Файл: Современные проблемы в системе здравоохранения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основе затронутого во второй главе следует отметить:

Одной из главных проблем на сегодня является крайне низкий уровень развития первичной медико-санитарной помощи;

Также, несмотря на введённые надбавки к заработным платам врачей, после кратковременного увеличения численности участковых врачей произошло их стремительное снижение, что говорит о неэффективности применяемых мер по стимулированию, что приводит к ухудшению положения в области обеспеченности населения ими;

Ещё одной важной проблемой является крайне сильно внедрившаяся в систему здравоохранения коррупция, что приводит к серьёзной маргинализации сферы в целом. А это в свою очередь ограничивает возможность получения качественных услуг всеми слоями населения, что ведёт к падению уровня и качества жизни населения;

Четвёртый аспект – отсутствие рационального и эффективного разграничения и делегирования полномочий, и координации действий властных структур на всех уровнях. Это ведёт к нарушению организационно-функциональной целостности системы здравоохранения РФ.

Глава 3. Возможные способы устранения «болезней» в системе здравоохранения

3.1 Рекомендации для преодоления существующих проблем

Одним из инструментов решения проблемы коррупционной напряжённости в области здравоохранения является система краудсорсинга, которая представляет из себя объективную практику реализации механизмов «обратной связи» между населением и государственными органами. Задачи данной системы варьируются в зависимости от степени вовлечённости граждан в сам процесс управления. На основе этого можно выделить следующие решаемые вопросы: определение и подтверждение сложившейся проблемы; разработка и принятие комплекса мер для снижения масштабов и преодоления проблемы; выполнение принципа сотрудничества в процессе управления путём привлечения волонтёров, заинтересованных лиц, экспертов и т.д.; поддержание коллаборативной демократии за счёт возрастания политической активности населения и повышения их участия в законотворческой деятельности[23].


Для Российской Федерации было бы целесообразно перенять опыт Индии, где было разработано и внедрено приложение, в рамках которого граждане могут оставлять информацию о фактах принуждения осуществлять неформальные платежи (дача взяток) за услуги чиновничьего аппарата.

На основе вышеописанного можно сделать вывод, что для эффективного внедрения системы краудсорсинга на территории РФ необходимо выполнить следующие условия:

– Во-первых, необходимо разработать универсальное приложение, которое позволит регистрировать в режиме реального времени возникающие у населения проблемы в рамках получения государственных медицинских услуг;

– Во-вторых, активное привлечение широких слоёв населения для разработки инициатив в области законотворчества как локального, так и федерального уровня;

– В-третьих, необходимо вовлечение населения в городское управление, а также управление территориями

– В-четвёртых, повышение заинтересованности граждан в реализации своих профессиональных возможностей на безвозмездной основе, то есть лоббирование идейной составляющей[24].

Помимо этого, согласно модели, которая была рассмотрена во второй главе, можно вывести следующее: так как в ситуации серьёзного дефицита бюджета увеличение финансирования системы здравоохранения (медицинского обслуживания) и рост инвестиций в развитие специализированных направлений представляется крайне затруднительным. В подобной ситуации необходимо наличие развитой единой специализированной системы по аккумулированию и использованию ресурсов, и последующему управлению в области медицинского обслуживания. Для этого представляется эффективным государственно-частное партнёрство (ГЧП), важной особенностью которого является активное участие медицинских организаций – они являются как раз-таки результатом ГЧП, – в Территориальных программах государственных гарантий и помощи, что в свою очередь в долгосрочной перспективе позволит избегать проблему серьёзного недофинансирования.

Ещё один способ высвобождения средств для комплексного развития сферы – это развитие института семейных врачей, а также внедрение такой практики как институт медицинских сестёр и домашнего наблюдения. Подобные методы могут серьёзно сократить расходы на стационарное лечение, а также совершенствование и развитие диспансеризации и ежегодных обследований может оказать серьёзное влияние на экономию средств по амбулаторной и стационарной помощи[25].


Потенциальное улучшение ситуации может произойти в случае эффективной реализации Федеральных проектов, входящих в Национальный проект «Здравоохранение»:

– Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи, на это планируется выделить 62,5 млрд. руб.;

– Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – 75,2 млрд. руб.;

– Борьба с онкологическими заболеваниями – 969 млрд. руб.;

– Развитие детского здравоохранения, включающее создание современной инфраструктуры оказания мед. помощи детям – 211,2 млрд. руб.

– Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами – 166,1 млрд. руб.;

– Развитие системы национальных медицинских исследовательских центров, а также внедрение инновационных медицинских технологий – 63,9 млрд. руб.;

– Развитие единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) – 177,7 млрд. руб.;

– И развитие экспорта медицинских услуг – 0,2 млрд. руб.

Достичь этого планируется за счёт следующих источников финансирования: федеральный бюджет (1366,7 млрд. руб.), бюджеты субъектов РФ (265 млрд. руб.), государственные внебюджетные фонды (94 млрд. руб.), внебюджетные источники (0,1 млрд. руб.).

Таким образом, для преодоления существующих системных проблем системы здравоохранения можно применить следующие возможные инструменты:

  1. Внедрение системы краудсорсинга, которая подразумевает развитие эффективного механизма «обратной связи» между населением и государственными органами;
  2. Формирование развитой специализированной систему оп аккумулированию и использованию ресурсов, для этого должно быть сформировано государственно-частное партнёрство;
  3. Развитие института семейных врачей, медицинских сестёр и домашнего наблюдения, что позволит высвободить денежные средства за счёт серьёзной экономии средств на амбулаторной и стационарной помощи;
  4. Эффективная реализация Национальных проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной работы было выявлено, что система здравоохранения представляет собой сложную систему со множеством взаимосвязанных элементов, которые включают в себя государственные и общественные мероприятия по охране и поддержанию здоровья, а также предупреждению и лечению болезней и продлению здоровья.

Правовую основу система здравоохранения берёт из 41 статьи Конституции РФ, в которой говорится, что каждый гражданин имеет полное право на охрану здоровья и медицинскую помощь, и из Федерального закона 323-ФЗ от 21.11.2011, предусматривающего, что охрана здоровья граждан включает в себя комплексную систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, а также профилактического характера, формирующихся и реализующихся как государственными органами, так и частным сектором.


Общественная система здравоохранения включает в себя следующие типы предприятий и учреждений:

– Федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения – государственная, бюджетная система;

– Органы и учреждения государственной системы ОМС;

– Частные представители врачей и частные клиники;

– Общественные и религиозные медицинские организации, также фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности.

Различают федеральный и региональный фонд обязательного медицинского страхования. Денежные средства федерального формируются за счёт: – Уплаты налога на профессиональный доход (норматив – 37%);

– Неналоговых поступлений;

– Страховых взносов в рамках ОМС;

– Штрафов, пеней и недоимок по взносам в фонды ОМС;

– Процентных доходов от временного размещения свободных средств ФФОМС;

– Сумм, которые поступают от возмещения ущерба;

– Межбюджетных трансфертов со стороны федерального бюджета, направленных в ФФОМС;

– Доходов от уплаты налога, который взимается в случае применения УСН, ЕНВД для отдельных видов деятельности, ЕСН, а также погашения задолженностей по единому социальному налогу и необходимых пеней и штрафов, возникших по ним за соответствующие налоговые периоды и пр.

А региональный:

– Неналоговых доходов;

– Доходов при размещении временно свободных территориальных фондов ОМС;

– Суммы от поступлений в счёт возмещения ущерба;

– Различные безвозмездные поступления;

– Субвенции из бюджета ФФОМС;

– Межбюджетные трансферты из бюджета ФФОМС и прочее.

Также выявлен ряд серьёзных проблем в российской системе здравоохранения: крайне низкий уровень развития первичной медико-санитарной помощи; низко эффективные методы стимулирования сохранения и увеличения численности занятых участковых врачей; колоссальных масштабов коррупция в системе здравоохранения, когда каждый третий человек сталкивался с этим явлением; отсутствие рационального разграничения и делегирования полномочий и координации действий властных структур на всех уровнях.

В результате были разработаны и приведены в третье главе конкретные методы для преодоления сложившихся диспропорций и проблем.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8c815f376c72a61b3df7905bb5aae9f144d2cb0d/. (Дата обращения 14.11.2020).
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/. (Дата обращения 14.01.2020).
  3. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/. (Дата обращения 15.01.2020).
  4. Статья 1. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339059/52a35b1c5a44d9bf7b05d3eea457f5a4fd499998/. (Дата обращения 15.01.2020).
  5. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) п. 3 ст. 146. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/676f75938ab8dd40d9813de71bb61d2a4af0e5a1/. (Дата обращения 15.01.2020).
  6. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. На основе паспортов национальных проектов, утверждённых президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. Материалы по состоянию на 7 февраля 2019 года // Москва, 2019 г. URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf. (Дата обращения 14.01.2020).
  7. Богма К.А. Краудсорсинг в системе российского здравоохранения / К.А. Богма // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. 2017. № 3. – С. 192-196.
  8. Данилов А.И., Бизенков А.С. Реформирование системы здравоохранения в современной России / А.И. Данилов, А.С. Бизенков // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2019, Т. 18, № 1. С. 202-205.
  9. Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров / Под ред. д.э.н., проф. Е.Н. Жильцова, д.э.н., проф. Е.В. Егорова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. – 496 с.
  10. Левада-Центр. Опрос проведён 19-24 февраля 2016 года «Проблемы, наиболее тревожащие население». URL: http://www.levada.ru/2016/03/28/naibolee-trevozhashhie-problemy/. (Дата обращения 17.01.2020).
  11. Назарова В.В., Борисенкова К.А. Здравоохранение в России. Оценка эффективности системы здравоохранения в России / В.В. Назарова, К.А. Борисенкова // Народонаселение, № 4 – 2017. – С. 119-134.
  12. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. – 310 с.
  13. Плавунов Н.Ф., Бойко Ю.П., Галь И.Г. Система здравоохранения РФ и перспектива её развития // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». – 27.05.2017. – 9 с.
  14. Шабунова А.А. Здоровье и здравоохранение: учебное пособие для вузов / А.А. Шабунова, К.Н. Калашников, М.В. Морев, О.Н. Калачникова, Н.А. Кондакова; под ред. А.А. Шабуновой. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. – 153 с.
  15. Шишкин С.В., Шейман И.М., Абдин А.А., Боярский С.Г., Сажина С.В. Российской здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы / С.В. Шишкин, И.М. Шейман, А.А. Абдин, С.Г. Боярский, С.В. Сажина // Доклад Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». – Москва, 2016
  16. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. – 612 с.
  17. Счётная палата раскритиковала проект бюджета на три года // РБК. Экономика, 14 окт 2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/10/2019/5da448199a794741eae1180b. (Дата обращения 18.01.20202).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Заболевание населения социально-значимыми болезнями

  1. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. На основе паспортов национальных проектов, утверждённых президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. Материалы по состоянию на 7 февраля 2019 года // Москва, 2019 г. URL: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf. (Дата обращения 14.01.2020).

  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8c815f376c72a61b3df7905bb5aae9f144d2cb0d/. (Дата обращения 14.11.2020).

  3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/. (Дата обращения 14.01.2020).

  4. Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров / Под ред. д.э.н., проф. Е.Н. Жильцова, д.э.н., проф. Е.В. Егорова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. – С. 278.

  5. Шабунова А.А. Здоровье и здравоохранение: учебное пособие для вузов / А.А. Шабунова, К.Н. Калашников, М.В. Морев, О.Н. Калачникова, Н.А. Кондакова; под ред. А.А. Шабуновой. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. – С. 112.

  6. Плавунов Н.Ф., Бойко Ю.П., Галь И.Г. Система здравоохранения РФ и перспектива её развития // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». – 27.05.2017. – С. 2-3.

  7. Плавунов Н.Ф., Бойко Ю.П., Галь И.Г. Система здравоохранения РФ и перспектива её развития // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». – 27.05.2017. – С. 3

  8. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. – С. 169.

  9. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. – С. 153.

  10. Жильцов Е.Н., Егоров Е.В. Экономика и управление социальной сферой: Учебник для бакалавров / Под ред. д.э.н., проф. Е.Н. Жильцова, д.э.н., проф. Е.В. Егорова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. – С. 274-275.

  11. Там же. – С. 275.

  12. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/. (Дата обращения 15.01.2020).

  13. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. – С. 172-173.

  14. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) п. 3 ст. 146. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/676f75938ab8dd40d9813de71bb61d2a4af0e5a1/. (Дата обращения 15.01.2020).

  15. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для бакалавров / А.С. Нешитой. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. – С. 173-174.

  16. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019) п. 4 ст. 146. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/676f75938ab8dd40d9813de71bb61d2a4af0e5a1/. (Дата обращения 15.01.2020).

  17. Статья 1. Федеральный закон от 02.12.2019 N 384-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339059/52a35b1c5a44d9bf7b05d3eea457f5a4fd499998/. (Дата обращения 15.01.2020).

  18. Счётная палата раскритиковала проект бюджета на три года // РБК. Экономика, 14 окт 2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/10/2019/5da448199a794741eae1180b. (Дата обращения 18.01.20202).

  19. Шишкин С.В., Шейман И.М., Абдин А.А., Боярский С.Г., Сажина С.В. Российской здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы / С.В. Шишкин, И.М. Шейман, А.А. Абдин, С.Г. Боярский, С.В. Сажина // Доклад Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». – Москва, 2016. URL: https://www.hse.ru/data/2016/06/21/1116116168/%D0%97%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf. (Дата обращения 17.01.2020).

  20. Левада-Центр. Опрос проведён 19-24 февраля 2016 года «Проблемы, наиболее тревожащие население». URL: http://www.levada.ru/2016/03/28/naibolee-trevozhashhie-problemy/. (Дата обращения 17.01.2020).

  21. Данилов А.И., Бизенков А.С. Реформирование системы здравоохранения в современной России / А.И. Данилов, А.С. Бизенков // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2019, Т. 18, № 1. С. 204.

  22. Назарова В.В., Борисенкова К.А. Здравоохранение в России. Оценка эффективности системы здравоохранения в России / В.В. Назарова, К.А. Борисенкова // Народонаселение, № 4 – 2017. – С. 128.

  23. Богма К.А. Краудсорсинг в системе российского здравоохранения / К.А. Богма // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. 2017. № 3. – С. 194.

  24. Богма К.А. Краудсорсинг в системе российского здравоохранения / К.А. Богма // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. 2017. № 3. – С. 195.

  25. Назарова В.В., Борисенкова К.А. Здравоохранение в России. Оценка эффективности системы здравоохранения в России / В.В. Назарова, К.А. Борисенкова // Народонаселение, № 4 – 2017. – С. 131.