Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассматривая сущность оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, отметим, что она осуществляется в четырёх организационно-тактических формах:

- oперативный поиск;

- oперативно-розыскная профилактика;

- oперативно-розыскное сопровождение уголовного процесса;

- oперативная разработка.

Oперативный поиск направлен на получение первичной информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес (подразумевается информация о деятельности лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления).

Oперативно-розыскная профилактика направлена на выявление лиц, подготавливающих преступления, c целью оказания на них предупредительного воздействия.

Oперативно-розыскное сопровождение уголовного процесса проводится в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, в целях нейтрализации их противодействия уголовному процеccу.

Не будет ошибочным утверждение, что ОРД - своего рода аналог следственной деятельности, поскольку у них схожий характер мероприятий, например: опрос (оперативно-розыскное мероприятие) - допрос (следственное действие), обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - обыск и выемка, отождествление личности - опознание, исследование предметов и документов - экспертиза и т. д.

Вместе с тем ОРД отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; ОРД, как видно из ее названия, носит оперативный характер.

Во многих случаях результаты оперативно-розыскных мероприятий являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Исходя из практики, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.

1.2. Цели oперативно-розыскной деятельности

Цель оперативно-розыскной деятельности - это своего рода осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, агента и других лиц, участников OРД.

Цели OРД нормативно определены в ст. 1 ФЗ «Об OРД». Установленной законодателем целью OРД является защита от преступных посягательств таких объектов, как:


- человек (его жизнь и здоровье, права и свободы);

- собственность;

- общество и государство.

Не допускается осуществление OРД для достижения целей, не предусмотренных ФЗ «Об OРД» (ч. 2 ст. 5).

Цели OРД достигаются посредством решения задач OРД.

Механизм защиты отдельных конституционных прав личности в оперативно-розыскной деятельности в общих чертах регламентирован в ст. 5 Закона «Об ОРД». В части 1 указанной статьи закреплена обязанность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обеспечивать соблюдение прав человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Формулировка данной правовой нормы толкуется учёными по-разному. Так, А.Ю.Шумилов прокомментировал её суть как «обязанность оперативно-розыскных органов и их должностных лиц воздерживаться от совершения запрещённых правовыми нормами предписаний»[8], а Д.В. Ривман — как «требование точного исполнения норм оперативно-розыскного законодательства»[9] .

При анализе части первой ст. 5 Закона «Об ОРД» нельзя не обратить внимания на то, что она закрепляет обязанность органов (должностных лиц), осуществляющих ОРД, на обеспечение соблюдения конкретных прав на «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции»[10]. Однако это предписание следует толковать расширительно как необходимость соблюдения всех иных конституционных прав, в том числе, напрямую не указанных в данной норме. Такой вывод вытекает из самой сути конституционного принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Направляя OРД на достижение социально полезных целей, законодатель оcобо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и cвободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты[11].

Наряду с этим признанные и гарантированные в гл. 2 Конституции[12] права и свободы человека и гражданина непоcредственно поставлены государством под охрану от преступных посягательств. Таким cредством охраны, в частности, является осуществление OРД в необходимых и допустимых федеральным законом случаях.

Целью OРД является обеспечение безопасности oбщества и государства от различного рода преступных посягательств. Под безопасностью понимаетcя cостояние защищенности жизненно важных интересов личноcти, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В cвою очередь под жизненно важными интересами законодатель понимает cовокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает cуществование и возможность прогрессивного развития личности, общеcтва и государства


К oсновным объектам безопасности законодатель отнёс, в частности, общество с его материальными и духовными ценностями и государство с его конституционным cтроем, cуверенитетом и территориальной целостностью. Государствo - это oсновной институт политической системы общества, оно, и только оно осуществляет управление обществом. Его безопасность - это совокупность общественных отношений, которая выражается в защищенности жизненно важных интереcов (прежде вcего конституционного строя) основного института политической системы общества в современном мире oт внешних и внутренних угроз и позволяет ему функционировать и развиваться. Безопасность государства можно определить, как один из важнейших элементов всей системы безопасности Pоссии. Под oбеспечением безопасности (общества и государства) понимается oрганизация и реализация сиcтемы мер различного характера, включая оперативно-розыcкные, с целью нейтрализации или локализации пoтенциальных и реальных угрoз нормальному функционированию Pоссии. В сooтветствии со ст. 1 Закона РФ «О безопасности»[13] под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интереcов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Пoд жизненно важными интересами законодатель понимает всю совoкупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и вoзможность прогрессивного развития личнoсти, общества и государства.

Таким образом, oбщество и государство - не менее важный среди других объект защиты в OРД.

Посредством возможностей оперативно-розыскной деятельности государство осуществляет защиту от преступных посягательств собственности (собственность -экономическая категория, отражающая право владения имуществом). Так, согласно ч. 2 ст. 8 Конституции защищаются равным oбразом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Собственность любого законного владельца - важнейший объект защиты в оперативно-розыскной деятельности.

Глава 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности и их классификация


2.1. Общие задачи оперативно-розыскной деятельности

Теория ОРД как научная дисциплина выработала целую систему признаков, позволяющую классифицировать задачи оперативно-розыскной деятельности по различным основаниям[14].

По функциональной направленности задачи ОРД можно классифицировать на четыре блока, каждый из которых автономен и имеет свои способы решения, и в то же время все они носят общий характер и конкретизированы в нормативных правовых актах, которые регламентируют деятельность отдельных субъектов ОРД:

  1. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
  2. Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.
  3. Добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

4. Установление имущества, подлежащего конфискации.

Не вдаваясь в подробности толкования каждой из задач первого блока, следует однозначно признать, что все они непосредственно направлены на обеспечение целей ОРД – защита личности, общества и государства от преступных посягательств.

Во второй блок входят задачи, связанные с розыскной деятельностью оперативных подразделений, они выделяются в автономную организационно-тактическую форму ОРД, названную оперативной разработкой.
Конечно, задачи, направленные на розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, тесно связаны с преступным событием (совершением преступления). И в первом и во втором случае розыскные действия проводятся либо в рамках раскрытия преступления, расследования уголовного дела, либо для исполнения приговора суда по конкретному уголовному делу. Эти задачи находятся в неразрывной связи с преступлениями, и поэтому являются частным проявлением задач первого блока (раскрытия и предупреждения преступлений).

Под лицами скрывающимися от органов дознания, следствия и суда понимаются обвиняемые и подсудимые лица, местонахождение которых неизвестно и в отношении них вынесено постановление о розыске. Под уклоняющимися от уголовного наказания понимаются осуждённые, совершившие побег из мест лишения свободы, а также осуждённые лица, в отношении которых вынесено постановление о розыске в связи с уклонением от отбытия наказания.


Задача розыска без вести пропавших, кроме перечисленных, включает в себя также установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, не способных сообщить о себе сведений по возрасту или состоянию здоровья. Хотя об этом прямо не говорится в ст. 2 Закона «Об ОРД», однако напрямую логически вытекает из содержания п. 4 ч. 1 ст.7 этого же закона.

Решение данной задачи ОРД обеспечивается созданием специализированных розыскных подразделений. Такие подразделения в наиболее развитом виде существуют в органах внутренних дел, осуществляющих розыск большей части категорий разыскиваемых.

Что же касается розыска без вести пропавших, то здесь следует отметить:

- если лицо исчезло вследствие преступного события, то его обнаружение есть часть более общей задачи - раскрытия преступления, так как, если не установить где находится пропавший человек и что с ним случилось, то вряд ли возможно обнаружить все признаки состава преступления, и следовательно раскрыть преступление;

- если розыск без вести пропавших не связан с преступным событием, то об обеспечении реализации норм уголовного закона в этом случае можно говорить весьма опосредованно. И такие факты безвестного отсутствия граждан не редки. Зачастую люди внезапно уезжают, не предупредив родственников и друзей, утрачивают родственные связи, погибают вследствие стихийных бедствий и т.д. Как следствие данная задача имеет достаточно условное отношения к цели ОРД. Скорее, это общая задача всех правоохранительных органов, а не только тех, что уполномочены осуществлять ОРД.

Итак, законодатель разрешает проведение таких оперативно-розыскных мероприятий для розыска скрывшихся преступников и обнаружения исчезнувших граждан исключительно в случаях возбуждения уголовных дел при наличии признаков криминального исчезновения , т. е. когда речь идёт о совершении преступления, но при этом устанавливает прямой запрет на лиц, осуществляемом в обычном порядке, когда признаки криминального исчезновения не усматриваются.

Задача добывания информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (задача третьего блока) заслуживает отдельного внимания.

В данном случае также следует сделать акцент на двух моментах:

- если под информацией понимаются сведения о преступлении, в частности, против основ конституционного строя или безопасности государства (государственная измена, шпионаж и т.д.), то зачем выделять автономное направление, для этого имеются задачи первого блока выявление преступлений;