Файл: Современные проблемы в системе здравоохранения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы вопрос системы здравоохранения Российской Федерации набирает всё большую актуальность и масштабы обсуждения, а также можно наблюдать серьёзные структурные сдвиги в этом направлении. Результатом чего эта система стала одним из приоритетных секторов национальной экономики, так как потребность в обеспечении здоровья занимает важнейшую роль в иерархии потребностей человека.

Во-первых, это связано с национальными проектами, в рамках которых выделяется одно из важнейших направлений – «Здравоохранение», формирующее финансовую и ресурсную основу для целей обеспечения одного из основных принципов структурного изменения системы – повышение роли первичного звена здравоохранения[1].

Вторым аспектом актуальности данной темы является растущая интенсивность осуществления полномочий в рамках Федерального закона от 06.01.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», касаемо перераспределения обязанностей и полномочий органов местного самоуправления для целей обеспечения населения медицинской помощью.

Третий важный аспект – это последствия кризиса политической и социально-экономической системы конца прошлого века, которые особенно сильно негативно затронули систему здравоохранения. В результате требовались серьёзные фундаментальные преобразования в системе финансирования, а также использования экономических методов для управления данной сферой государственной системы и нахождения новых источников привлечения не только государственных, но и частных инвестиций.

Объектом исследования в рамках данной работы является система здравоохранения и её составные элементы.

Предмет исследования – это конкретные структурные особенности, сложившиеся в национальной системе здравоохранения, взаимодействующие между собой и порождающие новые.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать проблемы функционирования системы здравоохранения в России.

Задачи исследования: во-первых, рассмотреть теоретические аспекты системы здравоохранения, во-вторых, охарактеризовать финансовую составляющую системы в России, в-третьих, выявить и описать проблемы системы в России, в-четвёртых, разработать рекомендации для повышения эффективности функционирования системы.

Гипотеза: в условиях стремительных изменений, произошедших в конце прошлого века, а также серьёзных кризисных потрясений система здравоохранения требует структурных преобразований и повышения активности участия в её функционирования как государства, так и частного сектора.


Глава 1. Общая характеристика системы здравоохранения

1.1. Теоретическая основа системы здравоохранения

Согласно 41 статье конституции, каждый гражданин имеет полное право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В ней же устанавливается, что осуществляется финансирование федеральных программ по охране и укреплению здоровья населения, помимо этого реализуются инструменты для развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и поощряется деятельность, целью которой является укрепление и развитие здоровья человека, физической культуры и спорта[2].

В рамках этого Федеральный закон 323-ФЗ от 21.11.2011 г. предусматривает, что охрана здоровья граждан включает в себя комплексную систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, а также профилактического характера, которые формируются и реализуются «органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организациями, их должностными лицами и иными лицами…» для целей систематической профилактики заболеваний, восстановления, сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека, обеспечение его долголетней активной жизни и предоставления ему полноценной медицинской помощи[3].

На сегодня центральное место в Российской системе здравоохранения занимает медицинское страхование, выступающее в качестве одной из форм социальный защищённости граждан в области охраны здоровья. В данном модели медицинское страхование является системой общественного здравоохранения, а экономическая основа берёт своё начало из финансирования со стороны специализированных страховых фондов, то есть оплата за услуги оказания медицинской помощи, в случае обращения застрахованного лица в соответствующее медицинское учреждение, происходит за счёт специально сформированных фондов денежных средств[4].

В литературе встречается следующее определение здравоохранения – это «система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека.»


Помимо этого под системой здравоохранения подразумевают комплекс взаимодействующих и взаимоувязанных медицинских структур и подразделений, основанных и действующих по принципу разделения функций и функциональной преемственности для целей оказания населению медицинской помощи при одновременном достижении максимальной экономической и медицинской эффективности[5].

Также по Конституции именно Президент РФ занимается и руководит политикой в сфере охраны здоровья граждан. Что же касается структурного, организационного плана, то общественная система здравоохранения включает в себя различные типы предприятий и учреждений:

– Федеральные и региональные органы и учреждения здравоохранения – государственная, бюджетная система;

– Органы и учреждения государственной системы ОМС;

– Частные представители врачей и частные клиники;

– Общественные и религиозные медицинские организации, также фонды, организации и учреждения милосердия и благотворительности[6].

Для обеспечения и выполнения различных целей, задач и направлений выделяются следующие профили учреждений здравоохранения:

  1. Лечебно-профилактические;
  2. Охраны материнства и детства;
  3. Санитарно-эпидемиологической службы;
  4. Санаторно-курортные;
  5. Судебно-медицинские, судебно-психиатрической экспертизы;
  6. Аптечные;
  7. Промышленные предприятия по производству медицинских изделий и фармацевтики;
  8. Образовательные и научно-исследовательские учреждения[7].

В СССР была разработана и реализована такая материально-техническая база здравоохранения, в рамках которой была развёрнута сеть поликлиник, диспансеров, профилакториев и т.д., а также учреждений для целей оказания специализированной медицинской помощи[8].

Благодаря этим мерам были ликвидированы крайне опасные инфекционные заболевания, например, оспа и туберкулёз. Также серьёзно снизилась общая детская и материнская смертность, и сильно увеличилась общая продолжительность жизни людей. В стране активно развивалась медицинская наука, а для подготовки необходимых специалистов создавались медицинские высшие заведения.

Однако на фоне реформ, проводимых в области здравоохранения и заключавшихся в ведении обязательного медицинского страхования, которые были вызваны формированием рыночных общественных отношений, произошло серьёзное снижение качества здоровья населения России, что было вызвано:


– Рост числа убийств, самоубийств, дорожно-транспортных происшествий и т.д.;

– Серьёзное увеличение социально-опасных заболеваний, например, туберкулёз, алкоголизм, наркомания, психические расстройства, венерические болезни и колоссальное увеличение числа заболевших СПИДом;

– Недостаточная охрана материнства и детства, ведущая к росту заболеваемости новорождённых, а также ухудшению общего состояния здоровья детей[9].

Далее необходимо рассмотреть современные организационно-финансовые модели здравоохранения, различия которых заключаются в степени соотношения государственных и рыночных методов регулирования в данной сфере:

  1. Модель государственно-бюджетного здравоохранения, которое дополняется платным частным сектором медицинских услуг, в рамках которой ведущая роль возлагается на финансирование со стороны государства. Явным представителем данной системы являются, например, Великобритания, Ирландия, Дания;
  2. Модель с доминированием частного страхового здравоохранения, а дополнением выступает общественный сектор медицинских услуг, в рамках которой доминирует частный рынок медицинских услуг, а также частное медицинское страхование, одновременно сочетающиеся с государственными программами финансирования здравоохранения для отдельных категорий населения, например, малообеспеченные, пенсионеры, инвалиды и т.д. Ярким примеров является система здравоохранения, сложившаяся в США;
  3. Модель социального страхования здоровья – предполагает финансирование здравоохранения за счёт целевых внебюджетных фондов обязательного страхования для случаев болезни, которые формируются от денежных поступлений страховых взносов работодателей и работников и бюджетных субсидий. Примером для данной модели являются Канада, Германия, Франция и Нидерланды[10].

Первая модель подразумевает, что расходы на оплату медицинских услуг осуществляется, главным образом, за счёт средств государственного бюджета, формирование которого осуществляется на основе ОСНО. К достоинствам данной формы следует отнести то, что обеспечивается финансово-экономическая подушка для полной реализации не только конституционных прав населения в области охраны здоровья и получения соответствующей бесплатной медицинской помощи, но также позволяет осуществлять комплексную государственную политики здравоохранения. Во-вторых, существенным достоинством данной модели является тот факт, что для общества в целом она обходится дешевле, нежели социально- и частно-страховая модели. Однако актуальным это было лишь на тот момент, когда решения требовали лишь относительно простые задачи в области здоровья населения[11].


1.2. Источники финансирования системы здравоохранения

Согласно федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ», в России были сформированы следующие фонды обязательного медицинского страхования:

– Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);

– Территориальные фонды обязательного медицинского страхования[12].

Федеральный фонд представляет собой юридическое лицо, являющееся самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением и осуществляющее работу на основе Устава, также имеет самостоятельный баланс, обособленное имущества. Коллегиальный орган осуществляет руководство Фондом. Назначение и отстранение от должности председателя Фонда осуществляется Правительством РФ на основе предложения Министра здравоохранения РФ. Состав Правления утверждается на 3 года.

Деятельность данного Фонда заключается в осуществлении государственной политики касаемо обязательного медицинского страхования граждан в качестве элемента системы государственного социального страхования. В компетенцию его обязанностей и деятельности, согласно Уставу, входит, во-первых, разработка и подготовка программы государственных гарантий в области оказания бесплатного медицинской помощи гражданам, во-вторых, осуществляет аккумулирование и управление средствами ОМС, а также формирование и использование резервов, необходимых для поддержания финансовой стабильности ОМС, в-третьих, право на установление требований по формам предоставляемой отчётности, формам и срокам, а также порядка составления и ведения отчётности по оказанной медицинской помощи в рамках ОМС, в-четвёртых, возможность издавать нормативно-правовые акты и методические указания и рекомендации, в-пятых, осуществление надзорной функции, в рамках которой осуществляется надзор за качеством соблюдения субъектами ОМС и участниками ОМС законодательства и средств обязательного медицинского страхования, также имеет право проводить целевые ревизии и проверки, в-шестых, проведение подготовки, переподготовки и курсов повышения квалификации кадров и др[13].

Согласно п. 3 ст. 146 БК РФ, денежные поступления в Федеральный фонд осуществляются за счёт: