Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенствование отчетности анализируемого периода происходило по линии усложнения и унификации структуры основной отчетной формы — баланса. Так, согласно Инструкции ВСНХ СССР «Формы годового отчета и баланса на 1 октября 1929 г.», типовая форма баланса хозяйственного органа, подведомственного ВСНХ (треста, синдиката, акционерного общества), включала 14 разделов статей в активе и 13 разделов в пассиве.

В 1938 г. после проведения балансовой реформы, основной целью которой было стремление сделать баланс более пригодным для анализа финансового состояния предприятия, состав статей и их расположение изменилось. Баланс был очищен от ряда регулирующих статей, основные средства стали отражаться по остаточной стоимости.

Четвертый этап (1946―1980 гг.). В первой половине 1950-х гг. отмечались тенденции к сокращению бухгалтерской и статистической отчетности и повышению аналитичности баланса[22].

На необходимость исключения ненужных форм и лишних показателей неоднократно указывалось в директивах советского правительства. Так, например, ЦСУ СССР и Министерство финансов СССР в процессе разработки утверждения форм годового отчета за 1951 г. заметно сократили объем годовой отчетности промышленных предприятий. С января 1952 г. незначительно сокращен объем текущей статистической отчетности.

Так, в результате постоянных изменений и дополнений общее число показателей баланса выросло с 250 по форме, утвержденной в январе 1941 г., до 415 по форме 1953 г.

Перегруженность форм бухгалтерской отчетности различными аналитическими статьями была очевидна. Процесс подготовки и представления комплекта бухгалтерских и статистических отчетов был неоправданно трудоемким[23].

Наиболее значимым документом, регламентирующим порядок составления отчетности в конце 1970-х гг., было Положение «О бухгалтерских отчетах и балансах», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1979 г. № 633. Положение устанавливало порядок составления бухгалтерских отчетов и балансов всеми объединениями, предприятиями и организациями (кроме организаций и учреждений, состоящих на бюджете)[24].

Пятый этап (1981— настоящее время). Характеризуется новыми целями и задачами, возникшими в связи с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м гг. обозначилась серьезная проблема, связанная с унификацией бухгалтерской отчетности для предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов СССР Письмом от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены дополнительные статьи[25].


С введением нового плана счетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская отчетность подверглась дальнейшим изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин России Письмом от 09.06.1992 г. № 38 определил следующие формы бухгалтерской отчетности:

  • баланс предприятия;
  • отчет о финансовых результатах и их использования
  • приложение к балансу предприятия[26].

Утвержденные формы можно охарактеризовать следующим образом: бухгалтерский баланс состоит из трех разделов в активе и трех в пассиве, не очищен от регулирующих статей (износ нематериальных активов, основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Порядок расположения основных и регулирующих статей таков: основные средства по первоначальной стоимости, затем — износ основных средств и, наконец, их остаточная стоимость. Убытки находили отражение в активе баланса, прибыль — в пассиве.

23 октября 1992 г. Верховным Советом РФ было принято Постановление № 3708-1 «О государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики». Это был первый документ, который свидетельствовал, что политика российского государства в области регулирования бухгалтерского учета и отчетности будет направлена на построение нормативной и правовой базы в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности[27].

1.2. Законодательное регулирование, основные требования и содержание бухгалтерского баланса предприятия

Система законодательного регулирования бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерского баланса, существует с целью подтверждения её достоверности у пользователей. Бухгалтерская отчетность – это периодическое обобщение информации об объектах бухгалтерского учета в виде итоговых сведений за отдельный период[28].

В соответствии с Положением по введению бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н) – «…бухгалтерская отчетность – это единая система данных о материальном и экономическом состоянии организации, которая оформляется на базе данных бухгалтерского и налогового учета»[29].


Законодательное регулирование бухгалтерской отчетности в России осуществляется на четырех уровнях.

Первый уровень основан на Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», на основании которого все коммерческие предприятия обязаны составлять бухгалтерскую отчетность[30]. Цель данного закона - установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Данный нормативный акт вводит общие методологические принципы ведения на российских предприятиях бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности, он выступает основой системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности. В данном документе также определены основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерскому балансу.

Также к первому уровню законодательного регулирования отчетности относится Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок и составления бухгалтерской отчетности[31].

К важным нормативным актам первого уровня также относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и др.

Ко второму уровню законодательного регулирования бухгалтерского учета и отчетности можно отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 №34н), Приказ Минфина России от 02.07.2010 №66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций», План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 №94н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 №217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 №105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.

Второй уровень законодательного регулирования бухгалтерской отчетности содержит рекомендации по ведению бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности.

Одним из важнейших документов в области регулирования бухгалтерской отчетности является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998г. №34н, в котором отражены важнейшие принципы бухгалтерского учета и основные требования к составлению бухгалтерской отчетности и бухгалтерского баланса[32].


Также важными документами второго уровня являются ПБУ, в частности, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»[33], так как в нем представлены отдельные методологические вопросы учета конкретных операций. В данном Положении определяются следующие моменты:

- порядок организации и ведения бухгалтерского учета организации, согласно российскому законодательству;

- состав и содержание бухгалтерской отчетности предприятия, порядок ее составления и предоставления;

- порядок взаимоотношений предприятия с внешними пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности[34].

К нормативным документам по бухгалтерскому учету третьего уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.

Сюда можно отнести Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.

На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 №1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса при составлении бухгалтерской отчетности[35].

На четвертом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету и составлению отчетности - учетная политика организации. Цель этого уровня регулирования бухгалтерского учета и отчетности - определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность[36].

Основная цель бухгалтерской отчетности – предоставление полной, надежной и достоверной информации о деятельности предприятия всем заинтересованным пользователям. Одним из определяющих принципов, лежащих в основе методологии бухгалтерского чета, является принцип составления и публикации бухгалтерской (финансовой) отчетности[37].

При составлении бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерского баланса, необходимо, согласно «Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» соблюдать общие правила:


- бухгалтерская отчетность должна быть полной и достоверной и основываться на правилах, определенных нормативными актами по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;

- данные бухгалтерского отчетности должны быть нейтральными в интересах ее пользователей с целью одинакового считывания представленной информации, они не должны влиять на пользователей для достижения определенных результатов[38];

- содержание и формы бухгалтерской отчетности должны быть неизменными каждый год, однако при необходимости предприятие может изменить их с указанием в пояснениях к бухгалтерской отчетности веских причин таких изменений;

- показатели бухгалтерской отчетности должны быть существенными и отображать данные хозяйственных операций организации, её доходов и расходов, отдельных активов и обязательств;

- показатели бухгалтерской отчетности приводятся общей суммой по строкам бухгалтерского баланса с необходимыми пояснениями в приложениях;

- бухгалтерская отчетность должна содержать информацию об условных фактах хозяйственной деятельности организации, участии в совместной деятельности, о связанных сторонах и событиях после отчетной даты[39];

- показатели бухгалтерской отчетности в числовых значениях приводятся как минимум за два года – отчетный год и предыдущий год, в бухгалтерском балансе показатели приводятся за три года – отчетный год и два предыдущих;

- в бухгалтерской отчетности отчетные данные должны быть сопоставимы с данными за предыдущие периоды, при нарушении такой сопоставимости необходимо корректировать данные за предшествующий год, согласно нормативных актов по ведению бухгалтерского учета;

- бухгалтерскую отчетность необходимо заполнять на русском языке в денежной единице Российской Федерации (рубли, тысячи рублей, миллионы рублей);

- бухгалтерская отчетность должна быть подписана руководителем организации и заверена печатью[40].

Информация отражается в бухгалтерском балансе предприятия с учетом данных, содержащихся на счетах аналитического и синтетического учета. Показатели бухгалтерского баланса за предыдущий год должны совпадать с показателями вступительного баланса при составлении баланса за отчетный период. Бухгалтерскую отчетность, в том числе бухгалтерский баланс, организации должны сдавать начиная с года государственной регистрации предприятия, если предприятие зарегистрировано по 30 сентября включительно. Организации, зарегистрированные с 1 октября по 31 декабря за данный период отчетность не составляют, в данном случае бухгалтерская отчетность и бухгалтерский баланс в ее составе предоставляются в налоговые органы от даты регистрации предприятия по 31 декабря следующего года[41].