Файл: Проблемы коммуникаций в современных организациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • изучение потребностей персонала и ожидаемого вознаграждения;
  • предоставление адекватного вознаграждения за достигнутые результаты;
  • выявление причин неудовлетворенности и разработка способов их устранения.

Такую коммуникацию лучше всего вести при личной встрече. Личная беседа руководителя с сотрудниками также способна повысить лояльность, узнать цели и возможные проблемы. Только лично можно понять какая мотивация подойдет конкретному сотруднику. В целом мотивация является одной из ключевых функциональных сфер деятельности современного менеджера, которая позволяет эффективно управлять главным ресурсом организации — персоналом. Мотивация создает заинтересованность работника в результатах труда, повышает его эффективность и является основой результативности функционирования и развития организации в целом.

Контрольная функция означает, что посредством информационного воздействия поведение сотрудников может приводиться в соответствие со стандартами, планами и стратегией предприятия[23]. Таким образом, она позволяет контролировать и координировать действия сотрудников.

Руководитель нуждается в информации в части того, что было выполнено, чтобы были достигнуты цели организации. Выделяют два ключевых канала информационного обеспечения руководителя:

  • формализованный канал, по которому движется информация, регламентированная по форме, содержанию и времени с определенной степенью достоверности. Тут могут быть использованы любые официально принятые формальные каналы компании, в том числе электронные.
  • стихийный канал: руководителю поступает неуправляемо огромное количество разнообразных сообщений, которые не всегда объективно отражают истинное состояние вещей, телефонные звонки, устные обращения, служебные записки, информация с многочисленных совещаний[24]. Здесь для каждого поступившего сообщения, долэен быть использован по возможности тот же канал, по которому сообщение пришло.

Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. Это самая неочевидная и непопулярная, но встречающаяся в любом коллективе коммуникация. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию коммуникации[25].


Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе лучшего курса действий для достижения поставленных целей. Важнейшей задачей руководства компании является создание ус­ловий по обмену идеями, мыслями, информацией между людьми, под­разделениями, между организацией и ее окружением.

На эффективность коммуникаций оказывают влияние различ­ные организационные факторы:

  1. Должностное положение. Один из способов анализа коммуникаций в организации — рассмо­трение приказов, инструкций и распоряжений, идущих сверху вниз и относящихся к ин­формации и отчетам, направляемым от низовых руководителей к выс­шим. Такой взгляд не учитывает коммуникации между работниками на одном уровне и меж­ду подчиненными и руководителями.
  2. Наряду с использованием официальных каналов коммуникаций сотруднини могут удовлетворять потребность в межличностном общении путем взаимного консультирования. Такая консультация между работниками на одном уровне часто имеет последствия для ор­ганизации; постоянное обращение друг к другу за советом помогает почувствовать уверенность в собственных решениях. Зачастую, сильная зависимость от руководителей в получении информации и кон­сультировании является ограничением и его следует избежать. Для достижения эффективной коммуникации в компании руководитель должен быть заинтересован в движении потоков информации в разных направлениях — вверх, вниз и по горизонтали, и обратно. Коммуникации по каждому из трех направлений должны осуще­ствляться одновременно[26].
  3. Стиль управления. Коммуникации между руководителями и под­чиненными являются двухканальной информационной системой, которая обеспечивает свободный поток информации как в направ­лении сверху вниз, так и снизу вверх. Руководитель группы или всей организации прямо влияет на направление и поток ком­муникаций. Так как при передаче послания могут появиться искажения, руководитель может установить правила, в соот­ветствии с которыми послания должны передаваться в определенном направлении и последовательности (или с использованием определенного канала). Лучше всего, когда в организации поощряется участие всех сотрудников в потоке ком­муникаций. Нельзя недооценивать также важность взаимопонимания между руководителем и подчиненными[27].

Различия стиля управления[28]


Оценки

Либеральный стиль

Консервативный стиль

Общее описание компании

Неформальная, многоканальная система коммуникации

Хорошо определена цепь команд

Объем и направление компании

Поощряется много связи по всем направлениям

Поощряется мало связи

Качество коммуникации

Адекватное, очень точное

Требует дополнительной связи, иногда неточно

Оценки

Либеральный стиль

Консервативный стиль

Общее описание компании

Неформальная, многоканальная система коммуникации

Хорошо определена цепь команд

Объем и направление компании

Поощряется много связи по всем направлениям

Поощряется мало связи

Качество коммуникации

Адекватное, очень точное

Требует дополнительной связи, иногда неточно

Потребность в коммуникациях в направлении снизу вверх и в консультировании работников возрастает, когда: 1) размеры организации увеличиваются; 2) услуги и продукция усложняются; 3) в большей мере изменяются технологические условия и условия внешней среды; 4) усиливается географическая разбросанность подразделений организации.

Следует помнить, что в вербальных коммуникациях показателями эффективности станут: как поняли друг друга участники общения, как отреагировали на слова и поведение собеседника, какими действиями подтвердили правильность восприятия в обратной связи. Таким образом, эффективность делового разговора зависит не только от профессиональной компетентности участников, но и от манеры поведения, речевой культуры и умения слушать.

  1. Разделение труда. Разграничение полномочий, выделение разных отделов, разделение обязонностей на микро- или макро-уровне облегчает коммуникации между сотрудниками в компании. Это дает возможность сотрудникам лучше понимать свою работу, при цели подразделения являются общими; расстояние между рабочими местами при разделении труда обычно сокращается.
  2. Неформальные сети коммуникаций существуют практически во всех организациях, способствуя более эффективному функциониро­ванию формальной структуры передачи команд. Нередко такая фор­ма распространения информации является весьма оперативной, а по­ток информации не подчиняется какому-либо определенному по­рядку. В то же время такая система может искажать информацию, в ней нет четкой структуры распределения ответственности и отчетности[29].

Качество организационной коммуникации оказывает непосредственное влияние на производственное поведение сотрудников, а также на функционирование других процессов управления персоналом подбора и приема на работу, развития, оценки, компенсации. Значение коммуникации в управлении возрастает по мере увеличения уровня информатизации современных организаций и ускорения перемен во внешней среде их деятельности, поэтому повышение ее эффективности является важным источником конкурентного преимущества в современном мире[30].

Современные организации используют практически все доступные методы коммуникации для достижения стоящих перед ними целей. Процесс управления — это информационный процесс, включающий в себя формирование, восприятие, передачу, обработку и хранение информации. Значимость коммуникационного процесса в рамках управления организации обусловлено тем, что большая часть всей деятельности руководителя состоит в межличностных отношениях, информационном обмене, процесес принятия решений, а также постановке целей, организации, мотивации и оценка исполнения работы — все это требует ежедневного обмена информацией. И чем он будет качественнее, тем эффективнее будет и менеджер и организация, которой он управляет.

Глава 2. Существующие проблемы коммуникаций в организациях их способы решения

В рамках второй главы курсовой работы автор изучит и проанализирует основные проблемы и барьеры коммуникаций в организациях, способы их решения, а также даст собственные рекомендации.

2.1. Основные проблемы и барьеры коммуникаций в организациях

Барьеры коммуникации — различного рода помехи, приводящие к искажению информации и на этапе передачи, и на этапе приема информации[31].

Процесс коммуникаций сложен, так как даже в организационных структурах, он в первую очередь зависит от человеческого фактора. Таким образом, при построении коммуникационных процессов необходимо учитывать особенности человеческих отношений в коллективе.


Вне зависимости от размера компании, руководители часто сталкиваются с коммуникационными проблемами и барьерами. Иногда внутриорганизационными коммуникациями пренебрегают. Это может происходить по таким причинам, как — нехватка времени у руководителей в силу их занятости, общая перегруженность деловой информацией, а также с традицией однонаправленных связей сверху вниз. При этом, конечно, не всегда они возникают из-за, непонимания руководителями важности коммуникаций или отсутствия обратной. Типов и видов коммуникационных проблем в организации гораздо больше, и они гораздо глубже. Кроме того, первичные поверхностные проблемы могут привести к еще более сложным, например: из-за коммуникационных проблем может возникнуть неблагоприятный психологический климат в организации, который усугубит напряженные отношения между людьми, что приведет к умышленному искажению информации и излишней подозрительности.

По данным, который приводил еще С. Блэк, «руководитель может рассчитывать на понимание лишь 60 % информации, которую он пытается передать своему заместителю по какому-либо сложному вопросу. В свою очередь, подчиненный зама тоже поймет не более 60 %. И так далее до последнего звена в руководящей цепочке. Если же руководство состоит из пяти уровней, самый младший из руководителей поймет только 13 % первоначального распоряжения. При использовании письменных документов, отправленных сверху вниз, результат может быть еще хуже».

Рассмотрим подробнее какие проблемы в коммуникационных процессах чаще всего встречаются в современных организациях.

В современной литературе часто можно встретить разделение проблем, связанных с созданием эффективно действующих коммуникаций, на две основные группы:

  • Проблемы с точки зрения структурных коммуникаций. Речь идет о невстроенных каналах, отсутствии управлении сообщениями. В таком случае один отдел может не знать, что их коллеги из соседнего отдела работают над этим же проектом, а коллектив не знать, например, о новых правилах в компании. При таких проблемах нарушается координация деятельности организации, страдает планирование деятельности. Работа, выполненная одним сотрудником, может быть повторно выполнена другим.
  • Проблемы, возникающие в ходе межличностного общения. Так бывает если внутренние коммуникации не выстроены, а рабочий коллектив с разными взглядами. В качестве таких барьеров можно также назвать: разное восприятие, стереотипы, неумение слушать и невербальные.Восприятие — это процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий человеку понимание реальности и ориентацию в ситуации. На восприятие могут влиять: уровень образования, возраст, накопленный опыт, ценности, идеология, социально-психологический климат в коллективе.