Файл: Понятие и виды источников права (Понятие и особенности форм (источников) права).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и виды форм (источников) права
1.1 Понятие и особенности форм (источников) права
1.2 Основные виды форм (источников) права
Глава 2. Нормативный правовой акт, как основная форма (источник) права
2.1. Понятие и виды нормативного правового акта
2.2. Особенности и отличие нормативного акта от других источников права
Однако при классификации по основным субъектам государственного правотворчества, кроме актов исполнительной власти (подзаконные акты) и законодательной власти (законы) очень важное значение имеют и акты судебной власти. Решение судебных органов приобретает нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуально-правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд должен конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые вследствие пробелов, обнаруженных в праве. Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правового регулирования тех жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют обще обязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел. Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а все-таки в велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов в праве всецело основывается на приданных им законных полномочиях, в рамках законности и других принципах данной системы.
«Нормативно-правовые акты классифицируют также по содержанию, но такое деление в известной мере условно. Данная условность объясняется тем, что не во всех нормативных актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, в которых присутствуют нормы только одной отрасли (семейное законодательство). Но наряду с ними действуют акты, содержащие в себе нормы нескольких отраслей, которые обслуживают сферу (любую) общественной жизни. Примерами комплексных нормативно-правовых актов являются: хозяйственное, трудовое, морское законодательства».[19]
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты делятся:
а) на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
б) на акты ограничивающего действия, распространяются только на определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
в) на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (война, стихийные бедствия).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить:
а) акты законодательной власти (законы);
б) акты исполнительной власти (подзаконные акты, указы);
в) акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
2.2. Особенности и отличие нормативного акта от других источников права
Такая форма права, как нормативный правовой акт, порождает и ряд актуальных научно-прикладных проблем, одни из которых решены в теории права, а другие находятся на стадии обсуждения.
Прежде всего, это проблема структуры нормативного правового акта и ее соотношение со структурой самого права.
Нормативный правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют относить его к соответствующему виду, например, различать, закон это или постановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан
и т. д.
Но нормативный правовой акт имеет и внутреннюю структуру: членение на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т.п. Такое строение нормативного правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой - удобству пользования им.
Следующий вопрос - это вопрос о юридической силе нормативного правового акта.
«Юридическая сила означает соответствие акта, принятого нижестоящим государственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральном уровне».[20]
В отличие от других источников (форм) права нормативный правовой акт обладает следующими признаками:
1. Он создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
Правотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативных правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.
Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.
Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.
2. В нормативных правовых актах содержатся только нормы права, есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативные акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат.
3. От нормативного правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.
4. Нормативный правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5. В нормативных актах нормы права группируются по определением структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).
Заключение
Таким образом, источник права есть внешняя форма объективизации правовой нормы, причем, только объективизированная в определенной форме норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Норма права не существует и не может существовать вне источника права - оболочки бытия правовой нормы.
Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.
В данной работе были рассмотрены следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор, юридическая доктрина. Более подробно был рассмотрен нормативный правовой акт, дана его классификация, выделены особенности.
Выявление круга источников имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов.
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить, пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России?
Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.
Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативный правовой акт вообще, а только один из них Конституция. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря.
2. Литература
3. Алексеев С. С. Теория государства и права. М.: Гардараки, 2010. 288 с.
4. Венгеров А. Б. Происхождение права. М.: Инфра - М, 2007. 234 с.
5. Гаврилов В. В. Понятие национальной и международной правовых систем. Тюмень: Книга, 2010. 512 с.
6. Корельский В. М. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Право, 2007. 288 с.
7. Лаптева Л. Е. Исследования обычного права народов. М.: Юриспруденция, 2008. 333 с.
8. Марченко М. Н. Теория государства и права. М.: Инфра - М, 2009. 474 с.
9. Матузов Н. И. Теория государства и права. М.: Инфра - М, 2011. 357 с.
10. Муромцев Г. И. Источники права, теоретические аспекты проблемы. М.: Изд-во РАГС, 2008. 433 с.
11. Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М.: Гардараки, 2006. 198 с.
12. Поляков А. В. Общая теория права. Челябинск: Книга, 2011. 455 с.
13. Свешникова Л. Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы. М.: Право, 2001. 302 с.
14. Суханов Е. А. Гражданское право. М.: Инфра - М, 2009. 318 с.
15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.: Инфра - М, 2010. 228 с.
-
Муромцев Г. И. Источники права, теоретические аспекты проблемы. М., 2008. С. 15. ↑
-
Венгеров А. Б. Происхождение права. М., 2007. С. 66. ↑
-
Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2006. С. 47. ↑
-
Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории права и государства. М., 2006. С. 47. ↑
-
Поляков А. В. Общая теория права. М., 2011. С. 354. ↑
-
Свешникова Л. Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы. М., 2001. С. 101. ↑
-
Суханов Е. А. Гражданское право. М., 2009. С. 211. ↑
-
Лаптева Л. Е. Исследования обычного права народов. М., 2008. С. 104. ↑
-
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2010. С. 178. ↑
-
Муромцев Г. И. Источники права. М., 2008. С. 16. ↑
-
Гаврилов В. В. Понятие национальной и международной правовых систем. М., 2010. С. 35. ↑
-
Корельский В. М. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2007. С. 89. ↑
-
Гаврилов В. В. Понятие национальной и международной правовых систем. М., 2010. С. 36. ↑
-
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря. Ст. 434. ↑
-
Матузов Н. И. Теория государства и права. М., 2011. С. 159. ↑
-
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1993. Ст. 15. ↑
-
Корельский В. М. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2007. С. 368. ↑
-
Алексеев С. С. Теория государства и права. М., 2010. С. 165. ↑
-
Марченко М. Н. Теория государства и права. М., 2009. С. 191. ↑
-
Алексеев С.С. Общая теория права. М., 2009. С. 232. ↑