Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления ООО «Бизнес Аудит».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный способ группировки в балансе был не определён. Вследствие такого распределения в актив, наравне с активными статьями, попадала статья убытков. А в пассиве, наравне с кредиторской задолженностью, присутствовали капитал и прибыль. Данный вид подхода по существу называется теорией одного ряда счетов, с предпосылкой, что все без исключения счета равны согласно своей натуре и подчиняются правилам регистрации. [19; с.120]

Были также некоторые проблемы со счетами, которые были разделены неправильно. Аналитические и синтетические счета средневековых компаний были перегружены. Известно, что баланс банка святого Георгия на 1 января 1409 г., включал в актив - 95 статей, а пассив содержал - 310 статей, а на балансе Барселонского отделения компании «Датини» на 31января 1399 г., приходилось более 110 статей актива, и около 60 статей пассива. [15; с.59]

Также выяснилось, что к концу 14 века все купцы составляли баланс не только для контроля, но и для управления хозяйством. Известно, что в Италии каждый год фирма «Медичи», формировала баланс на определенную дату, данный баланс с запиской от руководителя отправляли в главную фирму во Флоренции. Также к данному балансу прикладывали справку о перспективах уплаты долга.

В Европе на период 19 века, стали появляться акционерные общества, чьи балансы публиковались в печатных изданиях, а также рассматривались в судах. На непонятную структуру баланса обратили внимание многочисленные пользователи, которые стали критиковать данную форму баланса, за отсутствие систематизации и большое количество статей, как в активе, так и в пассиве баланса.

Первыми отреагировали на то обстоятельство, что информация в балансе была смешана – это французские бухгалтера Евгений Леоте и Адольф Гильбо. В середине 80 – х годов в работе «Общие руководящие начала счетоводства», было определено, что в активе баланса, наряду с реальными активами, имеются и активы «вымышленные». Также, в пассиве, наравне с реальными пассивами, содержатся пассивы «вымышленные».

В первой середине 20 столетия основатель немецкой камеральной бухгалтерии Иоганн Фридрих Шер внес предложение провести реформу формирования баланса, которая состояла из 3 стадий.

Перемещение убытков из активов в раздел капитала с противоположным знаком. Перемещение кредиторской задолженности на левую сторону с противоположным знаком.

Заголовки сторон были переименованы: совокупность статей на левой стороне баланса Шер назвал «имущество». Правую сторону баланса он назвал одним словом «Капитал». Благодаря этому, концепция 2-ух рядов счетов, пришла на смену теории 1-го ряда счетов, которая позволила ясно и просто выяснить дебет и кредит в бухгалтерском учете, (24; с.105).


Таким образом, бухгалтерское понятие термина «баланс» существует уже почти 600 лет, а учение о бухгалтерском балансе, как научная отрасль знаний сложилась во 2-ой половине 19 столетия, находя отражение в работах влиятельных иностранных и российских научных теоретиков, и практиков.

В отечественной литературе встречается множество трактовок данного понятия. Рассмотрим некоторые из них.

Отечественные ученые Рябова М.А. и Богданова Н.А. считают « бухгалтерский баланс – это способ обобщения и группировки активов хозяйствующего субъекта и источников их образования на определенную дату в денежной оценке», [21; с. 13].

Синянская Е.Р. и Баженов О.В. полагают, что « бухгалтерский баланс – 2 способ обобщения и группировки имущества (активов) хозяйствующего субъекта и источников их образования (пассивов) на определенную дату в денежном выражении». [24; с. 8]

В своей работе Богаченко В.М. определяют бухгалтерский баланс как «способ экономической группировки имущества организации по его составу, размещению и источникам его формирования в денежной оценке на определенную дату». [8; с. 96]

Зотова Н.Н., Зырянова О.Т. полагают, что « бухгалтерский баланс как отчетная форма характеризует состояние хозяйственных средств с точки зрения их состава и источников формирования в денежном виде на определенную дату». [13; с.45]

В Советском энциклопедическом словаре дается следующее определение бухгалтерского баланса: «это важнейшая форма бухгалтерской отчетности; система показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств на отчетную дату. Состоит из двух частей: левая – актив, правая – пассив. Итоги актива и пассива должны быть равными». [23; с.103]

Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. полагают, что «бухгалтерский баланс – одна из пяти основных составляющих бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. [20; с.114]

Таким образом, обобщив многообразие терминов и определений, используемых в законодательных актах, научной литературе, можно сформулировать свое определение бухгалтерского баланса – это метод систематизации активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату в стоимостном измерении в табличной форме. Он необходим для отражения финансового положения предприятия на конкретные моменты времени.


Баланс практически в течении 5-ти столетий был двусторонним документом, а бухгалтерия была основана на двойной записи. Поэтому, двусторонней форме соответствует происхождение слова «баланс». На гербе бухгалтеров представлены двучашечные весы в состоянии равновесия. Двойная отметка традиционно объяснялась непосредственно тем, что стороны баланса представляют собой два различных разложения одной и той же величины. Но, в настоящее время баланс, составленный согласно МСФО, состоит не из двух, а из трех компонентов: актив, капитал, и обязательства. И стоит заметить, что убытки находятся не в активах, а в капитале.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности в России протекало под воздействием западных концепций, но бухгалтерский учет России основывался на принципах и способах, обусловленных национальной экономикой и менталитетом. В формировании российской бухгалтерской отчетности можно выделить пять стадий:

1) первичное созидания и формирование отчетности (1898 – 1916 гг.);

2) развитие процесса формирования отчетности в период военного коммунизма (1917 – 1921 гг.);

3) развитие процесса формирования отчетности в момент НЭПа и годы войны (1921 – 1945 гг.);

4) развитие процесса формирования отчетности в послевоенные годы в условиях строгой управленческой системы (1946 – 1980 гг.);

5) современное состояние отчетности, включая реформирование в процессе формирования рыночных отношений в России (1981 – 2018гг.).

В России к 1930 г. балансовая концепция стала общепризнанной, а теория 2-ух рядов счетов никак не применялась. Однако в начале 20 столетия стартовала поэтапная реформация баланса в направлении, указанном Шером, и баланс стал более структурированным.

Пока российское законодательство в финансовой сфере еще далеко от совершенства и постоянно претерпевает значительные изменения. Однако различия между МСФО и российской системой учета неизбежно со временем будут сглаживаться, что, в конце концов, облегчит всеобщий переход на МСФО, [16; с.194-198].

Таким образом, процесс хозяйственной деятельности, ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской отчетности непосредственно связаны между собой. С усложнением деятельности, меняется как учетный процесс, так и состав отчетности. В динамике появляется необходимость то в детализации статей, а то их в объединении или сокращении.

В заключение отметим, что баланс как табличная модель имущественного и финансового потенциалов хозяйствующего субъекта может быть построена различными способами в зависимости от используемых оценок, нацеленности на тех или иных пользователей, способов агрегирования информации, используемого базового балансового уравнения и др. Современное понимание роли и значимости баланса, включая отраслевую и международную специфику, представлено в основном в работах аналитической направленности.


1.3 Структура бухгалтерского баланса

В настоящее время важнейшими элементами метода бухгалтерского учета являются бухгалтерский баланс и балансовое обобщение. Для того чтобы обеспечить эффективную работу предприятий, следует компетентно построить систему бухгалтерского учета.

Информация, находящаяся в бухгалтерском балансе, необходима для контроля наличия и структуры активов и источников их образования, анализа финансового положения и платежеспособности организации, размещения активов.

Общий вид, а также глубинная структура бухгалтерского баланса – это невольное оформление документа. Его диктует Министерство Финансов РФ. А те организации, которые данный баланс подают и предварительно составляют, обязаны учитывать предъявляемые требования. [7; с.218]

Итак, рассматривая структуру баланса, мы всегда сталкиваемся с тем, что слева показываются Активы, а справа – Пассивы.

К графе Активов имеют отношение те ресурсы, которые являются полностью подконтрольными данному предприятию и способны принести ему доход. Это могут быть такие ресурсы, которые принадлежат данной фирме как ее собственность.

К Пассиву относятся те показатели, которые отображают, за счет чего предприятие получило тот или иной вид Актива. Предшествовало этому событию использование собственных средств, или они возникли как результат исполнения каких-либо обязательств предприятия. Эти подпункты и образуют структуру конкретно Пассива. [25; с.79]

Выделение разделов в структуре бухгалтерского баланса обусловлено главным образом временным фактором.

Так, актив баланса разделен на 2 раздела в зависимости от времени использования активов в деятельности организации:

    • внеоборотные активы используют более 12 месяцев;
    • оборотные активы содержат данные по показателям, которые в течение ближайших 12 месяцев будут в существенной степени изменены.

При выделении разделов в пассиве баланса, помимо временного фактора, играет роль принадлежность средств, за счет которых формируется актив баланса. С учетом этих 2 факторов пассив сформирован из 3 разделов:

    • капитал и резервы, где собственные средства организации разделены на практически постоянную часть (уставный капитал) и переменную, зависящую как от принятой учетной политики, так и от ежемесячно меняющегося финансового результата деятельности;
    • долгосрочные обязательства — кредиторская задолженность, которая будет существовать в течение более 12 месяцев после даты составления отчетности;
    • краткосрочные обязательства — кредиторская задолженность, значительные изменения в которой произойдут в течение ближайших 12 месяцев.

Разделы баланса детализируются путем их разбивки на статьи. Рекомендованную для представления в ИФНС детализацию по статьям содержат бланки бухгалтерского баланса, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в редакции от 06.04.2015) в 2 вариантах:

    • полном;
    • сокращенном. [6]

Сокращенная (упрощенная) форма бухгалтерского баланса допускает объединение его статей с целью получения укрупненных показателей и упрощения отчетности. Однако ее применение доступно только лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухгалтерского учета. [6]

Разбивка разделов на статьи обусловлена необходимостью выделять основные виды имущества и обязательств, которые формируют соответствующие разделы бухгалтерского баланса.

При составлении баланса организация может использовать рекомендованную Минфином России детализацию по статьям. При этом у нее есть право применять собственную разработку этой разбивки, если она считает, что это приведет к большей достоверности отчетности. Кроме того, при отсутствии данных для заполнения соответствующих статей фирма вправе исключить такие статьи из составляемого ею бухгалтерского баланса.

Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании данных об остатках на счетах бухучета по состоянию на отчетную дату. При заполнении отчета для представления в ИФНС нужно руководствоваться рядом правил, установленных для составления такой отчетности:

  1. исходные учетные данные должны быть достоверны, полны, нейтральны и сформированы в соответствии с правилами действующих ПБУ. При их отражении необходимо соблюдать принципы существенности и сопоставимости с итогами предшествующих периодов;
  2. в текущем отчете данные предыдущих периодов должны соответствовать цифрам окончательной отчетности за эти периоды;
  3. для годового баланса наличие имущества и обязательств нужно подтвердить результатами их инвентаризации;
  4. дебетовые и кредитовые остатки в балансе не сворачивают;
  5. основные средства и нематериальные активы отражают по остаточной стоимости;
  6. активы отражают по их учетной стоимости.

Баланс бухгалтерский заполняется, как правило, в тысячах рублей без десятичных знаков. Организации с большими оборотами могут составлять его в миллионах рублей.

Таким образом в заключение первой главы можно сказать, что бухгалтерский баланс – основная составляющая бухгалтерской отчетности, сводка финансовых показателей организации на определенную дату. Он составляется в определенной форме и по определенным правилам. Сдается в налоговую, Росстат, а также представляется другим заинтересованным пользователям.