Файл: Задачи оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- если же законодателем подразумевается добывание сведений не о преступлении, а имеется ввиду когда информация свидетельствует об угрозе безопасности России, но признаки преступления отсутствуют, то следует говорить о разведывательной и контрразведывательной деятельности, где цели шире, чем борьба с преступностью.

Задача добывания информации в отличие от других, не носит универсального характера и касается зачастую деятельности органов ФСБ. Остальные субъекты ОРД при осуществлении поставленных задач обязаны оказывать всяческое содействие ФСБ в добывании необходимой информации, а также при выявлении и раскрытии преступлений своей компетенции.

Добывание информации включает в себя инициативный поиск указанных сведений (данных) с помощью проведения ОРМ и использования помощи лиц, оказывающих конфиденциальную помощь правоохранительным органам. Добывание информации об угрозах безопасности России является обязательным элементом обеспечения такой безопасности, как одной из целей ОРД.

Государственная безопасность представляет собой защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны. Военная безопасность – обеспечение защиты от военных угроз (внешних и внутренних), экономическая – обеспечение экономической независимости государства.

Экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды. В настоящее время законодательная база обеспечения экологической безопасности не соответствует требованиям реальной действительности и проблема её обеспечения оперативно-розыскными органами очень актуальна как для нынешнего, так и для будущих поколений людей.

Задача добывания информации об угрозах государственной или экологической безопасности включает в себя сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды, по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Решение данной задачи осуществляется путём выявления фактов подготавливаемых и совершаемых преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, преступлений против мира и безопасности человечества, некоторых видов экономических преступлений, экологических преступлений[15]

В четвёртый блок входит задача по установлению имущества, подлежащего конфискации. Институт конфискации имущества нашёл своё место не только в уголовном праве, он закреплён, к примеру, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, хотя было бы уместным считать установление местонахождения имущества, подлежащего конфискации, частью процесса раскрытия преступлений, так как установление обстоятельств, подтверждающих, что имущество подлежит конфискации, согласно п. 8 ч. 1 ст. 73 УПК РФ, входит в предмет доказывания по уголовному делу[16].


Задача оперативно-розыскной деятельности, сопряжённая с необходимостью установления имущества, подлежащего конфискации, призвана чтобы обеспечить эффективность принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества (ст.104.1 УК РФ):

- денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений или являющихся предметом незаконного перемещения через границу;

- денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

- денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества (преступной организации);

- орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

В соответствии со ст. 104 Федерального закона «Об исполнительном производстве»[17] конфискация перечисленного имущества осуществляется судебным приставом - исполнителем, при этом необходимо иметь ввиду, что сама Федеральная служба судебных приставов не наделена законным правом осуществлять ОРД по установлению имущества, подлежащего конфискации, так как в соответствии со ст. 13 Закона об ОРД данную деятельность могут осуществлять оперативные подразделения только тех органов, которые определены в законе.

2.2. Частные задачи оперативно-розыскной деятельности

Наряду с общими выделяются частные задачи ОРД, которые конкретизированы для каждого отдельного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с учётом специфики их деятельности.

Задачами полиции согласно ст. 8 ФЗ «О полиции»[18] являются «предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством».

Как правило, среди органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в пределах своей компетенции, функционируют различные оперативные подразделения или службы, в ведомственных приказах, инструкциях, наставлениях, директивах с учётом социально-экономической ситуации, компетенции службы определяются их частные задачи. Так, к задачам оперативных органов по борьбе с экономическими преступлениями в специальной литературе относят следующие:


· выявление, пресечение и раскрытие экономических преступлений;

· возмещение материального ущерба;

· выявление причин и условий, способствующих совершению экономических преступлений;

· внесение предложений для принятия мер по их устранению.

С учётом складывающейся в России социально-экономической ситуации задачи отдела по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) находят конкретизацию в Приказе МВД РФ № 730 от 06.11.97 «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступлениями в сфере экономики»,

Частными задачами оперативных подразделений органов, исполняющих наказание, согласно ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса[19] являются:

· «обеспечение личной безопасности осуждённых, персонала исправительных учреждений и иных лиц;

· выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

· розыск в установленном порядке осуждённых, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осуждённых, уклоняющихся от отбы­вания лишения свободы;

· содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осуждёнными до прибытия в исправительное учреждение».

Соответственно частные задачи отражают саму специфику оперативного подразделения и в целом не противоречат общим задачам.

На территории Российской Федерации законодательством право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

- органов внутренних дел Российской Федерации (МВД).

- органов федеральной службы безопасности (ФСБ).

- федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

- таможенных органов Российской Федерации (таможня).

- службы внешней разведки Российской Федерации (СВР).

- федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (наркоконтроль).

Подразделения некоторых органов могут быть лучше оснащены технически, у них может быть больший опыт проведения оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, они вправе иметь и имеют свою собственную тактику проведения некоторых мероприятий. Однако следут отметить, что такие возможности, особенности, отличия вытекают из предназначения того или иного органа. Так, оперативные подразделения таможенных органов в силу стоящих перед ними задач отличаются большими возможностями по проведению ОРД на таможне и, соответственно, собственной организацией и тактикой этой деятельности, обладают специфическими силами и средствами, которых не имеют другие органы. Так, органы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) согласно своему предназначению имеют больше возможностей по организации оперативно-розыскных мероприятий в учреждениях исполнения наказаний. Однако существование специфических сил и средств, организации и тактики проведения мероприятий связано главным образом с конкретными задачами, поставленными перед государственным органом. Такие задачи сформулированы в соответствующих федеральных законах. Специфика органов, осуществляющих ОРД, конечно, никогда не станет однородной.


Заключение

Подводя итоги, можно определить, что задачами ОРД являются требующие разрешения поручения (волеизъявления, наказ) законодателя, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и другими законодательными актами, составляющими нормативно-правовую базу, выполняется государственная функция борьбы с преступностью.

Анализ закреплённых в ФЗ «Об ОРД» задач ОРД, позволил разделить их на две группы: основные и дополнительные. Основные – это задачи, прямо закреплённые в ФЗ «Об ОРД». Дополнительные – задачи, прямо не прописанные в законе, но являющиеся ими по своей сущности

К общим задачам оперативно-розыскной деятельности относятся: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, и их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

Оперативно-розыскными подразделениями в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий решается целый ряд частных задач оперативно-розыскной деятельности: установление следов преступной деятельности, предметов и документов, которые могут стать судебными доказательствами (например, обнаружение на рабочем месте материально ответственного лица черновых записей, фиксирующих противоправные действия); получение информации о личности преступника, его места нахождении и связях (например, путём осмотра личных вещей, записных книжек, писем, документов); обнаружение мест сокрытия похищенного имущества.

Задачи оперативных подразделений органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, таможенных органов РФ, службы внешней разведки РФ, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяются соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами. Полномочия перечисленных оперативных подразделений - субъектов ОРД более детально регламентируются ведомственными нормативными актами, при этом в зависимости от решаемых задач часть служб может наделяться правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в полном объёме, а часть - лишь в ограниченном.


По своей сущности розыскная деятельность или раньше её называли розыск (сыск) является своего рода ответвлением от разведывательной деятельности, проводимой с целью выяснения планов противника. При возникновении государства разведка получила статус официального направления и использовалась первоначально, в основном, против внешнего противника.

Кроме внешних врагов у государства всегда имелись также внутренние, отдельные формы разведки стали использоваться в борьбе и с ними. В последующем эти формы видоизменялись применительно к существующим условиям и приобрели специфические черты, т. е. была выработана особая тактика, характерная лишь для борьбы с внутренними врагами.

Сегодня организацию борьбы с преступностью, в которой участвуют оперативные подразделения ОВД, нельзя представлять себе как простую совокупность конкретных мероприятий по предотвращению и раскрытию преступных проявлений. Борьба с преступностью в современном обществе - это сложный комплекс социально-экономических, правовых, организационных, специальных и иных мероприятий, проводимых всеми государственными органами и общественными организациями. К таким специальным мероприятиям относятся и те, которые осуществляются оперативно-розыскными средствами и методами. Они тесно связаны с другими мерами, применяемыми государственными и общественными организациями, и определяют направленность ОРД в целом.

Оперативно-розыскная деятельность в силу специфики её средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряжённостью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остаётся предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что всё тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Нормы ФЗ «Об ОРД» регламентируют не только процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, они закрепляют и правила обжалования действий должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, особенности контроля и надзора за их деятельностью и ряд других аспектов.

Оперативно-розыскная деятельность исторически была и остаётся эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.