Файл: Понятие и виды источников права (Понятие и особенности форм (источников) права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

«К тому же источники права регламентируют общественные отношения, жизненно важные для общества и государства, которые в свою очередь, определяют развитие других, в том числе и не правовых социальных отношений. В них содержатся правовые предписания различных отраслей права - конституционного, административного, гражданского и других. Но надо помнить, что глубинным источником, детерминантом правовой формы является существующая система общественных отношений, вызывающая потребность в подобном централизованном регулировании».[1]

Поэтому иногда под источником права в литературе понимается социальная обусловленность права вообще. Однако чаще всего анализируемую категорию определяют как внешнюю формы выражения правовых норм. И это утверждение вполне правомерно, так вне соответствующих норм права не существует. Реализация чьей-то воли, будь то воля определенной группы людей или всего народа возможна только в случае ее выражения в определенных источниках.

Посредством этих форм становится возможным: закрепление правил поведения людей, установления их прав и обязанностей, обеспечение защиты прав и свобод граждан, осуществление контроля над соблюдением норм права. Поэтому, основываясь на вышеупомянутых возможностях источников (форм) права, еще очень важно выяснить какой источник, а, скорее всего, систему источников брать за основу, так как правовой системе каждого государства присуща собственная система источников права, которая обусловлена историческими особенностями становления и развития государственности, системой государственных органов, национальными традициями, уровнем политической и правовой культуры.


«К тому же их роль еще велика и в другом аспекте, в частности, в том, что они являются своеобразными «резервуарами», «хранилищами» правовых предписаний. Причем в современных источниках права эта функция определена наиболее четко».[2]

Как для действующего права, так и для истории права основополагающее значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым источникам (их изучение, публикации и т. д.) - один из наиболее существенных и выразительных показателей уровня и состояния историко-правовой науки и юриспруденции в целом.

Целью данной работы является всестороннее изучение понятия «источник права» и анализ его сущности в юридическом аспекте.

Для конкретизации данной цели выделим следующие задачи настоящей работы:

  1. рассмотреть понятие и особенности форм (источников) российского права;
  2. выделить основные виды форм (источников) российского права;
  3. определить понятие и виды нормативного правового акта как основной формы (источника) российского права;
  4. Обобщить особенности отличие нормативного акта от других источников права;
  5. Конкретизировать действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Предметом исследования данной работы являются нормативные правовые акты, как понятие, отражающее нормативный документ, характеризующийся правотворческой деятельностью компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом), правилами общего характера, обладающими государственной обязательностыо, оформляемый в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты, имеющий определенную структуру.

Глава 1. Понятие и виды форм (источников) права

1.1 Понятие и особенности форм (источников) права

Прежде чем начать рассмотрение каждого источника в отдельности, есть необходимость разобраться в самом понятии «источник». Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие - источниками. Но такая разность определений ярко подчеркивает многообразие проявлений их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно их сущность и содержание по раздельности.


Для уяснения смысла понятия формы права, нужно хотя бы в общих чертах остановиться на самой категории «форма». Она является одной из центральных и сложнейших в философии. Парной ей категорией выступает «содержание», понимаемое как определенная сторона целого, представленного в единстве всех составных элементов объекта, его свойств, связей, тенденций развития. А форма в данном случае есть способ существования, выражения и преобразования содержания.

Различают во всяком явлении внутреннюю и внешнюю форму. Надо полагать, что когда термин «форма» употребляется для обозначения внутренней организации содержания, то он связан с понятием структуры.

В праве категорией формы охватывается два значения:

а) правовая форма;

б) форма самого права.

«Правовая форма - это, по сути, вся правовая действительность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и другие фактические отношения. Понятие правовой или юридической формы применимо, когда раскрывается связь права с иными социальными образованиями, процессами и отношениями».[3]

Форма права - это, по сути, форма самого права, как отдельного явления, и соотносится она только с его содержанием. Назначение этого понятия в упорядочении содержании права, придании ему свойств государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю форму права.

«Внутренняя форма права - это его структура и связи. Сюда же входит и система права со своими элементами, находящимися в определенной соподчиненности. Что касается внешней, то, здесь видимо, более близки к истине те ученые, которые содержанием права признают не государственную волю (это его сущность), а юридические нормы, которые в этой связи именуют источниками прав».[4]

Развивая вышеизложенную мысль необходимо оговориться о причинах самих правовых норм, так как тогда мы сможем лучше уяснить саму категорию «источник права».

Итак, право имеет своим источником (в более широком смысле этого слова) развивающиеся общественные отношения. К ним относят: производство материальной жизни, а точнее способ этого производства, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности, как конечная причина возникновения и действия права. Естественно, что для того, чтобы все эти элементы были как-то регламентированы, нужен посредник, которым является сам законодатель, который, в свою очередь, и осознает эту насущную потребность. Познав эту необходимость, государство (в лице представительного органа) непосредственно формирует устанавливаемую правовую норму, либо санкционирует уже сложившиеся в жизни правила поведения и, тем самым, придает им качество юридической нормы.


Общеизвестно, что источниками права могут быть обстоятельства, питающие появление и действие права, а потому, придерживаясь данного признака, под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание.

Кроме того, источник нужно рассматривать и в юридическом (более узком) смысле. Здесь источник выступает в контексте различных форм (способов) выражения, объективизации правовых норм. И тут сразу надо заметить именно этот подход к данной категории, объясняет употребление формы и источника права, как тождественных понятий. А, в принципе, данный смысл понятия «источник права» указывает на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государствах это в основном нормативные акты, которые систематизируются в кодексы, уставы. Договор как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет места, а прецедент континентальной правовой системой отвергается полностью.

«Иными словами под источниками права, по мнению Полякова А. В., понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина».[5]

Форма права показывает, каким способом государство фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, уже принявшая объективный характер, доводится до сознания его членов. Следовательно, внешняя форма или источник права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм.

​​​​​​​1.2 Основные виды форм (источников) права

На данный момент в юридической науке выделяют следующие виды форм права:

  1. правовой обычай;
  2. правовой (судебный) прецедент;
  3. правовая доктрина (выделяется как отдельная самостоятельная форма права рядом ученых);
  4. нормативный договор;
  5. нормативно-правовой акт.

1. Правовой обычай.

Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Древние обычаи опирались на примитивный способ производства, выражали интересы всей социальной группы, обеспечивались, прежде всего, привычкой и силой общественного воздействия. Вообще же обычаем было правило поведения, сложившееся на основе постоянного и точного повторения фактических отношений.


«Дошедшие до нас законодательные памятники рабовладельческого и феодального права - это, по сути дела, собранные воедино правовые обычаи. Примером могут служить «3аконы Ману», в которых говорится: «…пусть дают свидетельские показания относительно женщин - женщины, относительно дважды рожденных - такие же дважды рожденные, честные шудры - относительно шудр, относительно низкорожденных – низкорожденные». Или в Салической правде в главе XLIV: «По обычаю следует, что (если) человек, умирая, оставит вдову и кто-либо пожелает ее взять, то прежде чем он вступит с нею в брак, тунгин (сотник) должен назначить судебное заседание, и на этом заседании должен иметь при себе щит, и три человека должны предъявить три иска. И тогда тот, кто хочет взять вдову, должен иметь три равновесных солида и один динарий. И должны быть трое, которые взвесят его солиды; и если после этого будут согласны, он может взять (вдову замуж)». Примером такого рода в России - была «Русская Правда»[6].

Следующим шагом в оценке этого вида источников права, думаю, должно явиться изучение природы этого явления. Правовой обычай характеризуется следующими признаками:

  • юридические обычаи тесно связанные с религией. Например, в Индии, обычное право входит в систему индусского права;
  • нормы правового обычая отличаются определенностью правила поведения, непрерывным и единообразным характером его исполнения. К тому же приоритетной формой выражения правового обычая являются пословицы, поговорки, афоризмы.

Но вряд ли будет верным полагать, что правовые обычаи - это устаревшее явление, потерявшее в настоящее время всякий вес. Изучая свидетельства современных исследователей нетрудно заметить, что обычное право широко применяется при регулировании общественных отношений (особенно в земельной, брачно-семейной отраслях права) в государствах Азии, Латинской Америки, Африки. А некоторые обычаи, вошедшие в древние законы, действуют, и по сей день. Например, в Таиланде до сих пор бытует обычай, определяющий условия развода супругов «муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча догорит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущества».

Так, в Саудовской Аравии, где официальной религией является ислам, многие законы заимствованы из Корана. Здесь до сих пор рубят руки ворам и забрасывают камнями неверных жен.

«Правовой обычай до недавнего времени являлся источником тогда еще советского права, хотя особого распространения не имел. Союзный Кодекс торгового мореплавания в ст. 143 установил, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Здесь, обычно принятые сроки это и есть, обычаи, сложившиеся в порту, получившие поддержку государства и тем самым ставшие правовыми».[7]