Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика системы здравоохранения
1.1. Теоретическая основа системы здравоохранения
1.2. Источники финансирования системы здравоохранения
2. Особенности и проблемы функционирования системы здравоохранения в России
2.1. Выявленные недостатки в системе здравоохранения
Глава 3. Возможные способы устранения «болезней» в системе здравоохранения
– Уплаты налога на профессиональный доход (норматив – 37%);
– Неналоговых поступлений;
– Страховых взносов в рамках ОМС;
– Штрафов, пеней и недоимок по взносам в фонды ОМС;
– Процентных доходов от временного размещения свободных средств ФФОМС;
– Сумм, которые поступают от возмещения ущерба;
– Межбюджетных трансфертов со стороны федерального бюджета, направленных в ФФОМС;
– Доходов от уплаты налога, который взимается в случае применения УСН, ЕНВД для отдельных видов деятельности, ЕСН, а также погашения задолженностей по единому социальному налогу и необходимых пеней и штрафов, возникших по ним за соответствующие налоговые периоды и пр[14].
Теперь перейдём к формированию территориальных фондов ОМС, которые создаются на основании решений органов государственной власти субъектов РФ. В регионах – то есть областях, краях, республиках – могут создаваться соответствующие филиалы. Цель создания территориального фонда – финансирование территориальных программ ОМС. Руководство так же осуществляется правлением, а контроль производится ревизионной комиссией. Процесс утверждения состава правления проводит представительный орган власти субъекта РФ. А функции, возложенные на территориальный Фонд, составляют:
– Аккумулирование денежных средств территориального фонда ОМС;
– Ведение финансово-кредитной деятельности для обеспечения системы ОМС;
– Проведение выравнивающей политики финансовых потоков городов и районов, которые направлены на проведение ОМС;
– Осуществление непрерывного взаимодействия с Федеральным и территориальными фондами[15].
Денежные же средства территориальных фондов ОМС формируются, согласно п. 4 ст. 146 БК РФ, за счёт:
– Неналоговых доходов;
– Доходов при размещении временно свободных территориальных фондов ОМС;
– Суммы от поступлений в счёт возмещения ущерба;
– Различные безвозмездные поступления;
– Субвенции из бюджета ФФОМС;
– Межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС и прочее[16].
Далее представлена таблица, в которой приведены основные характеристики бюджета Фонда социального страхования РФ (табл. 1.1):
Таблица 1.1
Характеристика бюджета Фонда социального страхования РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов*
Показатель |
2020 г., тыс. руб. |
2021 г., тыс. руб. |
2022 г., тыс. руб. |
Прогнозируемый общий объём доходов бюджета Фонда |
811 577 920,50 |
821 126 200,70 |
936 481 957,80 |
Из них: |
|||
Доходы по ОМС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
604 356 519,20 |
604 766 629,20 |
706 985 519,80 |
По ОМС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
146 564 642,20 |
155 356 109,90 |
168 131 093,20 |
За счёт межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета |
48 298 604,00 |
48 926 674,60 |
49 651 300,80 |
За счёт межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета ФФОМС |
16 668 155,00 |
16 666 787,00 |
16 634 044,00 |
Общий объём расходов бюджета Фонда |
788 108 359,40 |
831 396 399,60 |
873 961 770,40 |
*Составлено на основе Федерального закона N 384-ФЗ[17].
Отсюда видно, что основную часть в структуре поступлений в ФФОМС составляют страховые взносы и средства федерального бюджета.
Однако, вызывает серьёзное сомнение, что при существующих условиях и налоговой нагрузке в области страховых взносов может произойти столь серьёзное увеличение доходной части бюджета Фонда (+115 355 757,1 тыс. руб.). А столь высокое планируемое значение может свидетельствовать о планах правительства повысить ставку по страховым взносам.
В среднем расходы на здравоохранение за 2020-2022 годы планируются на уровне 2,9% ВВП, а это является гораздо более низким показателем, нежели чем в странах «большой семёрки», например, в Великобритании в 2018-2019 финансовых годах реальные расходы на здравоохранение составили 7,2% ВВП, а в США на 2020-2022 годы расходы на здравоохранение предусмотрены в размере 10,1% ВВП ежегодно, во Франции в 2020 году – 8% ВВП. Отсюда видно, что расходы России сильно отстают от данного уровня[18].
На основе вышеописанного можно сделать следующие выводы по главе:
Национальная система здравоохранения функционирует в рамках статьи 41 Конституции РФ, а также Федерального закона от 21.11.201 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
Под здравоохранением в литературе подразумевается комплекс взаимодействующих медицинских структур и подразделений, и систем государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека, которые основаны и действуют по принципу разделения функций и функциональной преемственности для целей достижения максимальной экономической и медицинской эффективности при оказании услуг;
Также существует три основные современные организационно-финансовые модели здравоохранения: Модель государственно-бюджетного здравоохранения; Модель с доминированием частного страхового здравоохранения; Модель социального страхования здоровья;
Согласно ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» сформированы два фонда ОМС – федеральный и территориальный фонды.
2. Особенности и проблемы функционирования системы здравоохранения в России
2.1. Выявленные недостатки в системе здравоохранения
Несмотря на крайне заметную активизацию как федеральных, так и региональных органов власти, которая направлена на повышение качества и эффективности национальный системы здравоохранения, осуществляемые действия не приводят к качественному преодолению сформировавшихся структурных проблем. Одной из главных проблем является низкий уровень развития первичной медико-санитарной помощи, а также неспособность замечать и внедрять новые веяния в системе здравоохранения, которые связаны главным образом с возрастающим распространением как хронических заболеваний, так и множественных заболеваний в связи с старением населения. А это вынуждает соблюдать непрерывное расширение комплекса мероприятий в ключе наблюдения за больными с целью предупреждения обострений тех или иных заболеваний, а также снижение частоты вызовов скорой медицинской помощи, дабы снизить крайне высокую нагрузку на стационар.
Далее приведён рисунок, на котором продемонстрировано количественное состояние первичной медико-санитарной помощи, которая и на сегодня остаётся одной из наиболее сложных проблем российской системы здравоохранения (рис. 2.1):
Рисунок 2.1
Численность врачей участковой службы в России за период 2005-2013 гг., чел.
Источник: Доклад Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики.
Здесь мы наблюдаем, что даже несмотря на надбавки, которые были ведены участковым врачам в 2005, на небольшой промежуток их число действительно возросло, однако после начало стремительно снижаться, особенно на фоне отсутствия компенсации потерь врачами общей практики[19].
Показатели численности для аналогичных категорий, а также врачей скорой медицинской помощи за 2017-2018 гг. представлены ниже (табл. 2.1):
Таблица 2.1.
Численность врачей участковой службы в России в 2017 и 2018 году, чел.
Категория: |
2017 |
2018 |
Врачи скорой медицинской помощи |
11 612 |
11 078 |
Врач-терапевт участковый |
34 929 |
35 490 |
Врач-педиатр участковый |
26 842 |
27 593 |
Врач-общей практики |
11 046 |
11 584 |
Источник: данные Статистического сборника 2018 года «Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения.
Таким образом, на сегодня не продемонстрировано значительного увеличения и обеспечения населения участковыми врачами, а некоторые значения находятся на том уровне, для которого характерен спад в 2005-2013 гг.
Подобное явление является в том числе результатом повышенной специализации врачей, а также последующего сужения лечебных функций у врачей участковых служб, помимо этого происходит серьёзное снижение их ответственности за соблюдение и поддержание здоровья регулярно наблюдаемого населения. Что в результате приводит к прогрессированию проблемы вторичной профилактики, когда врачи далеко не всегда знают своих пациентов с хроническими заболеваниями, а наблюдение по итогу ограничивается лишь незначительным кругом мероприятий.
Ещё одной очень серьёзной проблемой в национальной системе здравоохранения является повальная коррупция, которая проявляется в двух классических формах – мздоимство и/или лихоимство. Первый вид актуален для тех ситуаций, когда медицинские работники – это могут быть и заведующие отделениями, обязывающие административными методами рядовых врачей, – требуют вознаграждение за те действия, которые они обязаны выполнять бесплатно. Второй вид подразумевает получение различных преимуществ за счёт согласия на совершение незаконных действий в рамках служебных полномочий. Так, согласно статистическим данным Левада-Центра, каждый третий россиянин обеспокоен сложившейся ситуацией коррумпированности медицинских работников и масштабами взяточничества в государстве[20].
Помимо этого, ВЦИОМ выявил следующее: по мнению россиян сфера медицины в 2018 году входит в число наиболее коррумпированных направлений жизнедеятельности – этой позиции придерживаются 23% опрошенных. Особенно острый характер данная проблема приобретает, если посмотреть на динамику аналогичного показателя: 2006 год – 10%, 2012 год – 17%, 2013 год – 19%, 2014 год – 14%, 2016 год – 21%.
Ещё один негативный аспект системы здравоохранения – это отсутствие рационального и эффективного разграничения и делегирования полномочий, а также координации действий властных структур на всех уровнях. Складывается также ситуация, что система здравоохранения на уровне субъектов РФ функционирует на основе эмпирически складывающихся локальных (местных) моделей развития. Отрицательным эффектом в данном случае является – нарушение организационно-функциональной целостности системы здравоохранения РФ, что в конце концов приводит к распространению проблем, связанных с получением бесплатной медицинской помощи для жителей остальных субъектов РФ[21].
Происходит увеличение числа больных диабетом, повышенным кровяным давлением, злокачественных новообразований, а также серьёзно повысилась болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (приложение 1).
Далее следует привести исследование, которое касается вопроса исследования эффективности деятельности систем здравоохранения в группе стран. Анализ был проведён на основе стохастической производной границы, позволяющей с высокой степенью точности вычислить степень достижения ключевых показателей для каждой рассмотренной страны, что выражается в процентах. Под эффективностью медицинского обслуживания в работе авторы подразумевают «баланс ключевых социально-демографических показателей…», по которым формируется понимание об уровне и состоянии здоровья населения. То есть насколько точно соотношение достигнутого уровня здоровья граждан и всех тех ресурсов, государственных и частных, которые направляются на медицинское обслуживание. Далее приведена таблица, в которых продемонстрирована эффективность системы здравоохранения (табл. 2.3):
Таблица 2.3
Оценка эффективности системы здравоохранения по странам
Страна |
Эффективность, % |
Место |
Австралия |
85,9 |
2 |
Бразилия |
77,7 |
8 |
Германия |
85,5 |
3 |
Канада |
78,7 |
7 |
Китай |
84,3 |
5 |
Индия |
69,6 |
10 |
Япония |
86,4 |
1 |
Россия |
72,5 |
9 |
Великобритания |
84,6 |
4 |
Нигерия |
54,3 |
11 |
США |
83,8 |
6 |
Источник: Оценка эффективности системы здравоохранения в России. Народонаселение[22]
Отсюда видно, что эффективность систем здравоохранения в рамках рассматриваемых стран варьируется от 86,4 в Японии до 54,3 в Нигерии. Однако для стран, характеризующихся высоким уровнем медицинского обслуживания, разброс значений крайне невысок и составляет всего лишь 0,9 процентных пунктов – 1-е место Япония и 3-е место Германия. Эффективность же российской системы здравоохранения в рамках данной группы находится лишь на девятом месте со значением показателя равным 72,5%, опережая лишь Индию и Нигерию. А подобное положение свидетельствует об острой необходимости реформирования существующей системы здравоохранения. Это может быть вызвано: дефицитом квалифицированных кадров, низким качеством оказываемых услуг и уровень мотивации сотрудников, а также нехваткой финансирования отрасли.