Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Сущность, природа и управление конфликтной ситуацией на предприятии
1.1 Понятие конфликта, источники и причины его возникновения
1.2. Управление конфликтной ситуацией
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Стройрегионгаз»
2.2 Анализ трудового потенциала предприятия ООО «Стройрегионгаз»
2.3 Конфликты в фирме ООО «Стройрегионгаз» и способы их решения
Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
В общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов: социально; социально-психологические; социально-демографические.
Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов: диагностика конфликта; разработка стратегии разрешения и технологии; непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта – реализация комплекса методов и средств.
Существуют пять стилей поведения индивидов в конфликтной ситуации: стиль конкуренции, уклонения, сотрудничества, компромисса, приспособления.
ООО «Стройрегионгаз» – одно из ведущих строительных предприятий Оренбургской области, бесспорный лидер своей отрасли в регионе, один из лучших российских подрядчиков в нефтегазовой промышленности.
Предприятие осуществляет деятельность, определенную Уставом, с целью получения прибыли.
ООО «Стройрегионгаз» оказывает услуги комплексной газификации: строительство газовых сетей, газификация предприятий, объектов ЖКХ и жилых домов.
На ООО «Стройрегионгаз» большая часть работников – люди в возрасте 30-49 лет. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций на ООО «Стройрегионгаз».
Основными причинами организационных конфликтов в ООО «Стройрегионгаз» являются: недовольство организацией трудовой деятельности; противоречия между интересами работников и их функциями в трудовой деятельности; неудовлетворительные условия труда; личные претензии и амбиции работников.
Также мы выяснили, что в ООО «Стройрегионгаз» слишком высокий уровень социально-психологической напряженности в трудовом коллективе, что и является главной причиной возникновения конфликтов.
На предприятии не ведется никакой фиксации конфликтных ситуаций.
Для определения, как будет действовать сотрудник в ситуации конфликта, было решено провести исследование социально-психологического климата в коллективе, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки степени конфликтности.
В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов приходится на тактику избегания, ухода от конфликта.
Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. В связи с этим респондентам был предложен тест диагностики самооценки конфликтности. Результаты этого теста свидетельствуют о неконфликтности сотрудников ООО «Стройрегионгаз».
Проведя анализ ранговой корреляции, мы выяснили, что конфликтные личности выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает корреляция между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности – неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.
Также выявили главное: руководитель должен стараться быть как можно более гибким и вариативным. Использовать разные тактики, вести себя по-разному, но всегда эффективно. Помнить, что сила руководителя – в его гибкости и умении с каждым партнером или подчиненным найти общий язык.
Необходимо понимать, чем меньше уровень конфликтности, тем благоприятней будет организационный климат на предприятии.
Так же были разработаны общие рекомендации по управлению конфликтами и минимизации их негативных последствий для ООО «Стройрегионгаз».
Список использованной литературы
- Авдыев М. А. Бизнес, собственность и конфликт // ЭКО. – 2018. - № 9.
- Альбрехт К. Стресс и менеджер. М.: Дело, 2016. - 366 с.
- Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2015. - 207 с.
- Блэих Р., Мутон Дж. Психология менеджмента. М.: Академия, 2017. - 289 с.
- Бородкин Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 2015. - 187с.
- Вергилес Э.В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации./ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2017. - 226 с.
- Володько В.Ф. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов.- Мн: Адукация и выживание, 2016.- 304 стр.
- Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2017.
- Горанчук В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб: Нева, 2016. - 143 с.
- Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование М., 2018. – С.118.
- Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКСМОС». 2017. - 320 с.
- Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2016. - 352 с.
- Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах. М., 2017. – 205с.
- Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – Издательства: «Авалонъ», «Азбука-классика», 2016. – 256 с.
- Зигерт Вернер. Руководить без конфликтов. М., Экономика, 2018. - 506 с.
- Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2016. - 539 с.
- Кишкель Е.Н. Управленческая психология. – М.: Высшая школа, 2018. –270 с.
- Козак Е.Л. Конфликтология. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2016. - 239 с.
- Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации. Виды, назначение, способы управления. «Альфа-Пресс», 2017. – 216 с.
- Крам Т.Ф. Управление энергией конфликта. – Назрань, 2015. – 288 с.
- Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. Общение в работе руководителя. – М.: Экономика, 2017.
- Лысов О. Е. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения. Л.: ИПК СП, 2016 - 67 с.
- Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. - 512 с.
- Малиновский П., Методы оценки персонала, - М. 2015. - 298 с.
- Управление организацией: учебник / под. ред. В.Н. Мельникова, Н.Л. Маренкова. – М.: КНОРУС, 2016. –240 с.
- Маслов Е-Б. "Управление персоналом предприятия" -М.: ИНФА-М, 2016. - 238 с.
- Управление современной компанией: учебник / под. ред. Б. Мильнера, Ф. Лиса. – М.:ИНФРА-М, 2018. –586 с.
- Михайлов Я. В. Эффективный менеджмент. М., ГЕЛАН, 2016. - 263 с.
- Попов А.В. Теория организации американского менеджмента – М.: МГУ, 2017. – 213 с.
- Рутицкая В. Конфликты в организации // Справочник кадровика. - 2018. - № 4. – 35 стр.
- Светлов В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. – СПб: Питер, 2016.
- Соловьев А.В. Конфликты в организации: увольнение за участие в ложной забастовке или за прогулы // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. - № 4 .- С. 71.
- Старобинский Э.К. "Как управлять персоналом" - М.: Бизнес-школа Интелсинтез, 2017. - 486 с.
- Субботиной Л.Ю. Конфликты. Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2016. - 372 с.
- Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:"Дело", 2015. - 365 с.
- Тренев Н. Н. Управление конфликтами. – М.: ПРИОР, 2015. – 196 с.
- Фролов С.С. Социология организации. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Проспект, 2016. – 504 с.
- Шейнов В.П. Практические приемы менеджмента. – Минск: Амалфея, 2017. –160 с.
- Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их решение. М.: ИНФРА-М, 2016. - 203 с.
- Шейнов В.П. Управление конфликтами. Теория и практика. М.: Харвест, 2015. – 312 с.
- Щербина В. В. Социальные теории организации. М.: ИНФРА-М, 2017. - 186 с.
- Чалдини Р. Психология влияния. 4-е международное издание. – СПб: Питер, 2015. – 288 с.
- Яккока Л. "Карьера менеджера" М., 2018. –101 с.
Приложение 1
Последствия конфликтов
Позитивные |
Негативные |
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
получение новой информации об оппоненте |
увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
представление о побежденных группах, как о врагах |
стимулирование к изменениям и развитию |
чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
снятие синдрома покорности у подчиненных |
после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
диагностика возможностей оппонентов |
сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”). |
Приложение 2
Модель конфликта как процесса
-
Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их решение. М.: ИНФРА-М, 2016. - 203 с. ↑
-
Вергилес Э.В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации./ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2017. - 226 с. ↑
-
Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах. М., 2017. – 205с. ↑
-
Вергилес Э.В. Возникновение и разрешение конфликтных ситуаций в организации./ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2017. - 226 с. ↑
-
Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2016. - 539 с. ↑
-
Лысов О. Е. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения. Л.: ИПК СП, 2016 - 67 с. ↑
-
Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах. М., 2017. – 205с. ↑
-
Лысов О. Е. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения. Л.: ИПК СП, 2016 - 67 с. ↑
-
Попов А.В. Теория организации американского менеджмента – М.: МГУ, 2017. – 213 с. ↑
-
Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации. Виды, назначение, способы управления. «Альфа-Пресс», 2017. – 216 с. ↑
-
Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах. М., 2017. – 205с. ↑
-
Рутицкая В. Конфликты в организации // Справочник кадровика. - 2018. - № 4. – 35 стр. ↑