Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Сущность, природа и управление конфликтной ситуацией на предприятии
1.1 Понятие конфликта, источники и причины его возникновения
1.2. Управление конфликтной ситуацией
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Стройрегионгаз»
2.2 Анализ трудового потенциала предприятия ООО «Стройрегионгаз»
2.3 Конфликты в фирме ООО «Стройрегионгаз» и способы их решения
Характеристика движения рабочих кадров по коэффициентам оборота не раскрывает причин выбытия. Поэтому движение рабочей силы следует анализировать ещё и с точки зрения текучести, которая характеризует уровень организации труда и быта рабочих кадров предприятия. Она характеризуется коэффициентом текучести() (5)
2015 год: 22/253=0,087
2016 год: 21/241=0,087
2017 год: 24/234=0,103
Коэффициент текучести кадров в ООО «Стройрегионгаз» невысок (10,3%), но, как видно из таблицы, с каждым годом этот показатель увеличивается (по сравнению с 2015 годом он изменился на 1,6%). Это может плохо сказаться на дальнейшей деятельности предприятия.
2.3 Конфликты в фирме ООО «Стройрегионгаз» и способы их решения
Для выявления причин организационных конфликтов в данном отделе было проведено анкетирование сотрудников (Приложение 1), в котором приняло участие 85 человек.
Частота возникновения конфликтных ситуаций в организации представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Динамика трудовых споров в ООО «Стройрегионгаз»
Таким образом, согласно проведенному анкетированию, мы видим, что 15 человек (18% работников) указали, что конфликтные ситуации возникают очень часто, 41 человек (48%) – часто, 22 человека (26%) отметили, что конфликтные ситуации достаточно редки, и 7 человек (8%) утверждают, что столкновения очень редко возникаю в процессе работы.
Делаем вывод, что конфликтные ситуации между работниками предприятия возникают достаточно часто.
По итогам анкетирования мы выяснили, что в ООО «Стройрегионгаз»:
- 75% подчеркнули наличие противоречий интересов работников, их функций в трудовой деятельности;
- 68% сотрудников отметили неэффективность организации трудовой деятельности;
- 25% сотрудников недовольны условиями труда;
- 8% опрошенных недовольны нынешним руководителем.
Данные анкетирования представим в виде рисунка (рис. 7).
Рисунок 7. Результаты анкетирования
Таким образом, мы видим, что большинство сотрудников (75%) считают главной причиной организационных конфликтов противоречие интересов работников, их функций в трудовой деятельности. И 68% отметили неэффективность организации трудовой деятельности.
Это могут быть конфликты между начальниками отделов и заместителями генерального директора. Данные конфликты появляются часто из-за недостатка времени у начальников на выполнение возложенной на них работы. Этот конфликт разрешается распределением работы между всеми начальниками отделов. Но чаще на предприятии возникают конфликты между отделом эксплуатации и техническим отделом. Это вызвано тем, что технический отдел не может оперативно выполнять свою работу, так как большинство деталей (например, для починки техники) поставляется из г. Москва, и часто их нет в резерве. А отделу эксплуатации срочно необходим исправный автотранспорт. Между группами или личностью и группой конфликты возникают, как правило, редко, поскольку обычно внутри коллектива царит полное взаимопонимание.
Таким образом, на основе конфликта, связанного с неэффективной организацией труда персонала, возникает совсем другое противоречие: сталкиваются интересы работников, и их функций в трудовой деятельности.
25% опрошенных недовольны условиями труда:
- устаревшее оборудование;
- неудовлетворительное состояние рабочих мест;
- возможность травматизма в процессе работы.
8% опрошенных работников недовольны руководителем. Причинами этого могут быть:
- личные амбиции работника;
- недовольство заработной платой;
- недовольство стилем руководства.
Проведем анализ документов организации за три последних года. Для начала рассмотрим заработную плату сотрудников. Представим результаты анализа в виде таблицы 7.
В таблице 5 указана средняя заработная плата работников предприятия за последние три года.
Таким образом, недвольство заработной платой необосновано порождает недовольство руководителем. Поскольку он имеет лишь косвенное влияние на ее выдачу и может лишь начислять премии особо отличившимся работникам, когда сама заработная плата определяется согласно положению об оплате труда руководителей, специалистов и служащих и штатному расписанию.
Таблица 7
Средняя заработная плата сотрудников (тыс. руб.)
Сотрудники |
2015 |
2016 |
2017 |
Монтажники |
26,8 |
27,0 |
27,2 |
Инженерно-технические работники |
25,9 |
26,4 |
27,6 |
Кассиры |
26,2 |
27,1 |
27,8 |
Ремонтники |
28,3 |
29,1 |
29,7 |
Подсобники |
26,3 |
27,8 |
28,8 |
Контролеры СБ |
29,6 |
29,9 |
30,2 |
Административный и управленческий персонал |
33,4 |
34,2 |
35,6 |
Согласно результатам анкетирования (рис. 8), стиль руководителя ООО «Стройрегионгаз» можно охарактеризовать как демократический с элементами диктата. Это самый эффективный метод руководства.
По рисунку 8 мы видим, что 67% опрошенных считают, что Генеральный директор ООО «Стройрегионгаз» тщательно планирует работу, т.е. составляет для подчиненных подробные инструкции, разрабатывает графики выполнения работ. 24% опрошенных считают, что руководитель единолично принимает решения, не советуясь с подчиненными. 57% опрошенных думают, что руководитель в основном использует административные методы стимулирования, т.е. распоряжения и приказы, и недостаточно использует материальные стимулы. 54% опрошенных считают, что руководитель поощряет инициативу подчиненных. 70% работников отмечают доброжелательное отношение руководителя к сотрудникам. 75% сотрудников подчеркивают, что руководитель требует соблюдения строгой дисциплины на рабочем месте. Таким образом, из рисунка 8 видно, что руководитель сочетает демократический стиль управления и авторитарный.
Таким образом, делаем вывод, что 8% сотрудников, указавших причиной организационных конфликтов в организации неэффективность деятельности руководителя, основывались лишь на собственных амбициях.
Итак, причинами организационных конфликтов в ООО «Стройрегионгаз» являются:
- недовольство организацией трудовой деятельности;
- противоречия между интересами работников и их функциями в трудовой деятельности;
- неудовлетворительные условия труда;
- личные претензии и амбиции работников.
Рисунок 8. Характеристика стиля управления Генерального директора ООО «Стройрегионгаз»
Рассчитаем коэффициент социально-психологической напряженности в организации по следующей формуле
К = (x1 + x2 + x3 + x4) / n (6)
где К – коэффициент социальной напряженности;
х1 – противоречие интересов работников (доля неудовлетворенности);
х2 – фактор организации трудовой деятельности (доля неудовлетворенности);
х3 – условия труда (доля неудовлетворенности);
x4 – неудовлетворенность руководством;
n – количество факторов, вызывающих неудовлетворенность более чем у половины опрошенных.
Таким образом,
К = (0,75+0,68+0,25+0,08)/2=0,88
Значение К = 0,88 соответствует неудовлетворенности 88% от количества опрошенных, что свидетельствует об опасном уровне социально-психологической напряженности в трудовом коллективе ООО «Стройрегионгаз».
Анализ работы по управлению конфликтами является первым этапом по определению вида конфликта в трудовом коллективе ООО «Стройрегионгаз».
В первую очередь мы выяснили, ведется ли фиксация конфликтов на предприятии в каких-либо документах. После того, как обнаружилось, что как таковой фиксации в документах не имеется, анализ проводился путем включенного наблюдения в естественных условиях.
В процессе деятельности ООО «Стройрегионгаз» ежедневно возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты. По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с высокими нравственно-психологическими травмами.
Генеральный директор предприятия и его сотрудники стараются следовать некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций. Это происходит следующим образом. В первую очередь – это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных ситуаций. Руководитель ведет наблюдение за работой каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, ему делают предупреждение или увольняют.
Следующим условием предотвращения конфликтов является забота о справедливости. Директор не наказывает не виновных, а прежде чем что-то предпринять, очень хорошо продумывает, какие последствия вытекут из его решений. Но это не всегда получается, иногда сгоряча или не подумав, страдают незаслуженно сотрудники, хотя виноват сам руководитель.
Отношения в коллективе складываются при помощи уступок, происходит учет не только своих интересов, но и интересов других сотрудников предприятия. Готовность уступить смягчает напряженную обстановку. А если на оппонента оказывается давление – это всегда вызывает сопротивление с его стороны.
Также используют принцип ясности и доброжелательности. Это позволяет избежать ошибочного приписывания своему противнику враждебной позиции, а также нейтрализовать или смягчить обстановку.
Сотрудники ООО «Стройрегионгаз» учатся управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих разногласиях, но это не всегда получается.
Сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами:
- готовностью идти на сближение позиций;
- положительная оценка некоторых действий другой стороны;
- критичное отношение к самому себе и уравновешивание поведения.
После этого выбирается оптимальная стратегия разрешения конфликтной ситуации.
Как показал первичный анализ по управлению конфликтами в ООО «Стройрегионгаз», директор стремится решить возникающие конфликты с помощью компромисса, и часто достаточно успешно. На первый взгляд ситуация в плане разрешения конфликтов выглядит положительно. Но наблюдение показало, что в коллективе существуют некоторые разногласия.
Директор чувствует возникшую напряженность, старается быть более открытым и лояльным по отношению к трудовому коллективу, вызывая тем самым еще большее недоверие с его стороны.
Выводы по 2 глава
Таким образом, анализ показал, что в ООО «Стройрегионгаз» большая часть работников – люди в возрасте 30-49 лет. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций на ООО «Стройрегионгаз».
Коэффициент текучести кадров в ООО «Стройрегионгаз» невысок (10,3%), но с каждым годом этот показатель увеличивается, что может плохо сказаться на дальнейшей деятельности предприятия.
Основными причинами организационных конфликтов в ООО «Стройрегионгаз» являются:
- недовольство организацией трудовой деятельности;
- противоречия между интересами работников и их функциями в трудовой деятельности;
- неудовлетворительные условия труда;
- личные претензии и амбиции работников.
В ООО «Стройрегионгаз» слишком высокий уровень социально-психологической напряженности в трудовом коллективе, что и является главной причиной возникновения конфликтов.
На предприятии не ведется никакой фиксации конфликтных ситуаций.
Директор ООО «Стройрегионгаз» стремится решать возникающие конфликты с помощью компромисса, и часто достаточно успешно. Но наблюдение показало, что в коллективе существуют некоторые разногласия.
Также, анализ показал, что директор хорошо справляется с периодически возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе также существует скрытый конфликт, который накаляет социально-психологический климат в коллективе, снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности предприятия.
Заключение
Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Задача менеджера – спроектировать конструктивный, разрешаемый конфликт. Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер.