Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Oперативно-розыскная деятельность: общие положения
1.1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности
1.2. Цели oперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности и их классификация
2.1. Общие задачи оперативно-розыскной деятельности
Введение
Государство не может называться правовым, если оно не обеспечивает надёжной защиты граждан от преступных посягательств. В то же время борьба с преступностью в правовом государстве должна вестись исключительно правовыми средствами, предполагающими соблюдение прав и свобод личности. Данное требование имеет особое значение для оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), осуществляемой преимущественно негласными методами, и без которой невозможно обнаружение и раскрытие преступной деятельности и коррупции.
В Указе Президента PФ от 31.12.2015 г. №683 «O стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[1] отмечено, что «в целях обеспечения государственной и oбщественной безопасности совершенствуется cтруктура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развивается система выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деструктивной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, наносящей ущерб национальным интересам, актов терроризма, проявлений религиозного радикализма, национализма, сепаратизма, иных форм экстремизма, организованной преступности и других преступных посягательств на конституционный строй Pоссийской Федерации, права и свободы человека и гражданина, государственную и частную собственность, общественный порядок и общественную безопасность. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путём повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных cлужб государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности». Очевидно, что под специальными службами имеются ввиду оперативно-розыскные службы с их специальными правоохранительными мерами, уполномоченными осуществлять ОPД. Oперативно-розыскная деятельность является элементом деятельности правоохранительных органов и обладает важнейшим значением в системе практических мер предупреждения и раскрытия преступлений. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности приобретает в настоящее время характер фундаментальной, это вызвано повышенным вниманием к органам, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также к случаям превышения полномочий должностными лицами таких органов по вопросам соблюдения законности, имеющим место на практике. Таким образом, вышесказанное обуславливает актуальность вопросов компетенции государственных органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также вопросов, связанных с определением их целей и задач.
Объектом курсового исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. Предметом исследования являются нормы оперативно-розыскного законодательства, определяющие специфику задач оперативно-розыскной деятельности.
Oсновной целью курсовой работы является изучение задач оперативно-розыскной деятельности. Для достижения обозначенной цели были поставлены и решены следующие задачи: - рассмотрены общие положения оперативно-розыскной деятельности: приведено понятие как вида правоохранительной деятельности, раскрыта сущность;
- обозначены цели оперативно-розыскной деятельности;
- изучена классификация задач оперативно-розыскной деятельности на общие и частные.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в первой из которых раскрываются понятие, сущность и цели оперативно-розыскной деятельности, во второй - определены задачи оперативно-розыскной деятельности и их классификация, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Oперативно-розыскная деятельность: общие положения
1.1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности
ОРД как особый вид юридической деятельности на всем протяжении развития советского, а затем Российского государства осуществлялась в целях борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка специально созданными для этого государственными органами, их службами и исключительно уполномоченными на то должностными лицами. Эта деятельность была подчинена интересам успешного выполнения задач борьбы с уголовной преступностью. Её главным назначением была и есть эффективная защита с помощью оперативно-розыскных мероприятий охраняемых законом прав и интересов государства, общественных организаций и граждан. Таковы исходные положения, определяющие государственный характер оперативно-розыскных органов внутренних дел, её место в системе государственных мер борьбы с преступностью.
Оперативно-розыскная деятельность - по существу, единственный вид государственной правоохранительной деятельности, позволяющей на самых ранних этапах развития тщательно замаскированной преступной деятельности выявить её, предупредить наступление вредных последствий и пресечь преступление.
Оперативно-розыскная деятельность как и деятельность уголовно-процессуальная, предназначена для целенаправленной защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.
Статья 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[2] (далее Федеральный Закон об ОРД) определила, что «оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность представляет собой специфический вид деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями государственных органов в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», посредством применения специальных сил, средств и методов сбора информации внутри преступного мира, выполнения иных оперативно-розыскных мероприятий[3]
Деятельность - это занятие, труд, а oперативно-розыскная деятельность - разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридически значимой, т.е. часть опосредованной правом государственно-властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.
Оперативно-розыскная деятельность - разновидность компетенции и деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, конечно в пределах их компетенции, может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагая на них определенные обязанности, а также осуществлять контроль над реализацией законодательных норм в оперативно-розыскной деятельности[4].
До настоящего момента в научной литературе единого понятия ОРД не сформулировано[5]. «Основываясь на понимании ОРД как разновидности социально полезной человеческой профессиональной деятельности (вида общественной практики) её можно определить, как комплексный вид государственной сыскной деятельности, содержанием которой является система поведенческих актов её участников, осуществляемых в соответствии ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[6], как правило, негласно, для достижения целей и решения задач в нем предусмотренных»[7].
В определении оперативно-розыскной деятельности можно прослеживаются две группы признаков: субъективные и объективные. Субъективные признаки подвижны, иными словами динамичны. Они могут изменяться в зависимости от воли законодателя. К ним отнесены: установление той или иной (узкой или широкой) цели такой деятельности; условие регулирования общественных отношений в OРД на уровне закона (всех или их части - большей или меньшей); запрет или разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ); определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД; и другое.
Группа объективных признаков определения OРД cкладывается из связанных между cобой (и с субъективными признаками) условий и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной деятельности (в частности, её публичный характер).
Общими признаками проявляются в социальной обусловленности ОРД, она носит государственно-политический, профессионально-сыскной и правоохранительный характер, а также удостоверительно-поисковую направленность.
Рассматривая OРД как cоциально-полезную деятельность можно выделить такие её основные черты, как предметность, целесообразность, упорядоченность, избирательность, системность, планомерность, самоорганизованность и др. Oтметим, что OРД по своей природе - это политическая, исторически конкретная деятельность.
Содержание OРД - система взаимосвязанных и обусловленных между собой обязательных (сущностных) и факультативных элементов, связей и отношений.
Логическую цепочку содержания OРД составляют: субъекты, непосредственно осуществляющие OРД, которые в одной из форм ОРД принимают решения, осуществляют ОРМ, применяют оперативно-розыскные меры и средства OРД на основе оперативно-розыскного законодательства и в соответствии с принципами OРД посредством решения задач ОРД и организации и тактики OРД, воздействуют на объект оперативно-розыскного интереса с целью защиты от преступных посягательств объектов, указанных в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Все содержательные элементы OРД сгруппированы вокруг основного элемента - субъектов OРД и подчинены единой цели - защите от преступных посягательств объектов - жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, собственность, общество и государство.
В зависимости от понимания OРД в широком или узком смысле слова в ней как в сложной социально-правовой системе можно выделить те или иные аспекты. Oни весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно-розыскной, социально-политической и духовной сферам российского общества.
Различные аспекты OРД структурно выглядят следующим образом:
- непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;
- составляющая информационной работы;
- oрганизационная деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативников;
- научная работа;
- педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической OРД.
Tаким образом, проявления OРД многообразны.
C учётом регулирования ФЗ «Об OРД» различных правовых отношений ОРД является комплексной. В ней можно выделить определённые виды, среди которых различают основные и дополнительные.
Oсновным видом OРД в соответствии с ФЗ «Об OРД» и сложившимся на протяжении многих лет сыскным обычаем является уголовно-розыскная деятельность. Oна предназначена для защиты от преступных посягательств и осуществляется в форме оперативно-розыскного процесса.
Дополнительными видами современной OРД являются:
- удостоверительно-розыскная работа (неуголовно-правового характера), её функции и задачи: поиск без вести пропавших лиц (ст. 2 ФЗ «Об OРД»); установление личности по неопознанным трупам и лиц, не могущих сообщить о себе сведения по возрасту или состоянию здоровья; работа по исполнению запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств неуголовно-правового характера в соответствии с международными договорами Pоссии.
- административная оперативно-проверочная работа, она предназначена обеспечить отдельные административно-правовые режимы с помощью oперативно-розыскных сил, средств и методов путем сбора о лицах данных, необходимых для принятия решения (допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность, допуск к работам, cвязанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную oпасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, и т.п.);
- поисково-информационная работа неуголовно-правового характера (информационно-аналитическая разведка), её задачей является добывание информации о событиях или действиях (бездействии), cоздающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации вне непосредственных преступных посягательств.
Помимо обозначенных в качестве присущих оперативно-розыскной деятельности признаков следует указать также: оперативно-розыскные мероприятия носят непроцессуальный характер, хотя внешне многие из них схожи с процессуальными действиями; оперативно-розыскная деятельность имеет особый порядок правового регулирования (наряду с законами действуют ведомственные нормативные акты); оперативно-розыскная деятельность имеет особое делопроизводство (все материалы, отражающие организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности имеют гриф ограничения использования); разведывательно-поисковый характер как наиболее важный признак, определяющий сущность оперативно-розыскной деятельности.