской отчетности предприятия занимались такие ученые, как: О.А. Заббарова, Р.С. Никандрова, В.А. Ровенских, И.А. Слабинская и т.д. В учебном пособии Заббаровой О.А. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»[2] рассматривается содержание современных концепций бухгалтерской отчетности, порядок и особенности составления основных форм отчетности. В учебнике Ровенских В.А., Слабинской И.А. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебник для бакалавров»[3] освещаются теоретические аспекты подготовки и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации, а также группы взаимосвязанных организаций (концерна).
Основной целью курсовой работы является изучение порядка составления и аналитических возможностей бухгалтерского баланса организации.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- рассмотреть предпосылки возникновения бухгалтерского баланса и этапы его формирования в России,
- изучить законодательное регулирование, основные требования и содержание бухгалтерского баланса предприятия,
- раскрыть бухгалтерский баланс как источник информации для проведения анализа финансового состояния предприятия,
- проанализировать методы, способы и приемы аналитической обработки бухгалтерского баланса.
Объектом исследования является бухгалтерский баланс организации.
Предметом исследования выступают методические и практические вопросы составления и оценки бухгалтерского баланса организации.
Информационную базу исследования составили российские нормативные акты, публикации по проблематике курсовой работы в периодической печати, на интернет-сайтах, разнообразные справочные материалы.
1. Теоретические основы бухгалтерского баланса организации
1.1. Предпосылки возникновения бухгалтерского баланса и этапы его формирования в России
К концу XIV века средневековые торговцы составляли балансы не только для контроля оборотов, но и для управления хозяйством. Так, каждое отделение компании Медичи ежегодно составляло баланс вместе с объяснительной запиской управляющего, посредством которых выявляло просроченную задолженность главной конторы во Флоренции. К балансу также могли приложить справку, определяющую перспективы погашения задолженности.
В то время торговцами не практиковалось деление счетов на аналитические и синтетические, что приводило к перегруженности статей баланса, а, следовательно, усложняло процесс учета средневековых фирм. К примеру, баланс банка святого Георгия (на 1 января 1409 г.) содержал в активе 95 статей и в пассиве 310, баланс Барселонского отделения компании Датини (на 31 января 1399 г.) более 110 статей в активе и около 60 в пассиве[4].
Теоретические аспекты бухгалтерской отчетности начали формироваться лишь с ростом промышленности и зарождением акционерных обществ[5].
История становления бухгалтерского баланса непосредственно связана с историей возникновения двойной записи. Предпосылкой формирование бухгалтерского баланса одновременно с двойной записью стало стремление свести учет к определенной форме. Развитие бухгалтерского учета того времени характеризовалось отсутствием теоретических обобщений, подкрепленных практикой[6].
Таким образом, дальнейшая формализация бухгалтерского учета становилась бесполезной на фоне стремительного расширения рыночного хозяйства. Формы и размеры хозяйственных операций постепенно менялись и увеличивались, а возможность уловить все эти операции с помощью тех примитивных средств, которыми располагал бухгалтерский учет, становилась неосуществимой. Отсталость теоретической мысли от практики, а также противоположное ей развитие производительных сил общества и расширение международной торговли привели к новому этапу в становлении бухгалтерской отчетности. Данный этап охватывал период с конца XVIII по первую половину XIX веков и характеризовался реакцией против укоренившихся учетных традиций[7].
Счетоводство как полноценная наука сложилась в период со второй половины XIX до начала XX веков. Этому в значительной мере способствовали существенные изменения в экономической жизни общества. Возникновение крупной промышленности, развитие путей сообщения, увеличение оборотов мировой торговли сформировали предпосылки для появления бухгалтерского законодательства[8]. Кроме того, дальнейшее развитие бухгалтерского учета на данном этапе стало возможным благодаря возникновению рынка ценных бумаг, который резко увеличил число участников рыночных отношений — внешних пользователей бухгалтерской информации.
Основу бухгалтерского законодательства, формируемого в большей части Европы, составляли бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Предприниматели, согласно законодательству, стали обязаны составлять и публиковать бухгалтерские отчеты для того, чтобы снизить риски со стороны акционеров, инвесторов и других внешних пользователей[9].
Были сформулированы следующие требования к балансу:
- точность (по мнению немецких авторов, данный критерий зависит от деятельности юристов и членов правлений, то есть от закона и задач, которые выдвигает высшая администрация акционерных обществ);
- полнота (согласно данному принципу, капитал в балансе должен учитываться по полной номинальной, а не фактически внесенной сумме. Это требование наиболее подробно было выдвинуто Паулем Герстнером и Рихардом Пассовым, который утверждал, что «способ обозначения капитала в полной сумме, определенной уставом, ― единственно правильный, но лишь в силу определенно выраженных на этот счет предписаний закона»)[10];
- ясность (трактовка данного требования стала объектом полемики между различными авторами: с одной стороны, бухгалтерский баланс должен быть понятен для всех специалистов, с другой ― для всех заинтересованных. В первом Паулем Герстнером рассматривалась субъективная ясность, во втором - объективная)[11];
- правдивость (баланс всегда должен быть составлен согласно требованиям закона, а все его данные должны вытекать из первичных документов);
- преемственность (различают внешнюю и внутреннюю преемственность. В первом случае предусматривается сохранение структуры баланса из года в год, во втором ― сохранение принципов оценки прошлого года в текущем);
- единство баланса (баланс центрального подразделения должен включать результаты балансов своих филиалов).
Возникновению бухгалтерского учета и отчетности в России во многом способствовали требования западных теорий счетоводства, равно как и отечественные принципы хозяйствования. В генезисе бухгалтерской отчетности в России можно выделить пять этапов[12].
Первый этап (1898―1916 гг.) связан с применением положения о государственном промысловом налоге, в котором отдельные статьи посвящены бухгалтерской отчетности. В Положении были определены плательщики налога, объекты обложения, порядок уплаты налога, а также порядок составления и предоставления отчетности. Правления предприятий обязаны были в течение месяца с момента утверждения общим собранием или соответствующим ему учреждением предоставить годовой отчет предприятия. Отчеты и балансы предприятий, акционерных обществ, которые подлежали публикации, составлялись по формам, утверждаемым министерством финансов по соглашению с государственным контролером и с соответствующими ведомствами.
Министерством финансов был также определен перечень предприятий, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность. В их число входили[13]:
- торговые и промышленные предприятия, принадлежащие акционерным обществам и компаниям, паевым и иным товариществам, в том числе обществам потребителей;
- акционерные коммерческие и земельные банки и ломбарды;
- городские и заемные кредитные общества и общества взаимного кредита;
- городские, земские и сословные общественные банки и ломбарды, ссудосберегательные товарищества и кассы и другие кредитные учреждения, которые на основании уставов обязаны публиковать отчеты о своих операциях.
Операционным годом признавался год с 1 января по 31 декабря включительно. Заключительному балансу предприятия должны были соответствовать в отчете отдельные счета, составляемые с такой полнотой и подробностью, чтобы из них было видно, какие именно операции и в каком размере каждая производились в течение отчетного года, какие результаты получены по каждой операции и какие по каждому счету заключительные статьи перенесены в актив и пассив баланса, который в точности выражает состояние предприятия на день заключения его операционного года[14].
Второй этап (1917―1921 гг.). До 1917 г. отличительным признаком уче-та в России являлась его территориально-экономическая ограниченность[15]. Не существовало единой методологии учета, как для отдельных отраслей хозяй-ства, так и для отдельных ветвей промышленности. Учет был замкнут в отдельных хозяйствующих единицах, объем учета и область его применения ограничивались юридическими рамками частной собственности. Такая особенность учета, направленная лишь на удовлетворение потребностей частного предпринимателя, была типичной для дореволюционной России[16].
Революция 1917 г., в результате которой все главные отрасли торговли и промышленности были переданы пролетариату, поставила счетоводство и отчетность предприятий в новые условия, определила иные задачи, направленные на удовлетворение потребностей государства. Отчетность по смыслу законодательства социалистического времени должна была более полно отображать и делать понятной для широких трудящихся масс хозяйственную деятельность страны, обеспечивая при этом всесторонний контроль. С другой стороны, крупный масштаб государственного и кооперативного хозяйства выдвигал в качестве единого планового руководства этим хозяйством. Отсюда второе требование законодательства к счетоводству и отчетности ― представление своевременных, полных учетно-отчетных данных, на основе которых руководящие центры могли составлять планы хозяйственной деятельности и регулировать их выполнение[17].
Третий этап (1921―1945 гг.). С переходом в 1921 г. к новой экономической политике государство стало активным участником регулирования всех сторон хозяйственной жизни и основным распределителем материальных благ[18].
Форма счетоводства законодательным актом не предусматривалась, предприятиям было предоставлено право выбрать для себя любую форму, соблюдая лишь основные принципы двойной бухгалтерии.
К 1925 г. сложился следующий состав основных разделов баланса предприятия, рекомендуемого к публикации государственным трестам в соответствии с приказом ВСНХ СССР от 23.01.25 г. № 330 (рисунок 1)[19]:
Актив |
Пассив |
Имущество |
Капиталы |
Материалы |
Займы и кредиты |
Товары и готовые изделия |
Кредиторы |
Денежные средства и ценные бумаги |
Прибыль |
Подотчетные суммы |
|
Обязательства и документы к получению |
|
Убыток |
Рисунок 1 ― структура баланса предприятия образца 1925 г.
Каждый раздел имел подробный перечень дополнительных статей[20].
До 1926 г. в российском законодательстве не имелось детально разработанных правил по составлению балансов. Несмотря на то, что законодательно уполномоченные структуры издавали для подведомственных им хозорганов подробные инструкции по составлению балансов и отчетов, однако эти инструкции не были обязательными к исполнению для других ведомств. Этот существующий пробел законодатели попытались устранить изданием Правил составления балансов и исчисления амортизационных исчислений, утвержденных Советом труда и Обороны 28 июля 1926 г.[21]