Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты основных функций в системе менеджмента
1.1 Понятие системы менеджмента
1.2 Основные функции и принципы менеджмента
2 Анализ эффективности системы менеджмента в ООО «Рассо»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка эффективности основных функций и принципов менеджмента на предприятии
введение
В современных условиях в Российской Федерации существенное значение получают вопросы основных функций в системе менеджмента, которые дают возможность увеличить экономическую эффективность производственного процесса.
В условиях рыночной экономики нужна принципиально новая концепция развития предприятия, которая будет являться жизнеспособной в современных условиях хозяйствования. Руководители субъектов хозяйствования должны выступать в качестве инициаторов в сфере реализации организационных и технологических перемен.
Процесс менеджмента на предприятии является сложной работой, которую невозможно выполнять эффективно, если руководствоваться только заученными формулами. В целях эффективной организации менеджмента необходимо использовать планирование, организацию, мотивацию и контроль для достижения целей предприятия.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.
Объект исследования – ООО «Рассо».
Предмет исследования – основные функции в системе менеджмента.
Цель работы – анализ эффективности системы менеджмента в ООО «Рассо» и разработка путей ее повышения.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
– рассмотреть теоретические аспекты основных функций в системе менеджмента;
– провести анализ эффективности системы менеджмента в ООО «Рассо»;
– разработать рекомендации по повышению эффективности системы менеджмента в ООО «Рассо».
В процессе исследования были изучены научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как: Балашов А.П., Виханский О.С., Зарецкий А.Д., Кнышова Е.Н., Маслова Е.Л., Михалева Е.П., Самойлова А.Г. и др., а также документы предприятия.
1 Теоретические аспекты основных функций в системе менеджмента
1.1 Понятие системы менеджмента
Система менеджмента включает в себя все происходящие процессы, а также все службы, подсистемы, коммуникации предприятия. Коллектив на предприятии можно разделить на две группы. Первая – управляемая, вторая – управляющая [2, c. 109].
Рассмотрим их. В управляемую группу входят элементы, которые задействованы в процессе создания материальных и духовных благ или оказания услуг. Это подчиненные.
Управляющая группа осуществляет все функции, необходимые для выполнения поставленных перед организацией задач, для этого она должна обладать необходимыми ресурсами: материальными, трудовыми, финансовыми. Она координирует работу всех сотрудников и владеет всеми техническими средствами, например, такими, как связь, техника, также отвечает за работу производства и процесс дальнейшего совершенствования организации. Это руководители.
В зависимости от структуры организации и количества подчиненных, руководителей может быть несколько, при этом они все подчиняются одному главному менеджеру [9, c. 87].
Выделяют такие этапы управляющей подсистемы:
– планирование – показывает, какого результата можно достичь;
– регулирование – поддержание оптимального установленного режима работы;
– маркетинг;
– учет;
– контроль [7, c. 212].
Системы менеджмента – это системы, объединяющие в себе все указанные составляющие для достижения высшей цели организации [4, c. 53].
Любая концепция имеет свой субъект и объект. Рассмотрим, какие они у системы менеджмента. К объектам относятся:
– работники;
– служащие;
– группы сотрудников;
– трудовой коллектив.
Субъект системы менеджмента представлен различными структурами управленческого персонала [1, c. 94].
В нынешних условиях координирование работы персонала требует особого мастерства от руководителя. К этому приводят нестабильная экономическая ситуация, конкуренция. Поэтому, создавая современные системы управления, менеджер должен знать принципы их построения.
1.2 Основные функции и принципы менеджмента
Под функциями менеджмента понимаются этапы управленческой цепи, или промежуточные результаты при продвижении к цели. К функциям менеджмента относятся:
– планирование;
– организация;
– мотивация;
– контроль;
– координация.
Планирование является первоосновой менеджмента и заключается в определении целей и направлений деятельности созданного предприятия.
Организация как функция менеджмента направлена на формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между ними, обеспечивая упорядоченность технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности каждого предприятия.
Мотивация – это процесс побуждения работников к высокопродуктивной деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации.
Контроль – это система наблюдения и проверки соответствия функционирования предприятия установленным стандартам и другим нормативам, выявление допущенных отклонений от принятых решений и определения причин их невыполнения.
Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (производственной, технической, финансовой и др.) объекта при оптимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов [6, c. 227].
Общие принципы управления характеризуются тем, что имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и на все отрасли народного хозяйства.
К общим принципам управления можно отнести:
– целенаправленность;
– ответственность;
– компетентность;
– дисциплину;
– стимулирование;
– иерархичность;
– централизацию и децентрализацию управления.
Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением.
Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач.
Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов в процессе принятия решений.
Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которая должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне.
Принцип стимулирования предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов.
Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим.
Принцип централизации и децентрализации управления определяет оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении, что предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности [3, c. 65].
В заключение главы можно сделать следующие выводы:
Система менеджмента включает в себя все происходящие процессы, а также все службы, подсистемы, коммуникации предприятия. Коллектив на предприятии можно разделить на две группы. Первая – управляемая, вторая – управляющая.
Под функциями менеджмента понимаются этапы управленческой цепи, или промежуточные результаты при продвижении к цели. К функциям менеджмента относятся: планирование; организация; мотивация; контроль; координация.
2 Анализ эффективности системы менеджмента в ООО «Рассо»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Рассо» было создано в 2001 году. Основным видом деятельности ООО «Рассо» является производство спецодежды.
- Ассортимент продукции предприятия представлен следующими наименованиями:
- 1) летняя спецодежда;
- 2) медицинская одежда;
- 3) спецодежда для охоты, рыбалки, туризма;
- 4) защитная спецодежда;
- 5) зимняя спецодежда.
- Цель ООО «Рассо» – это выпуск современной, удобной и качественной спецодежды. Высокотехнологичное оборудование, квалифицированный штат сотрудников позволяют выпускать изделия, максимально удовлетворяющие требованиям заказчиков.
- Пошив рабочей одежды выполняется из натуральных тканей, таких как шерсть, лен, хлопок, смесовая и синтетические ткани. Все материалы, конструктивные и технологические особенности в спецодежде строго определены в зависимости от ее назначения и сферы деятельности.
- ООО «Рассо» предлагает швейные услуги по производству рабочей одежды любой сложности. Свое частное швейное производство дает возможность более гибко подойти к каждому заказу и предоставить покупателю спецодежду, учитывая большое количество скидок в зависимости от сделанных заказов.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности организации за 2015-2017 годы представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Рассо» в 2015-2017 годах
Показатели |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Изменение, +/- |
Темп роста, % |
||
2016 / 2015 |
2017 / 2016 |
2016 / 2015 |
2017 / 2016 |
||||
Выручка, тыс. руб. |
41213 |
57521 |
77030 |
16308 |
19509 |
139,6 |
133,9 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
24107 |
42988 |
56525 |
18881 |
13537 |
178,3 |
131,5 |
Затраты на рубль реализованных товаров, руб. |
0,58 |
0,75 |
0,73 |
0,17 |
-0,02 |
129,3 |
97,3 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
12458 |
5401 |
9466 |
-7057 |
4065 |
43,4 |
175,3 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
8186 |
372 |
1931 |
-7814 |
1559 |
4,5 |
519,1 |
Рентабельность продаж, % |
30,23 |
9,39 |
12,29 |
-20,84 |
2,9 |
- |
- |
Рентабельность реализованных товаров, % |
51,68 |
12,56 |
16,75 |
-39,12 |
4,19 |
- |
- |
Таблица составлена по: [11]
Анализ данных хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Рассо» показывает, что в организации наблюдается рост основных «объемных» показателей за 2015-2017 годы. Так, имеет место увеличение выручки, себестоимости.
За 2015-2017 годы выручка выросла на 35817 тыс. руб. или на 86,91%. В результате роста объема реализации товаров, изменилась и себестоимость. Ее рост за 2015-2017 годы составил 32418 тыс. руб.; темп роста – 2,34 раза.
Увеличение выручки связано не только с процессами ценообразования, то есть влиянием инфляционного фактора, вызванного ростом цен, но и приростом объема продаж в натуральном измерении. Вместе с тем, темп роста выручки (186,9%) ниже темпов роста себестоимости (234%).
Данное обстоятельство привело к увеличению затрат на один рубль реализованных товаров на 0,15 руб. в 2017 году по сравнению с 2015 годом. Величина затрат в рубле реализованных товаров, равная 0,73 руб. в 2017 году по сравнению с 0,58 руб. в 2015 году, является свидетельством уменьшения прибыли от продаж.
Прибыль от продаж в 2017 году составила 9466 тыс. руб. по сравнению с 12458 тыс. руб. в 2015 году. Таким образом, наблюдалось уменьшение финансового результата по основной деятельности на 2992 тыс. руб. Вместе с тем, стоит отметить, что прибыль от продаж 2017 года выросла по сравнению с 2016 годом на 4065 тыс. руб.
По итогам 2015-2017 года организация имела положительный финансовый результат в виде чистой прибыли в размере 8186 тыс. руб. в 2015 году, 372 тыс. руб. в 2016 году и 1931 тыс. руб. в 2017 году. То есть, после уменьшения чистой прибыли в 2016 году отмечен ее рост на 1559 тыс. руб. или более чем в 5 раз.
На основе изменения прибыли от продаж изменилась и рентабельность. Рентабельность товаров в 2016 году уменьшилась на 39,11 п.п. по сравнению с 2015 годом и составила 12,56%; рентабельность продаж была равна 9,39%, что меньше ее величины в 2015 году на 20,84 п.п. За 2016-2017 годы произошли следующие изменения в уровне рентабельности: рентабельность продаж выросла на 2,9 п.п.; рентабельность товаров – на 4,19 п.п. [11].
Таким образом, организация довольно успешно развивается, обеспечивая прирост основных экономических и финансовых показателей.