Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях («Канцторг»).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтными отношениями
1.1 Определение понятия «конфликт», функции и психологическая природа конфликта
1.2 Причины возникновения и классификация конфликтов
1.3 Технология управления конфликтными отношениями
Глава 2. Анализ природы конфликтов и технологии управления ими в ООО Торговая компания «Канцторг»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО Торговая компания «Канцторг»
2.2 Оценка природы конфликтов в ООО Торговая компания «Канцторг»
Глава 3. Рекомендации по управлению конфликтами в ООО Торговая компания «Канцторг»
Менеджеры предприятия ООО Торговая компания «Канцторг» более компромиссны и сосредоточенны на «завоевании» новых потенциальных клиентов, а не на выяснении «прав собственности» с уже закрепленными клиентами.
Далее проанализируем, как разрешаются конфликтные ситуации в ООО Торговая компания «Канцторг».
В ООО Торговая компания «Канцторг» ежедневно в процессе деятельности возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты.
Конфликты ООО Торговая компания «Канцторг» проявляются как столкновения между:
- сотрудниками фирмы в результате получения недостоверной информации;
- клиентами и менеджерами;
- руководителем и подчинённым;
- фирмой и заводами-производителями;
- фирмой и поставщиками;
- фирмой и конкурентами;
По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами.
Причины возникновения конфликтов между клиентами и менеджерами довольно разнообразны и считаются самыми распространенными в торговой сфере.
В первую очередь это конфликты по поводу продажи не всегда качественной продукции и завышенной цены на товар, по мнению покупающих.
Каждый стремится приобрести товар дешевле и хорошего качества, но это не всегда возможно, в результате возникают разногласия. Встречаются клиенты, которые не хотят покупать товар, и, ничего не зная о его качестве, начинают высказывать свое мнение, чаще всего отрицательное, тем самым отпугивают других покупателей.
Практика показывает, что самые конфликтные клиенты – это крупные фирмы, которые привыкли к вниманию и высокому уровню сервиса.
Конфликт возникает и между работниками фирмы в процессе их деятельности, а также разногласия между руководителем и его подчинёнными, возникающие по следующим причинам:
- работник не приходит вовремя на работу без уважительных причин;
- не хочет работать или работает плохо;
- на рабочем месте подчиненный находится в нетрезвом состоянии;
- неуважительно относится к начальству и не прислушивается к советам и требованиям;
- обнаружена недостача товара или денежных средств;
- руководитель задерживает заработную плату или неправильно начисляет;
- из-за плохого настроения срывает зло на подчиненных, незаслуженно обвиняет, делает их крайними.
Конфликты с поставщиками ООО Торговая компания «Канцторг» возникают по поводу поставки недоброкачественного товара, нежелания обменять бракованный товар на хороший по той же цене, по которой покупали или возвратить деньги, а также по поводу продажи не того товара, который заказывался.
Разногласия ООО Торговая компания «Канцторг» с конкурентами происходят по поводу занижения цен на одинаковый товар, если конкурент занимает твоё торговое место, а также из-за переманивания потенциальных покупателей.
Стоит отметить, что ООО Торговая компания «Канцторг» для предотвращения конфликтов используется принцип объективности и уступчивости.
Обычно сотрудники не сосредотачиваются на собственных интересах и по возможности или при необходимости отступают от своей позиции, они стараются учесть и понять мнения клиентов и контрагентов.
Отношения в коллективе ООО Торговая компания «Канцторг» складываются на основе компромисса, происходит учёт не только своих интересов, но и интересов других сотрудников фирмы.
Готовность уступить смягчает напряженную обстановку не только в коллективе фирмы, но и в процессе деятельности (отношения между менеджером и клиентом) организации и иногда вызывает встречную инициативу, а если на оппонента оказывается давление – это всегда вызывает сопротивление с его стороны.
Также ООО Торговая компания «Канцторг» в процессе деятельности использует принцип ясности и доброжелательности.
Если произошли разногласия в процессе деятельности, то, прежде всего, ситуация разбирается критически для представления основных и первоначальных позиций, как собственных, так и своего противника. Сотрудники анализируют позицию оппонента (есть ли возможность в более благоприятном для себя смысле как-то объяснить его действия и слова). В результате может обнаружиться недоразумение, и конфликт потеряет основу.
Разрешение конфликтов в ООО Торговая компания «Канцторг» происходит с помощью компромисса при возникновении конфликтных ситуаций руководителя с подчинёнными; менеджера с клиентами; между менеджерами; фирмой и её поставщиками; с конкурентами.
При возникновении конфликтов различных типов персонал ООО Торговая компания «Канцторг» использует следующие стратегии поведения:
Стратегия соперничества применяется при конфликте менеджеров со своими конкурентами.
Стратегия сотрудничества применяется при возникновении разногласий между: руководителем и подчиненными; фирмой и поставщиками; клиентами и менеджерами; между менеджерами фирмы.
Стратегия приспособления (уступка) применяется в следующих случаях конфликтов между: руководителем и подчиненными; менеджерами фирмы, менеджерами и клиентами.
При разрешении разногласий с подчинёнными руководитель использует следующие методы:
- чтобы избежать неверного решения, руководитель в конфликте обязательно выслушивает подчиненного;
- руководитель не доводит конфликт до его обострения, так как его сложнее разрешить. В результате обострения ухудшаются межличностные отношения, повышается уровень негативных эмоций, снижается степень правоты оппонентов из-за взаимной грубости;
- при разрешении конфликта руководитель соблюдает дистанцию по отношению к подчиненному, то есть обращается к нему на «Вы», обратное является фактическим унижением подчиненного и он отвечает тем же;
- во время конфликта руководитель не повышает голос на подчиненного, так как грубость считается признаком не владения данной ситуацией собой, а спокойствие руководителя усиливает в глаза подчиненного справедливость требований;
- руководитель по возможности не злоупотребляет должностным положением, так как это озлобляет подчиненного, делает его неуступчивым и затрудняет разрешение конфликта;
- если руководитель не прав в конфликте, то он уступает подчиненному, при этом указывает, что подчиненный также допустил ошибки;
- руководитель не затягивает конфликты с подчиненными, так как происходит потеря рабочего времени и сил, а также все это чревато взаимными обидами и недомолвками.
В приложении 1 приведена анкета проведённого исследования. Всего в исследовании приняло участие 25 человек.
Представители различных категорий персонала ООО Торговая компания «Канцторг» (1 – управленцы; 2- торговый персонал-менеджеры, специалисты; 3 - вспомогательный технический персонал).
Представим данные, полученные в результате исследования:
В ходе исследования было выявлено, что, действительно, в ООО Торговая компания «Канцторг» существуют конфликты, связанные с распределением:
- властных полномочий
- материальных ресурсов
- межличностные конфликты
- конфликты, связанные с неудовлетворенностью собственным социальным и материальным положением
- конфликты, связанные с неудовлетворенностью распорядком и условиями труда.
Наиболее значимыми являются конфликты, которые связаны с распределением материальных ресурсов (существует недовольство распределением премиального фонда. Работникам кажется, что премии выплачиваются не соответственно работе каждого из сотрудников), а также конфликты, связанные с неудовлетворенностью трудовым распорядком и условиями труда.
Наибольшее недовольство среди сотрудников вызывает ситуация с отсутствием возможности ухода на больничный. 90% сотрудников выделили это в качестве главной причины возникновения конфликтов. Также многими сотрудниками было отмечено то, что их не устраивают периодически возникающие 12 часовые рабочие дни и фактически один выходной за 7-ми дневную рабочую неделю.
Конфликты, связанные с неудовлетворенностью трудовым распорядком и условиями труда в ООО Торговая компания «Канцторг» обусловлены тем, что в компании не созданы все необходимые условия для благоприятной трудовой деятельности персонала.
Трудовой день сотрудника, не относящегося к управленческому персоналу, чаще всего составляет 12 часов, что не всегда является эффективным и оптимальным, кроме того, в социальном плане работники ООО Торговая компания «Канцторг» недостаточно защищены, так как отсутствует система социального страхования, больничных (в полном объёме), оплаты ежегодных отпусков социальной помощи сотрудникам и т.д.
Для разных категорий персонала ООО Торговая компания «Канцторг» на первый план выходят разнообразные конфликты:
- Для управленческого персонала это конфликты, связанные с распределением властных полномочий
- Для сотрудников среднего и низшего звена – это конфликты, связанные с распределением материальных полномочий недостаточной системой социальной поддержи сотрудников.
В качестве положительного момента все сотрудники отмечают высокую корпоративность компании: традиция вместе отмечать праздники, поздравлять сотрудников с Днём Рождения, но в то же время отсутствует налаженная система, например, поздравления детей сотрудников с Новым годом, культура корпоративных «новогодних ёлок» и прочих мероприятий.
Менее половины сотрудников (40%) оценивает ООО Торговая компания «Канцторг», как компанию с низким уровнем конфликтности и в целом благоприятным психологическим климатом. 29% оценили её как компанию с высокой степенью конфликтностью. 31% заявили о том, что в их компании конфликты возникают примерно с такой же периодичностью, как и в аналогичных компаниях подобного типа.
Несмотря на то, что большая часть сотрудников (40%) считает уровень конфликтности в ООО Торговая компания «Канцторг» не высоким, тем не менее, такие данные нельзя назвать положительными, так как они свидетельствуют о социальной напряженности и конфликтности в данном коллективе, так как практически треть всех сотрудников считает уровень конфликтности высоким.
Рассмотрим удовлетворенность сотрудников выделенными критериями деятельности организации (в баллах от 1 (совершенно неудовлетворен) до 10 (совершенно удовлетворен)):
- Заработная плата - 5
- Психологический климат в коллективе - 6
- Отношения с руководством - 6
- Соответствие занимаемой должности способностям - 8
- Возможность творческого самовыражения - 2
- Возможность реализации потенциала - 2
- Распорядок дня - 1
- Условия труда (удовлетворенность рабочим местом, расположением компании и т.д.) - 2
- Социальная защита (предоставление больничных, детского сада, отпуск, подарки к праздникам, проездной и т.д.) - 1
- Корпоративность (наличие корпоративных традиций, совместные праздники и т.д.) - 4
Основные причины неудовлетворенности сотрудников трудовой деятельностью, заключаются в отсутствии системы социальной защиты, неудовлетворенностью в плане распределения вознаграждения за труд и сложными условиями работы. На вопрос «Как часто в Вашей организации возникают столкновенья?» были получены следующие ответы?
Очень часто – 9 чел.
Периодически – 12 чел.
Иногда – 3 чел.
Почти никогда – 1 чел.
Представим эти данные в графическом виде и процентах – рисунок 5:
Рис.7. Оценка частоты конфликтов в организации
Как можно увидеть, конфликты в ООО Торговая компания «Канцторг» возникают достаточно часто. При этом так считают сотрудники разных уровней в организации.
В доказательство этого рассмотрим структуру сотрудников, ответивших, что конфликты в организации происходят часто:
Рис. 6. Распределение сотрудников, оценивших уровень конфликтности в организации как «высокий»
Можно видеть, что данная оценка никак не связана с положением в ООО Торговая компания «Канцторг». Уровень конфликтности как высокий примерно в равной степени подчеркивают представители всех уровней в организации. Можно лишь отметить, что меньше всего так считающих респондентов среди технического персонала.
Управляемость конфликтами в организации была оценена следующим образом:
Конфликты полностью поддаются регулирования – 12 чел.
Иногда контролировать конфликты не удается – 4 чел.
Часто контроль невозможен – 2
В исследуемой организации конфликты практически неуправляемы – 7 чел.
Рис.7. Оценка сотрудниками возможности регулирования конфликтов в ООО Торговая компания «Канцторг»
Итак, большая часть сотрудников считает, что конфликты можно регулировать, но поскольку уровень конфликтности не снижается, можно предположить, что ряд сотрудников имеет по этому поводу претензии к администрации компании, которая не может принять эффективных мер по снижению уровня конфликтности.
Далее рассмотрим методы разрешения конфликтов в ООО Торговая компания «Канцторг».
При ответе на вопрос: «Какой метод разрешения конфликтов наиболее популярен в Вашей организации?» были получены следующие ответы:
А) Правовой (с помощью нормативно-правовых актов) - 12 чел.
Б) Организационный (за счет изменения организации работы) - 11 чел.