Файл: Понятие и виды источников права (Понятие и особенности форм (источников) права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно на нормативном акте, как основном источнике российского права необходимо остановиться более подробно и рассмотреть данную форму права в различных аспектах.

Глава 2. Нормативный правовой акт, как основная форма (источник) права

2.1. Понятие и виды нормативного правового акта

Мировая правовая наука рассматривает источники права и содержание правовых норм в их неразрывном единстве. В правовом обычае и прецеденте, нормы права носят зачастую случайный и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения. С развитием общественной жизни, усложнением отношений в обществе эти обязательные установления становятся тормозом общественного развития.

«Как отмечал Н. М. Коркунов государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может примириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы».[15]

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Как наиболее прогрессивное, нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые затрагивали интересы государства. Частные, имущественные, брачно-семейные отношения еще очень долго были под воздействием таких источников, как правовой обычай и судебный прецедент. Но со временем нормативно-правовое регулирование расширилось настолько, что стало преобладающей формой регулирования общественных отношений.

Итак, нормативный правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержаться нормы права. Однако, говоря о нем в этом аспекте, обязательно нужно подчеркнуть и четко выделить их виды. Классификация их идет по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам их издающим.


По юридической силе все нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила является наиболее существенным признаком классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. Если брать и теорию, и практику правотворческой деятельности, то сразу видно, что акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих. Последние, всегда издаются на основе и в дополнение первых.

Закон - это главный и преимущественный правовой акт, современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом - это нормативный правовой акт, современного государства, принимаемый высшим представительным органом государства в особом порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Из этого определения выделяют признаки закона, как основного источника права, выступающего одновременно разновидностью нормативного акта:

  1. Законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
  2. Законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального выражения интересов личности;
  3. Законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативным правовым актам.

Принятие закона включает в себя, как правило, пять обязательных стадий:

  • внесение законопроекта в законодательный орган;
  • обсуждение законопроекта;
  • принятие закона;
  • утверждение (подписание) высшим должностным лицом государства;
  • его опубликование (обнародование).

Принятие закона в порядке всенародного голосования также осуществляется в законодательном порядке.

  1. Законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какой-либо другой ветви власти. Они могут быть заменены или отменены только законодательной властью. К примеру, если взять Конституционный суд, то он может признать закон, принятый парламентом неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган.
  2. Закон - это, по сути, ядро всей правовой системы государства, они обуславливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Ведущее место законов в системе нормативных актов государства выражает одно из основных требований закона - его верховенство в регулировании общественных отношений. Ни один другой акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть или приведен в соответствии с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы можно разделить на: Конституцию (основной закон государства), конституционные и обыкновенные законы. Конституция устанавливает основы государственного строя государства, закрепляет основные права и обязанности граждан, регламентирует порядок формирования и деятельности государственных органов. Конституционные законы определяют и дополняют положения Конституции, поэтому на их основе строится и детализируется вся система нормативных правовых актов. Конституция по отношению к другим правовым актам, в том числе и законам, обладает наивысшей юридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определенные сферы общественной жизни.

«Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».[16]

«Многие ученые, основываясь на вышеизложенных признаках, определяют закон, как основной источник права. Но насколько это правомерно? Правомерно ли, что по этой причине обычное право либо объявляется несуществующим, либо отодвигается вглубь истории? Получается, что из поля зрения выпадают целые элементы права, которые можно отнести к исторически накопленным ценностям правовой и социальной культуры. Но существует диаметрально противоположное мнение. Так в некоторых курсах общей теории права высказывается мнение, что характеристика норм права, а, следовательно, и нормативных правовых актов в роли источника права не точно».[17]

Тем не менее, уточнение характеристик, думается должно идти по пути выявления прямых и обратных связей права и общественных отношений со всем многообразием их нормативного упорядочения, посредством обоснования того положения, что и нормативно-правовые акты и властные предписания государственных органов являются силой, создающей нормы права. Предыдущие аргументы бесстрастно доказывают, что и нормативно-правовые акты и властные предписания являются источниками права.


Кроме всего прочего существует концепция в общей теории права о едином нормативном акте. Она основывается на построении отвлеченных конструкций единства формы и содержания. При этом форма закона абсолютизируется либо как внешний образ права, либо как универсальная форма выражения общенародной воли. Так закон становится внешней формой или образом бытия права, которое обеспечивается всеми средствами, в том числе и государственно-принудительными.

Формально право и закон выступают в единстве, но не в том, при котором форма закона полностью переносится на право для его властного обеспечения. Материальным источником права являются общественные отношения. Отсюда допустимость для права не одного, а нескольких источников, включая например, доктринальный (правовая доктрина), не обязательно опирающийся на принуждение. Отсюда же и подвижность формы права. Закон властно категоричен, отличается формальной определенностью и меньшей степенью подвижности. Его материальным источником является высший орган представительной власти, из-за чего закон становится властно обеспеченным. Поэтому единство права и закона следует понимать как ограниченную связь по форме и содержанию, в котором закон проявляет себя как приоритетный источник права, который обеспечивает соответствие народной воле, выражающейся в законе, других форм нормативного упорядочения общественных и межличностных отношений.

«Вообще, проблема основного источника права не абстрактно-теоретическая или формально-логическая. Она имеет непосредственное отношение к состоянию правовых основ общества. Так, законы должны быть актами прямого действия, а также направляться на государственные и общественные органы, трудовые коллективы государственных должностных лиц и граждан».[18]

Эти общие положения, обеспечивающие верховенство закона, не могут проявиться автоматически. Они могут быть задействованы при непременном условии, что суд выступает как орган, подчиняющий закону всех, на кого он распространяется и от кого зависит его исполнение. Деятельность судебной системы должна распространяться на обеспечение верховенства закона на всех уровнях поддержания правопорядка:

а) определение конституционности подзаконных актов, адекватности законно управленческих и правоприменительных решений:

б) установление меры ответственности за каждое правонарушение с дифференциацией по предмету и методом правового регулирования, а не по должностному или иному основанию, не соответствующему принципам равенства всех перед законом.


Именно указанные властные функции суда гарантируют закону ту самую силу прямого действия.

Говоря о подзаконных нормативных правовых актах как об отдельном виде правового акта важно подчеркнуть, что это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе, а не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они скорее базируются на их силе и не могут, вследствие этого противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. А подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти. А вот по субъектам издания и сфере распространения они делятся на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты - это акты общей компетенции, действия которых распространяются на всех лиц в пределах территории страны. По своей юрисдикционной силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы правления нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят свое выражение в двух разновидностях подзаконных актов:

а) нормативные указы Президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия Президента в правотворческой деятельности определяются Конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением;

б) постановления Правительства и его Председателя. Это подзаконные акты, принимаемые в контексте с указами Президента и призываемые в необходимых случаях урегулировать спорные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением.

  1. Местные подзаконные акты — это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией, и распространение их идет на жителей только подвластной территории. Это могут быть постановления или решения совета, муниципалитета, мэрии, префектуры по самым различным вопросам местного характера.
  2. Ведомственные подзаконные акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения также наделяются правотворческими функциями, которые затем делегируются законодательной властью, Президентам, правительствам. Это правовые акты общего действия, однако, они распространяются лишь на ограниченную сферу общественной жизни и отношения (таможенные, банковские, государственно-кредитные).
  3. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативные правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, воинских частей и других организаций.