Файл: Проблема активных методов обучения в начальной школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
  • распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи,
  • уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя[14].

В наиболее широком значении коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некоторой общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера[15].

1.3. Проблемы использования активных методов обучения в начальных классах

Исследование Д.А. Корягина[16] позволило сформулировать имеющиеся проблемы в использовании активных методов обучения, такие как:

  • недостаточно развитые способности учащихся к самостоятельной регуляции,
  • дефицит учебного времени в связи с большой программной нагрузкой,
  • отсутствие у учащихся способностей к системному использованию в качестве ресурса информационно-познавательного процесса;
  • отсутствие конкретных методик обучения, направленных на объединение эффективных ресурсов, методических приемов и элементов, дидактических подходов активных форм познавательной деятельности[17].

Современные дети изменились по сравнению с тем периодом, когда формировалась ранее действующая система образования. Бесспорно, начались некоторые проблемы в обучении и воспитании современного школьника. Перечислим некоторые другие проблемы, свойственные современному учебному процессу в начальной школе:

  • в пространстве начальной школы осуществляется постепенная замена видов деятельности на занятия учебного типа, а игра перестает занимать ведущее место, что усугубляет развитие произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы и затрудняет формирование психологической готовности к школьному обучению[18];
  • ориентация педагогов и родителей исключительно на умственное развитие ребенка в противовес личностному развитию, привело к снижению интереса младших школьников к учению[19];
  • значительно возросла осведомленность детей: если в своё время учитель был источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ и Интернет значительно воздействуют на формирование мировоззрения ребенка;
  • резко уменьшилось время на чтение детьми классической и художественной литературы; телевидение вытеснило литературное чтение, что вызвало проблемы в обучении в школе: сложности в смысловом анализе текстов, несформированность внутреннего плана действий, трудность логического мышления и воображения[20].

Признавая все названные проблемы, отметим, что многим учителям необходимо перестраивать свое мышление, отталкиваясь из тех новых задач, которые устанавливает современное образование. При реализации нового стандарта, учитель должен решать задачи развития личности ребенка, формировать у него универсальные учебные умения, которые обеспечат ему успешность на всех ступенях образования[21].

Итак, успешное обучение в начальной школе возможно при сформированных у младших школьников учебных умений, которые существенно определяют развитие его познавательной деятельности: учебные умения являются общеучебными и не зависят от конкретного содержания предмета.

К числу проблем, подлежащие дальнейшему изучению, можно отнести: углубленное теоретическое осмысление путей оценки динамики индивидуального прогресса учащегося. Важен поиск способов связи и сопоставимости результатов одного учащегося, полученных в ходе различных процедур контроля и оценки; теоретическое обоснование структуры портфолио, отражающего оценку творческих достижений младшего школьника[22]; определение наиболее целесообразных подходов к оцениванию метапредметных результатов; дальнейшее изучение эффективных путей активизации контрольно-оценочной деятельности младших школьников.

2. Подходы к Решению проблем обучения с применением активных методов в начальной школе

2.1 Формирование универсальных учебных действий учеников в начальной школе

Универсальные учебные действия являются ее составной частью учебной деятельности, действия различного назначения, нужные в реализации учебной деятельности: если ученик освоил универсальные учебные действия, можно говорить, что он овладел учебной деятельностью[23].

Овладение учащимися универсальными учебными действиями, по мнению И.В. Андреевой, создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться[24]. Показателями сформированности коммуникативного компонента универсальных учебных действий школьников является:


  • умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);
  • умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания[25].

Кроме того, коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми[26].

Все виды универсальных учебных действий в ходе активных методов обучения формируются, прежде всего, в ходе усвоения многообразных учебных дисциплин. Это помогает ребенку в процесс запоминания привлекать все виды памяти, материализовать орфографические понятия, развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для успешного осуществления младшими школьниками определенной совокупности действий, обеспечивающих их «умение учиться», приобретают четыре блока умений:

1) личностный;

2) регулятивный;

3) познавательный;

4) коммуникативный[27].

Развитие личности в системе образования обеспечивается благодаря формированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса и от качества овладения которыми во многом зависят учебные успехи в последующих классах[28]. Однако без целенаправленной подготовки и специально организованной деятельности формирование универсальных учебных действий обучающихся не происходит. При этом важно учесть характеристику общеучебных универсальных действий, специфику их формирования и сущность учебной деятельности[29].

Итак, развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка[30]. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся «умение учиться».


2.2. Учет педагогом возрастных особенностей младших школьников при использовании активных форм обучения

Реформирование школьного образования, требования современности диктуют определенные требования к младшему школьнику, который должен быть творцом, созидателем нового продукта, интеллектуально развитым человеком. Чтобы адекватно реагировать на современные требования и изменения, человек должен активизировать свои творческие способности. Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальной ступени образования как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности[31].

Стремление к активным формам образовательного процесса оптимально характерно для начальной школы, для младшего школьника, поскольку начальная школа представляет собой разнообразный, деятельный мир детства, где закладывается возможность самостоятельного усвоения материала. Использование активных форм обучения помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения и фантазии. Наряду с этим, у младшего школьника совершенствуется не только моторика рук, но и, что очень важно, для младших школьников - множество практических навыков[32].

Примеры активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся приведены в Приложении 2[33].

Известно, что созревание личности младшего школьника, как творческой индивидуальности, формирование у него способности к интеллектуальному творчеству возможно лишь при наличии определенных условий: внешних и внутренних. Обратимся к самому младшему школьнику и к тому, что сам педагог должен учитывать, организуя процесс обучения[34].

В понимание инициативности, активности личности входит целый комплекс человеческих качеств, которые определяют внутреннюю инициацию, активность и потребность в качественном преобразовании окружающего внешнего мира.

Воображение и фантазия помогают младшему школьнику и в отношениях, в учебе, помогают выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в дальнейшем становлении. Так что, даже если ребенок и не страдает отсутствием воображения, родители должны уделить должное внимание развитию его творческих способностей.


Можно выделить большой спектр качеств, определяющих содержание готовности специалиста к творческому труду, условия ее развития[35]. Полемизируя на тему готовности педагога к профессиональному творчеству, авторы приходят к мнению, что именно творческий труд педагога актуализирует интеллектуальное творчество ученика, а сформированная способность к интеллектуальному творчеству у учителя есть высшая мера его профессионализма.

Освещенные в научной литературе многочисленные технологии подготовки учителя к профессиональному творчеству стал причиной определения ее структуры. М.Н. Перова выделяет четыре уровня готовности к педагогическому творчеству - начальный, профессиональный, оптимальный и исследовательский, которые описаны на основе соответствующих критериев, содержания педагогической деятельности, особенностей и признаков педагога-творца[36].

Специфика педагогической деятельности заключается также в том, что реализация неординарной деятельности зависит от потребности личности учителя к преобразованиям, и может проявляться у педагогов, обладающих далеко не всеми существующими творческими качествами, а лишь небольшой их частью, но с высокой степенью интенсивности. Кроме того, педагог может вносить изменения в различные сферы своей деятельности, которые могут проявляться в творческом самовоспитании, методической работе, построении коммуникативных отношений.

Педагогическая деятельность относится к разряду глубоко личностных видов человеческого труда. Творческая педагогическая деятельность есть высшее проявление индивидуальности, поскольку всякое творчество является воплощением в деятельности своеобразия индивида, его жизненных сил, дарований и способностей[37]. Теория творческой деятельности учитывает, как интуитивную, так и логическую компоненту процесса творчества, поскольку ассоциации могут возникать как на интуитивном уровне, так и путем логических размышлений[38].

Новые концептуальные подходы к творчеству, выделение различных его видов, факторов и критериев готовности к нему позволяют говорить о том, что данная категория приобрела многомерный характер, а само творчество стало рассматриваться как суть жизнедеятельности современного учителя. Общество за всю историю своего развития накопило огромный потенциал для полного раскрытия и реализации человеческой сущности. Но традиционная система образования содействовала скорее развитию прагматизма, рационализма, научного прогресса[39]. Анализ кризисов образования диктует необходимость разработки новой образовательной парадигмы, направленной на развитие духовности, интеллектуальных способностей, творческой сущности личности ребенка.