Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие мотивации трудовой деятельности персонала в организации, теоретические основы мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности

1.1 Понятие мотивации трудовой деятельности персонала в организации, теоретические основы мотивации

1.2. Современный подход к теории мотивации

Глава 2. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС

2.1. Профессиональная мотивация педагогов ДОУ в условиях развития современной образовательной среды

2.2. Мотивация как элемент профессиональной компетентности педагогов

Глава 3. Анализ мотивационных установок педагогов ДОУ как фактора их профессионального развития (на примере МАДОУ «Детский сад»)

3.1. Анализ уровня профессиональной компетенции педагогов

3.2. Оценка мотивационной составляющей в деятельности педагогов МАДОУ «Детский сад» на современном этапе

3.3. Рекомендации по управлению профессиональной мотивацией педагогов дошкольного образовательного учреждения

Заключение

Библиографический список

Приложения

При существующем интересе к своей работе среди стимулирующих факторов педагоги выделяют методическую работу, обучение на курсах, что в первую очередь и способствует повышению профессионального развития педагогов. Достаточно высоко оценен такой фактор как пример и влияние руководителя.

Для успешного существования ДОУ в современном информационном обществе, я читаю создание благоприятной среды образовательного пространства в ДОУ и активизации системы профессионального взаимодействия. Важнейшим элементом является « Я - концепция» личности, где современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей и задач в воспитании и обучении, организовать эффективное взаимное сотрудничество и педагогическое общение. Развитие педагогов может быть достигнута только при наличии определенных организационно-педагогических условий: саморазвитие лидерской компетентности руководителя, формирование профессиональной управленческой команды, создание мотивационной среды. Предложенные рекомендации способны в значительной степени повысить мотивацию педагогов к инновациям и развитию сфере дошкольного образования, привести к заинтересованности в профессиональном росте. В конечном итоге это будет способствовать повышению эффективности деятельности ДОУ в целом и даст значительный социальный результат в виде удовлетворенности граждан образовательными услугами.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2015. – 64 с.
  2. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утв. Постановлением Правительства РФ № 295 от 15.04.2014 г.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

Источники и литература

  1. Богатырева, О.Н. Кадровые технологии в системе управления персоналом: учеб. пособие / О.Н. Богатырева.- СПб.: изд. СПбГТУРП, 2013. – 46 с.
  2. Варданян Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Ю.В. Варданян / под науч. ред. В.А. Сластенина. − М.: Изд-во МПГУ, 1998. – 180 с.
  3. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вызов. 5- е издание. - Н. Новгород НИМБ 2005 .с- 457
  4. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2014. – 448 с.
  5. Менеджмент в социальных и экономических системах непроизводственной сферы: учеб. пособие / под ред. С. Резника. – М.: Инфра-М, 2014 г. – 208 с.
  6. Менеджмент организации. Учебное пособие /З.П. Румянцева, Н.А. Сагоматин, Р.З. Акбердин и др. М.,2008 215с.
  7. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом. Исследование. Оценка. Обучение: учебник / Е.Б. Моргунов. – М.: Юрайт, 2015 г. – 562 с.
  8. Райзберг Б.А. Психологические основы управления: учебное пособие / Б.А. Разберг. - М.: Юнити-Дана – 2012.- 230 с.
  9. Управление человеческими ресурсами. Учебное пособие / под ред. А.М. Руденко. – М.: Феникс, 2015. – 352 с.
  10. Экономика и управление социальной сферой: учебник / под ред. Е.В. Егорова. – М.: Дашков и Ко, 2015 г. – 496 с.
  11. Андреев К.Е. Роль метода проектов в формировании профессиональных компетенций // Специалист 2012. − № 2. – С.18-19.
  12. Барбарская, М.Н. Сущность процесса управления персоналом на современном этапе / М.Н. Барбарская // Основы ЭУП. - 2014. - №4 (16). – С. 101-106.
  13. Бундакова, Л.А. Отбор кандидатов на должности педагогических работников ДОУ / Л.А. Бондакова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012. - № 2. – с. 67-73.с.
  14. Волобуева Л.М. Модернизация подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения . 2015 № 6. С.5 – 9.
  15. Вялова Э. В. Мотивация педагогов дошкольных образовательных учреждений к повышению профессиональной компетентности в структуре профессионального самоопределения. //Журнал «Педагогический мир» 05.2010г.
  16. Голянич, В.М. Инновационные технологии в кадровом менеджменте / В.М. Голянич // Управленческое консультирование. – 2013. - № 2(50). - С. 5-16.
  17. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления персоналом / Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №5. – С. 25 – 27.
  18. Евдокимова, В.В. Правовые акты управления в сфере образования: понятие и черты / В.В. Евдокимова // Право и государство: теория и практика. – 2011. - № 12. – С. 20-22.
  19. Зайцева, Т.В. Формирование интегрированной системы управления человеческими ресурсами организации: теоретические и методологические аспекты: автореф. дисс. доктора экономич. наук / Т.В. Зайцева. – М., 2012. – 54 с.
  20. Запара, М.А. Система управления персоналом в деятельности дошкольного образовательного учреждения / М.А. Запара // Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 1. – С. 36-39
  21. Зебзеева, В.А. Основные подходы к созданию современной модели дошкольного образования / В.А. Зебзеева // Детский сад: теория и практика. – 2012. - № 4. – С. 21-25.
  22. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34-42
  23. Катаева, Л.И. Психолого-акмеологическое сопровождение работы с персоналом / Л.И. Катаева. - М.: Альпина-Паблишер, 2013. – 180 с.
  24. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. – СПб., 2005. – 240 с.
  25. Кудрявцева, О.В. Теоретические подходы к определениям «трудовой потенциал человека», «трудовые ресурсы», «рабочая сила» / О.В. Кудрявцева // RJOAS. - 2012. - №1. – С. 104-109.
  26. Лихачев, А.В. Управление персоналом: генезис и эволюция методических подходов / А.В. Лихачев // Экономика и социум: современные модели развития – 2012. – № 3. – С. 227-236.
  27. Лукаш Ю. А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы: - практическое руководство – М.: Изд-во «Финпресс», 2007.- 287с.
  28. Малахова, О.В. Особенности проектирования программы профессионального развития кадрового состава дошкольного образовательного учреждения / О.В. Малахова // Воспитатель ДОУ. – 2012. - № 9. – С. 28-31.
  29. Мальцева, Т.И. Система управления персоналом образовательного учреждения / Т.И. Мальцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 43-44.
  30. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.190-191.
  31. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
  32. Михайлова, А.В. Особенности системы управления персоналом в дошкольных образовательных учреждениях / А.В. Михайлова // Экономика и социум. – 2014. - № 3. – С. 67-73.
  33. Наумова, Е.Ю. К вопросу определения понятия «человеческие ресурсы» / Е.Ю. Наумова // Известия ВолгГТУ. - 2012. - № 13. – С. 48-54.
  34. Некрасов, Ю.В. Современные кадровые технологии – инструмент инновационного управления руководителя государственного учреждения / Ю.В. Некрасов // Креативная экономика. — 2012. — № 8 (20). — c. 97-102. 
  35. Низамова, Д.Р. Социально-психологические методы в системе корпоративного управления человеческими ресурсами / Д.Р. Низамова // Вопросы инновационной экономики. - 2013. - № 4 (4). - c. 13-19.
  36. Панова, Е.В. Современные кадровые инструменты в системе менеджмента предприятия / Е.В. Панова // Молодой ученый. – 2015. - № 5. – С. 213-217.
  37. Панфилова А. П. Инновационное управление человеческими ресурсами в образовательных учреждениях: монография / А.П. Панфилова, С.Ю. Трапицын, Е.Н. Агапова и др. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 250 с.
  38. Первакова, Е.Е. Способы нематериальной мотивации персонала / Е.Е. Первакова // Креативная экономика. - 2014. - № 4 (88). - c. 42-51.
  39. Перфильева, М.Б. Формирование концепции управления человеческими ресурсами / М.Б. Перфильева // Известия Саратовского государственного университета. - 2013. - №4. – С. 87-93.
  40. Плотникова, И.А. Модернизация дошкольного образования: теория и практика / И.А. Плотникова // Дошкольное образование. – 2014. - № 1. – С. 56-59.
  41. Плотницкая, М.Р. Понятие «персонал» в контексте управления человеческими ресурсами / М.Р. Плотницкая // Вестник КРАУНЦ. - 2013. - № 1. – С. 94-98.
  42. Полозова, А.Н. Методы управления персоналом / А.Н. Полозова // Креативная экономика. - 2013. - № 10 (22). - c. 128-134.
  43. Романов, С.Б. Дошкольное образование: проблемы качества педагогического состава / С.Б. Романов // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. - № 5. – с. 27-30.
  44. Рябцева, Т.В. Экономическая эффективность бюджетных учреждений: роль и место кадровой политики / Т.В. Рябцева // Экономика и социум. – 2015. - № 2. – С. 43-48.
  45. Синева, Н.Л. Роль кадровых технологий в управлении развитием персонала / Н.Л. Синева // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.).  — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 101-103.
  46. Сурудина Е.А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №11- 2015г. с10-14.
  47. Челнокова, Е.А. Инновационные технологии в кадровом менеджменте / Е.А. Челнокова // Альманах современной науки и образования. – 2013. - № 5 (72). – С. 56-61.
  48. Шабурова, А.В. Обоснование и выбор критериев эффективности системы управления персоналом предприятия / А.В. Шабурова // Российское предпринимательство. - 2012. - № 7 Вып. 1 (162). - c. 43-54.
  49. Феклистова, Е.В. Управление дошкольным образовательным учреждением. Специфика / Е.В. Феклистова // Практика управления ДОУ– 2015- № 1 – С.65- 71
  50. Фетисова, М.М. Современные методы управления персоналом и пути их совершенствования / М.М. Фетисова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 11 . – С. 192-196.
  51. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. − № 2. − 2003. − С. 58-64.
  52.  Хекхаузен Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2001.

Электронные источники

  1. studmed.ru ›docs/document26059/content.
  2. Менгазиева Л.Н. Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения[Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/motivatsiya-professionalnogo-razvitiya-pedagogov-kak-sredstv.
  3. Таланова, А.В. Основные направления развития кадрового менеджмента в России / А.В. Таланова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3 [Электр. ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4423 (дата обращения: 26.09.2015).

Приложения

Приложение №1

Перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний педагога дошкольного образования.

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

Участие в разработке основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилами), продуктивная;

конструирование, создание широких возможностей для развития свободной игры детей, в т.ч. обеспечения игрового времени и пространства

Специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Участие в создании безопасной и психологической комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и /или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и / или дошкольного возраста.

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и / или дошкольного возраста

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Создание позитивного психологического климата в группе и в условий для доброжелательных отношений между детьми, т.ч. принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными(в т.ч. ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),продуктивной;

конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в т.ч. обеспечения игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.


Приложение № 2

Методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности»

( К.Замфир в модификации А.Реана)

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ. По данным исследований можно говорить об удовлетворенности избранной профессией.

1 балл – В очень незначительной мере;

2 балла – В достаточно значительной мере;

3балла – В небольшой, но и в немаленькой мере;

4 балла – В достаточно большой мере;

5 баллов – В очень большой мере.

В очень незначительной мере (1)

В достаточно значительной мере (2)

В небольшой, но и в немаленькой мере (3)

В достаточно большой мере (4)

В очень большой мере (5)

1.Денежный заработок.

2.Стремление к продвижению по работе.

3.Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег.

4.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей.

5.Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других.

6.Удовлетворение от самого процесса и результата работы.

7.Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности.

Подсчитывается показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ). Подсчитывается средний показатель для всей выборки.

ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2

ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3

ВОМ = (оценка п. 3 + оценка п. 4)/2

Полученный мотивационный комплекс ВМ>ВПМ>ВОМ считается наилучшим, оптимальным. Удовлетворенность профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс, что и получилось: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий – внешней отрицательной.

Приложение № 3

Анкета для педагогов ДОУ.

1. Оцените влияние мотивационных факторов на выполнение профессиональных обязанностей.


Каждый фактор может быть оценен от 1 до 3 баллов. Сделайте свой выбор по каждому из факторов, указав количество баллов:

1 балл - Не влияет; 2 балла - Влияет; 3 балла - Очень сильно влияет.

Факторы

Баллы

1. Материальное стимулирование

2. Благоприятные условия труда

3. Благоприятная обстановка в коллективе

4. Отсутствие боязни увольнения

5. Имидж профессии

6. Моральная мотивация

7. Меры административного воздействия

8. Возможность должностного продвижения

9. Стиль руководства вашего начальника

10. Санитарно-гигиенические условия труда

11. Стаж работы

2. В какой мере вы удовлетворены системой морального стимулирования, сложившейся в детском саду на современном этапе?

  • Вполне
  • В основном
  • Не удовлетворен
  • Затрудняюсь ответить

3. Готовы ли Вы сменить место работы?

  • Да, незамедлительно
  • Да
  • Нет

4. Что может явиться причиной смены места работы?

  • семейные обстоятельства;
  • более высокая заработная плата;
  • смена рода деятельности;
  • другое _____________________________________________

5. Испытываете ли Вы беспокойство, связанное с перспективой потерять работу?

  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

6. Уделяется ли в детском саду должное внимание обучению и повышению квалификации сотрудников?

  • Да, значительное;
  • не уделяют;
  • уделяют.

7. Как Вы считаете, достаточно ли Вам имеющихся знаний, умений и навыков для эффективной работы?

  • Да
  • Не совсем
  • Нет

Приложение № 4

Анкета «Мотивация к успеху» по методике  Т. Элерса


Уважаемые сотрудники, просим вас ответить на вопросы анкеты. По каждому пункту нужно выбрать тот вариант ответа («Да» или «Нет»), который отражает ваше мнение, и поставить значок «Х» в соответствующей графе.

Утверждения

Да

Нет

1. Начиная работу, я надеюсь на успех.

2. Я активен в работе.

3. Я стремлюсь к проявлению инициативы.

4. При поручении мне ответственных заданий я стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Я замечал за собой, что я выбираю либо слишком легкие задания, либо невыполнимые.

6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю и ищу способы их преодоления.

7. Когда после успехов идут неудачи, я склонен менять свой взгляд на прошлые достижения.

8. Эффективность моей работы в основном зависит от моей целеустремленности, а не от контроля со стороны руководства.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях дефицита времени я показываю худшие результаты, чем обычно.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11.Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленнуюперспективу.

12. Если я рискую, то с расчетом.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует контроль со стороны начальства.

14. Я предпочитаю ставить перед собой достаточно трудные, но достижимые задачи.

15. В случае неудачи при выполнении задания мой интерес к нему падает.

16. Если после неудач начинается полоса успехов, я забываю о своих неудачах.

17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях дефицита времени я показываю лучшие результаты, даже если задания достаточно трудные.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от решения поставленной задачи.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи оно становится еще более интересным для меня.

Ключ к тесту: Один балл получают ответы «Да» на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20 и ответы «нет» на утверждения 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17,1.