Файл: Организационные структуры ООО «Зволжский Мясокомбинат».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 601

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Быстрые, глубокие и коренные изменения в экономике России, за счет введения санкций западными странами и ослабление рубля, потребовали от менеджмента организаций быстрой адаптации к меняющимся условиям. Однако многие руководители в России оказались не готовыми, а иногда и неспособными к быстрой адаптации к новым экономическим условиям.

В условиях усложняющегося экономического развития, требующего нестандартных решений, все больше проявляется конфликт между сложившимися управленческими схемами и стратегиями развития организационных структур фирм. Создание систем управления, позволяющих раскрыть творческую инициативу на всех иерархических уровнях, является в настоящее, время главной целью реорганизации фирм и определения новых приоритетов в развитии организации.

Научно аргументированное создание организационных структур управления - важная проблема современного периода приспособления хозяйствующих бизнес-субъектов в изменчивой рыночной экономике. В современных меняющихся условиях нужно широко внедрять принципы и способы конструирования структур управления на базе системного подхода.

Без развития способов проектирования организационных структур управления практически невозможно дальнейшее усовершенствование самого процесса управления, а также увеличение эффективности показателей на производстве.

Несмотря на широкое изучение в научной литературе проблем совершенствования организационных структур и систем управления предприятий, не создан механизм их системного взаимодействия; теоретические подходы, рассматривающие механические и адаптационные типы структур, остаются объектами научных дискуссий. Актуальность проблемы определили выбор темы данного исследования.

Целью курсовой работы является исследование стратегии развития организационных структур фирмы.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие организационной структуры фирмы.
  • Охарактеризовать основные виды организационных структур фирмы.
  • Рассмотреть современные стратегии развития организационных структур фирмы.
  • Исследовать коммуникационный процесс организационной структуры ООО «Заволжский Мясокомбинат».
  • Показать проектирование организационной структуры как один из важнейших факторов функционирования и развития ООО «Заволжский Мясокомбинат».

Объектом исследования является ООО «Заволжский Мясокомбинат».


Предметом курсовой работы является совокупность управленческих отношений в малом бизнесе, включая связи его регулирования в организационных структурах.

Методологической и теоретической основой исследования являются концепции и теоретические положения, представленные в современной отечественной и зарубежной научной литературе, посвященной проблемам развития малого бизнеса. При написании курсовой работы использовалась общенаучной методология, предусматривающая использование методов единства и логического, структурного, системно-функционального и сравнительного анализа.

1. Основные аспекты стратегии развития организационных структур фирмы

1.1. Понятие организационной структуры фирмы

«Организационная структура управления» - одно из важных понятий менеджмента, которое тесно связанное с целями, функциями и процессом управления, а также деятельностью менеджеров и распределением между ними обязанностей. В рамках данной структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней и профессиональной подготовки. В силу этого руководители предприятий должны уделять внимание принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению направлений изменения и оценкам их соответствия задачам предприятия.

Существует множество определений «организационных структур». Известные определения организационных структур мы условно разделим на три группы. К первой группе мы отнесем определения, которые трактуют организационную структуру как упорядоченное, статическое взаиморасположение и взаимосвязь элементов и подразделений предприятия. В.Р. Шилов рассматривает организационную структуру как упорядоченную совокупность органов, управляющих производственной деятельностью [8, c. 72]. М. Л. Калужский, в свою очередь, при рассмотрении организационной структуры концентрирует внимание на аспекте взаимосвязей подразделений организации, определяя организационную структуру как «совокупность возникающих в процессе управления связей и отношений между подразделениями организации» [6, c. 43]. Т. В. Голубева объединяет две вышеназванные точки зрения, утверждая, что организационная структура, представляет собой состав и взаимосвязь структурных управленческих звеньев [19, c. 17]. Б. Мильнер акцентирует внимание на необходимости фиксации (формализации) взаимосвязей между подразделениями и работниками организации при построении организационной структуры. Определения, которые мы отнесли ко второй группе, раскрывают понятие организационной структуры через решаемые ею задачи [14, c. 590]. Организационная структура управления характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками в управленческом аппарате на всех уровнях. В. Шапиро отмечает, что организационная структура, помимо распределения целей и задач, регламентирует состав, величину, размещение, ответственность и иерархию подчинения. В определениях, относящихся к третьей группе, подчеркивается необходимость проектирования организационной структуры исходя из стоящих перед организацией целей и задач [16, c. 211]. М. Мэскон, Ф. Хедоури рассматривают организационную структуру организации как логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации [5, c. 244].


Если мы объединим эти подходы, то получим следующее определение: под организационной структурой понимается - упорядоченное, взаиморасположение и взаимосвязь элементов и подразделений организации, регламентирующее их состав, размещение, профиль деятельности, ответственность, иерархию подчинения и позволяющее наиболее эффективно достигать целей организации.

1.2. Характеристика основных видов организационных структур фирмы

Рассмотрим основные виды организационных структур и их классификации. Множество существующих типов организационных структур объединим в две подгруппы по следующим признакам: поведенческий тип организационных структур управления и структурные характеристики. Организационные структуры можно классифицировать в зависимости от следующих структурных характеристик [18, c. 91]:

  • Комплексность, под которой понимается степень различия внутри организации. Она включает: количество уровней иерархии организации (вертикальная дифференциация). Комплексность зависит от масштаба контроля, который определяет размер команды, находящейся в подчинении одного руководителя.

Сокращение числа лиц, подчиненных одному руководителю (т.е. - сжатие охвата контроля), приводит к зарождению структуру управления, которая представляет собой «высокую» организационную структуру и характеризуется большим числом уровней по отношению к числу сотрудников. Если организации свойствен большой диапазон контролем, то она принимает форму «плоской» структуры, которая характеризуется более простыми отношениями и менее формальными связями между руководителями и подчиненными.

- Уровень специализации или разделения труда (горизонтальная дифференциация). При значительной горизонтальной дифференциации происходят разногласия между отдельными департаментами и подразделениями, что усложняет процесс коммуникации между членами коллектива и усложняет задачу согласования. Чем более конкретизированы и определены отдельные бизнес-процесс, тем тяжелее их интегрировать в единую систему. В конечном счете, очень часто это приводит к тому, что их взнос в достижение общих целей фирмы нельзя будет измерить. И в этих случаях цели подразделения могут противоречить целям компании.

Территориальное распределение подразделений организации (пространственная дифференциация), включает [1, c. 43]:


  • национальную организационную структуру - подразделения компании находятся только внутри страны дислокации;
  • интернациональную организационную структуру, имеющую ограниченное количество своих подразделений за границей;
  • мультинациональную организационную структуру - организацию, имеющую отделения и осуществляющую деятельность в определенном географическом регионе;
  • глобальную организационную структуру - организацию, которая имеет подразделения по всему миру.

По поведенческому признаку все организационные структуры управления можно отнести к одному из следующих двух типов:

Механистические структуры, которые представляют собой традиционно-бюрократическую модель, действующую в соответствии с принципами, сформулированными Максом Вебером: а) принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень подчиняется вышестоящим; вытекающий из него б) принцип соответствия полномочий и ответственности сотрудников месту в иерархической лестнице; в) принцип разделения труда на отдельные функции и узкая специализация работников по выполняемым функциям; г) принцип стандартизации деятельности, который обеспечивает однородность выполнения работниками своих обязанностей; вытекающий из него д) принцип обезличенности выполнения работниками своих функций; е) принцип квалификационного отбора работника, то есть найм и увольнение с работы осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями [20, c. 61].

Адаптационные структуры - организационные структуры, позволяющие гибко реагировать на постоянные изменения внешней среды в условиях неопределенности рынка. Органические горизонтальные организационные структуры, не имея строгой иерархической структуры, не имеют возможности проводить централизованное управление с целью эффективного использования ресурсов и технологии. Однако именно из-за отсутствия иерархии, все участники органической структуры анализируют получаемую информацию и формируют свои индивидуальные решения. Таким образом, преимущество адаптационной организационной структуры заключается в способности быстро обрабатывать большой объем меняющейся, неопределенной и неясной информации (см. Таблицу 1).

Таблица 1 - Характеристики механистических и адаптационных структур

Показатель

Основные

характеристики

механистических

Основные

характеристики

адаптационных

Специализация

Высокая

Низкая

Действие власти

На уровне высшего руководства

На уровне соответствующей компетенции

Разрешение

конфликтных

ситуаций

Вышестоящим

руководством

Взаимодействием

Формы

общения

Указания и приказы, угрозы

Советы,

информирование,

консультирование

Лояльность

Организационной системе

Конкретному проекту, группе

Основа престижа

Позиция в компании

Личная

Правила и положения

Многочисленные

Малочисленные

Внешняя среда

Стабильная

Динамическая


Эта способность ведет к минимизации упущенной выгоды и является конкурентным преимуществом данных организационных структур управления. Таким образом, механистические организационные структуры предназначены для стабильных условий, а органические структуры из-за меньшей формализованности и большей гибкости - для нестабильных условий.

Рассмотрим типы механистических структур. К числу основных механистических структур относят следующие типы:

Линейно-функциональная организационная структура, или как ее еще называют традиционная, которая основана на тесном взаимодействии линейных и функциональных связей в аппарате управления. За основу здесь берется функциональная группа персонала по тем задачам, которые они выполняют. Конкретные особенности деятельности того или иного подразделения должны соответствовать наиболее важным направлениям деятельности всей компании. В чистом виде функциональная организационная структура практически не применяется. Она используется в сочетании с линейной структурой управления, построенной на основе вертикальной иерархии и предполагающая строгую подчиненность низшего звена управления высшему звену. При данном построении выполнение специализированных функций пересекается с системой подчиненности и ответственности за непосредственное выполнение задач.

В условиях низкой изменчивости внешней среды линейно-функциональная структура дает компании достаточно ощутимые конкурентные преимущества, которые достигаются, за счет стройности действий, надежности коммуникаций, отсутствия их дублирования, благодаря которым задания доводятся до исполнителей без задержек.

Другими преимуществами линейно-функциональной структуры управления является глубокая специализация отдельных видов деятельности, повышающей ее качество, а также линейно-функциональная структура создает необходимые условия для быстрой консолидации человеческих и материальных ресурсов в нужном месте и в нужное время. Однако из-за отсутствия горизонтальных связей линейно-функциональная структура, основанная на специализации внутренних процессов, является негибкой. Она быстро порождает бюрократизм, заметно замедляет процесс внедрения передовых достижений научно-технической революции, что, в конечном счете, приводит к замедлению технического, инновационного и экономического развития организации по сравнению с имеющимися возможностями.

Дивизиональная организационная структура основана на выделении крупных самостоятельных производственно-хозяйственных подразделений, которые называются отделениями, дивизионами, и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям производственной самостоятельности и ответственности за получение прибыли. В данном типе структур сочетается централизованная координация и контроль деятельности с децентрализованным управлением. В зависимости от вида организации и специфики рыночной конъюнктуры в выбранном фирмой рыночном секторе, отделения могут строиться как по функциональному, так и территориальному или проектному принципу. Различие между линейно-функциональной и дивизиональной структурами состоит в следующем: если линейно-функциональная структура строится по принципу «колодца», или этот принцип еще называют «шахтный» принцип, когда на каждую из функций - линейную или штабную - формируется система служб («шахт»), пронизывающая всю компанию сверху донизу, то при дивизиональной организационной структуре эти так называемые «шахты» формируются на уровне отделений, т.е. подразделения получают кроме линейной еще и самостоятельную функциональную структуру, которая и позволяет им взять на себя ответственность за разработку, производство и реализацию продукции. В результате управленческие ресурсы верхнего уровня управления компании освобождаются для решения стратегических задач компании.