Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие мотивации трудовой деятельности персонала в организации, теоретические основы мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности

1.1 Понятие мотивации трудовой деятельности персонала в организации, теоретические основы мотивации

1.2. Современный подход к теории мотивации

Глава 2. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС

2.1. Профессиональная мотивация педагогов ДОУ в условиях развития современной образовательной среды

2.2. Мотивация как элемент профессиональной компетентности педагогов

Глава 3. Анализ мотивационных установок педагогов ДОУ как фактора их профессионального развития (на примере МАДОУ «Детский сад»)

3.1. Анализ уровня профессиональной компетенции педагогов

3.2. Оценка мотивационной составляющей в деятельности педагогов МАДОУ «Детский сад» на современном этапе

3.3. Рекомендации по управлению профессиональной мотивацией педагогов дошкольного образовательного учреждения

Заключение

Библиографический список

Приложения

3.1. Анализ уровня профессиональной компетенции педагогов

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад», является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг и выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования.

Учреждение руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Нижегородской области, указами и распоряжениями Губернатора Нижегородской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Нижегородской области, актами органов местного самоуправления, решениями (приказами) Учредителя, настоящим уставом.

Основной целью деятельности Учреждения является:

образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

Для достижения указанной цели Учреждение вправе осуществлять иные, соответствующие ему виды деятельности:

-  реализация дополнительных общеразвивающих программ;

- осуществление хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение деятельности Учреждения и достижение целей его создания;

-  осуществление приносящей доход деятельности.

Учреждение обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом учреждения.

МАДОУ «Детский сад» функционирует с 12-часовым режимом работы при 5-ти дневной рабочей неделе.

Для того чтобы понять, из каких элементов складывается сегодня содержание профессиональной компетенции педагога дошкольного образования, необходимо обратиться к действующим нормативным правовым актам, регламентирующим его деятельность, в частности:

  • Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. Приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н (далее- профессиональный стандарт педагога);
  • Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155(далее-ФГОС ДО).

Согласно п. 3.4.2 ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей». Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

  • обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т.ч. принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в т.ч. ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками; умение работать в группе сверстников;
  • построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющий у ребенка в совместной деятельности со взрослым и с более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.

Таким образом, во ФГОС ДО перечисляются действия, которые должен выполнять педагог, но нет собственно компетенций, которые должен обеспечить выполнение этих действий (Приложение №1).

Согласно профессиональному стандарту педагог дошкольного образования должен выполнять определенные трудовые действия, обладать для этого необходимыми умениями, что в свою очередь предполагает освоение им необходимых знаний. [3]


Тем не менее, если говорить о компетенциях, их понимание все-таки шире, чем совокупность знаний и умений. Ключевым в понятии компетенции является способность применять знания и умения в реальной практической деятельности.

Анализ профессиональной компетентности педагогов МАДОУ «Детский сад» основан на изучении эффективности системы управления персоналом с учетом динамики развития уровня профессионального мастерства воспитателей ДОУ: подбор и отбор педагогов, адаптация, технологии обучения, оценка, карьерное продвижение, мотивация.

1. Процесс подбора и отбора педагогов.

Поиск персонала осуществляется в основном силами учреждения, а также путем подачи заявки в управление образования района г. Н. Новгород.

Подбором персонала занимается непосредственно заведующий МАДОУ «Детский сад» и его заместители, поскольку специалиста по кадровой работе в дошкольном учреждении нет. К сотрудникам категории педагогического персонала действующими законодательными нормами предъявляется ряд требований к уровню их образования, профессиональной компетенции, т.е. определен минимум квалификационного уровня, которым кандидат должен обладать. На основании положения профессионального стандарта можно сформировать систему отбора принимаемых на работу сотрудников.

2. Адаптация педагогов.

Весь процесс адаптации в МАДОУ «Детский сад» сводится к помощи молодым воспитателям со стороны педагогов, уже работающих в дошкольном учреждении, в плане освоения основных аспектов работы с детьми.

3. Обучение педагогических кадров.

Данная кадровая технология, как уже было ранее отмечено, традиционно достаточно широко применяется в учреждениях образования, что объясняется спецификой деятельности данных организаций, поскольку существуют определенные профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к специалистам данной сферы деятельности. Поэтому весь педагогический персонал дошкольных образовательных организаций проходит регулярное обучение в рамках повышения квалификации.

В современных условиях, несмотря на регулярное прохождение повышения квалификации педагогами МАДОУ «Детский сад» решить это проблему все еще сложно, поскольку есть воспитатели, нуждающиеся в переподготовке по профилю «Воспитатель дошкольного образования».

4. Оценка педагогического персонала. Данная кадровая технология, как и обучение, также широко распространена в дошкольных учреждениях. Оценка осуществляется в форме аттестации.


Аттестация педагогических работников проводится аттестационной комиссией на основе оценки их профессиональной деятельности.

По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

  • соответствует / не соответствует занимаемой должности;
  • присвоение квалификационной категории (первой или высшей).

В 2017-2018 учебном году в МАДОУ «Детский сад» успешно прошли квалификационные испытания на высшую категорию -2 педагога, на первую категорию – 4 педагога.

Итак, аттестация педагогов является важнейшей кадровой технологией, способствующей выявлению перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников, и обеспечению дифференциации размеров оплаты труда.

5. Карьерное продвижение и формирование кадрового резерва.

В МАДОУ «Детский сад» на современном этапе не разработаны документы (например, в виде программ) по карьерному продвижению и формированию кадрового резерва. Фактически как таковое карьерное продвижение в дошкольном учреждении отсутствует в связи с особенностями организационной структуры детского сада – она относится к линейному типу и не предполагает выстраивания «карьерной лестницы» для сотрудников. И, тем не менее, при стремлении педагогического сотрудника к повышению по карьерной лестнице есть возможность, при наличие, соответствующего образования претендовать на должность старшего воспитателя, заместителя заведующего и далее руководителя учреждением. Как показывает практика работы системы дошкольного образования в целом – большое количество заведующих начинали работу в детских садах с должности воспитателя.

6. Мотивация. Система мотивации сотрудников МАДОУ «Детский сад» на современном этапе нашла отражение в следующих нормативных документах, регламентирующих систему стимулирования сотрудников:

  • положение об оплате труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка работников.

В ДОУ применяются меры материальной мотивации посредством оплаты труда всем категориям сотрудников. Помимо основного должностного оклада педагогу МАДОУ «Детский сад», а также гарантированных надбавок за выслугу лет, наличие званий и др., начисляются стимулирующие выплаты: надбавки, премии за следующие показатели:

    1. Надбавки:
  1. - за интенсивность и высокие результаты работы;
  2. - за выполнение наиболее сложных работ;
  3. - за участие в городских программах, национальных проектах и их успешную реализацию.
  4. - за качество выполняемых работ;
  5. - за выслугу лет;
  6. - премиальные выплаты по итогам работы.
  7. Премии:
  8. - за достижение высоких результатов в работе, а также по результатам работы за определенный период;
  9. - к профессиональным, государственным и общегородским праздникам;
  10. - за многолетний добросовестный труд в системе образования;
  11. - к юбилейным датам.

В МАДОУ используются меры нематериальной мотивации сотрудников, включающих в себя, прежде всего, моральное стимулирование:

  • поощрения руководства (устные и письменные благодарности);
  • дисциплинарные взыскания руководства (устные и письменные).

Подведя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что наиболее полно используются кадровые технологии оценки, обучения специалистов, а такие кадровые технологии как карьерное и профессиональное продвижение, мотивация сотрудников используются не достаточно.

Сегодня каждому воспитателю необходимо приобретать и развивать компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми. При обучении педагогических кадров особое внимание необходимо обращать на глубокое понимание задач дошкольного образования, умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности.

3.2. Оценка мотивационной составляющей в деятельности педагогов МАДОУ «Детский сад» на современном этапе

Важным фактором развития ребенка становится личность педагога. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. На первый план выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя как:

  • гуманная педагогическая позиция;
  • умение заботиться о сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
  • умение создавать и постоянно обогащать РППС группы;
  • умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
  • умение осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
  • способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл деятельности педагога.