ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Была существенно расширена сфера деятельности нотариуса, что было обусловлено увеличением количества видов гражданско-правовых сделок.

Началом реформы нотариата послужило принятие Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года действующих и по сей день «Основ законодательства о нотариате». Нотариат больше не находился под государственным подчинением. Основами закреплено 30 видов действий, исполняемых нотариусом, при этом данные перечень не является исчерпывающим. Основы состоят из двух разделов: «Организационные основы деятельности нотариата» (ст. 1–34.5) и «Нотариальные действия и правила их совершения» (ст. 35–109). Проанализировав Основы от 1993 года и сравнив их с нормами Закона «О государственном нотариате РСФСР» 1974 года, можно говорить о том, что значительные изменения были внесены в ст. 1-34, а именно: закреплены новые принципы организации нотариата в России. Изменения претерпела структура нотариата, статус нотариата и нотариуса. Неизменными остались социальные функции нотариата. Был возрожден внебюджетный, негосударственный, частный, свободный нотариат. Наряду с государственными нотариусами, осуществляющими свою деятельность в государственных нотариальных конторах, появились нотариусы, занимающиеся частной нотариальной практикой. Таким образом, из костяка государственных нотариусов выделились частнопрактикующие нотариусы. Возрос интерес к профессии нотариуса. С принятием Основ в 1993 году было принято Постановление ВС РФ «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»[30], в котором был разработан механизм перехода нотариусов, осуществляющих свою деятельность в государственных нотариальных конторах, к частной нотариальной практике.

Нотариус стал независимым представителем государства, наделенный им в установленном законом порядке правом совершать нотариальные действия и закреплять этот акт печатью с государственным гербом и собственной фамилией. При этом нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную ответственность за совершаемые им действия.

Можно выделить последствия нотариальной реформы начала 90-х годов: внебюджетный нотариат самоорганизовывался (были образованы региональные нотариальные палаты и Федеральная нотариальная палата); система внебюджетного нотариата пополнилась новыми специалистами, профессия нотариуса стала престижной и востребованной; лица, желающие заниматься нотариальной деятельностью, должны были соответствовать новому уровню требований.


Статус российских нотариусов приблизился к модели латинского нотариата, основанного на романо-германской правовой системе. Нотариат, построенный по такой системе, считается свободным.

В основу концепции возрождения независимого нотариата был заложен опыт развития нотариата в мировой практике. Российская Федерация в 1995 году была принята в систему Международного союза Латинского нотариата (МСЛН), основными целями которого, являются: помощь в развитии национального нотариата в разных странах, являющихся ее членами; выработка единообразного законодательства о нотариате; осуществление взаимодействия национальных нотариальных организаций для разработки и распространения единых идей, инициатив по совершенствованию нотариальной деятельности. В 2005 году МСЛН был переименован в МСН – Международный союз нотариата.

29 декабря 2014 г. был принят ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[31], который внес большое количество существенных изменений в «Основы законодательства РФ о нотариате»: нотариус получил право электронного доступа к сведениям, содержащимся в ЕГРП и кадастре недвижимости; у нотариуса появилась возможность подавать документы на регистрацию в электронном виде; удостоверенные нотариусом факты стали иметь преюдициальное значение; у нотариуса появилась возможность производить расчет по сделкам через депозит нотариуса; был создан компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты; создан фонд социальной поддержки ФНП; внесены изменения, касающиеся требований, предъявляемых к должности; было отменено лицензирование нотариальной деятельности (оно было заменено квалификационным свидетельством); был введен новый институт – приостановление статуса нотариуса; Кодексу профессиональной этики нотариуса в РФ был придан официальный статус; в Законе была закреплена возможность привлечения нотариуса к дисциплинарной ответственности; усовершенствована возможность получения нотариусом информации из ЕИС (единой информационной системы). Важные изменения были внесены относительно статуса нотариусов, а именно, были устранены различия между нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в государственных нотариальных конторах, и нотариусами, занимающимися частной практикой. Внесены изменения относительно совершения нотариальных действий: расширена возможность обеспечения нотариусом доказательств (признана утратившей силу ч. 2 ст. 102 «Основ законодательства РФ о нотариате»); введена обязанность регистрации уведомлений о залоге недвижимого имущества; регламентирован порядок совершения нотариусом удостоверения решения органа управления юридического лица и т.д.


Законодатель продолжил совершенствование норм о нотариате, 29 декабря 2015 года был принят ФЗ № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»1, что обусловило внесение следующих поправок в «Основы законодательства РФ о нотариате»: повышена доказательственная сила нотариального акта (введена в действие ч.5 ст. 61 ГПК РФ); было закреплено, что раздел имущества между супругами должен осуществляться в рамках обязательной нотариальной формы; у нотариуса появилось право удостоверения электронных документов. Важная поправка была внесена в область защиты наследственных прав: нотариус получил возможность устанавливать доверительное управление наследуемым имуществом до истечения срока на принятие наследства. В АПК РФ были внесены аналогичные ч.5 ст. 61 ГПК РФ изменения о повышении доказательственной силы нотариального акта в рамках арбитражного процесса.

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что функции нотариата выступают отражением основных направлений деятельности нотариуса. Проведя анализ[32] эволюции нотариальных функций, мы видим, как они усложнялись и модернизировались: от функций писца, оказывающего помощь неграмотным в составлении документов до возможности составления официальных документов.

История развития нотариальных функций свидетельствует о взаимосвязи социальных, культурных, экономических и политических отношений. Появление функции писца повлекло за собой возникновение расширяющихся структур в виде артели писцов, корпораций нотариусов, и в дальнейшем становление нотариата, закрепление за ним структурообразующей функции по ведению бесспорных дел, возможности урегулирования юридических конфликтов вне судебного разбирательства.

Функции нотариуса прошли этап их огосударствления: нотариус стал осуществлять свою деятельность от имени государства; стали образовываться нотариальные корпорации, внутри которых развивалось свое внутреннее самоуправление; нотариус стал представителем независимой профессии.

В разные исторические эпохи, в разных странах нотариальные функции имели свою структуру и конфигурацию, однако суть оставалась неизменной и заключалась в возможности создания письменных доказательств, совершения нотариальных актов от имени государства, имеющих основной целью защиту граждан от конфликтов. В итоге, современный нотариус, совершая нотариальные действия, выступает и в роли писца, и в роли консультанта, и в качестве лица, придающего документам официальную силу.


Заключение

Правовой наукой не выработано единого подхода к определению понятия «нотариат». Однако исследовав научно-правовые материалы по данной теме, проанализировав российское нотариальное законодательство, представляется возможным определять нотариат как систему органов и должностных лиц, а также частнопрактикующих граждан профессионалов (так как в систему нотариата входят государственные нотариусы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов местного самоуправления и должностные лица консульских учреждений), на которых в соответствии со ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате» возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации с целью обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Таким образом, законодателю необходимо выработать определение понятия «нотариат», закрепив его в «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате», что будет являться основой распространения комплексного и более правильного понимания нотариата.

Одна из значимых вопросов на нынешнем этапе — отношения нотариальных и налоговых органов. Согласно функционирующему законодательству нотариусы должны информировать в налоговые аппараты о решении договоров дарения и о выдаче свидетельств о праве на имущество. Это дает возможность государству регулировать данные сделки с целью взимания налога на имущество, переходящего в режиме дарения либо наследования. Предварительная оплата налога требуется только лишь в случае удостоверения договора дарения иностранному гражданину. Но необходимо выделить, что в нашем государстве через нотариат, к сожалению, никак не проверяются прочие формы перехода права собственности, подлежащие налогообложению.

Подводя итоги исследования данной темы, можно сделать вывод о том, что нотариат имеет немаловажное значение в предотвращении нарушений законодательства Российской Федерации, прав и законных интересов граждан и юридических лиц. При этом обладая особым статусом, нотариус способен предупредить спор о праве. В связи с этим давно назрела потребность в расширении компетенции нотариуса, увеличении качества проверочной деятельности, повышении технологической оснащенности нотариальной деятельности.

Необходимо продолжить реформирование нотариата, переходя к его активной модели, не ограничивающей нотариуса в выполнении лишь удостоверительной функции. В связи с этим представляется возможным интегрировать процедуру медиации в нотариальную деятельность. Преимущества расширения юрисдикционной функции посредством включения в деятельность нотариуса процедуры медиации очевидны: устойчивость гражданского оборота; гармонизация отношений между сторонами, формирование толерантности, доверия и ответственности во взаимоотношениях людей друг с другом, государством и общественными структурами; снижение служебной нагрузки судебной системы.


Подводя итоги работы необходимо отметить тесную взаимосвязь функций нотариата, оказывающих комплексное воздействие на нотариальную деятельность. Совокупность рассмотренных функций в конечном итоге обеспечивает выполнение нотариатом общей функции по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. В связи с этим необходимо модернизировать и расширять функции нотариата, что позволит наиболее эффективно осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов гражданского оборота, а также завершить формирование модели латинского нотариата в Российской Федерации.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г.: (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ; от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. –Электрон. дан. – М., 2019.
  2. О судебной системе [Электронный ресурс]: федер. конст. закон Рос. Федерации от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2017.
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс]: федер.закон Рос. Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  4. Гражданский процессуальный кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (с учетом поправок от 01.01.2017 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  5. Кодекс административного судопроизводства РФ [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 8.03.2015 г. № 21-ФЗ ФЗ (с учетом поправок от 13.04.2017 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  6. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 02.06.2016 г. № 172-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2015 г. № 391-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2014 г. № 457-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  10. О признании утратившими утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения [Электронный ресурс]: федер. закон от 01.07.2005 г. № 78-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  11. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  12. О статусе судей [Электронный ресурс]: закон Рос. Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 (с учетом поправок от 01.09.2016 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  13. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Электронный ресурс]: офиц. текст от 11.02.1993 г. № 4462-1 (с учетом поправок от 3.07.2016 г.; с изм. и доп. вступ. в силу 01.01.2017 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  14. Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона) от 21.03.1804 г. (с изм. и доп. по состоянию на 01.09.2011 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  15. По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [Электронный ресурс]: постановление Конст. Суда Рос. Федерации от 19.05.1998 г. № 22 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  16. По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 2, 12, 17, 24, 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [Электронный ресурс]: пост. Конст. Суда Рос. Федерации от 19.05.1998 г. № 15-П // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  17. О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [Электронный ресурс]: пост. Верх. Суда Рос. Федерации от 11.02.1993 г. № 4463-1 (с учетом поправок от 26.04.2007 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  18. Об утверждении порядка направления и формы запроса нотариуса в федеральные органы государственной власти для проверки подлинности документом. Удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица [Электронный ресурс]: приказ Министерства Юстиции Рос. Федерации от 29.06.2015 № 158 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  19. Об устверждении Правил нотариального делопроизводства [Электронный кодекс]: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 16.04.2014 г. № 78 (с учетом изменений от 21.12.2016 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  20. Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свитетельствуемых документах и порядка их оформления [Электронный ресурс]: приказ Министерства Юстиции Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 313 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  21. О принятии мер по охране наследственного имущества [Электронный ресурс]: письмо ФНП от 26.07.2013 г. № 1605/06-09 // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
  22. Альбов, А. П. Наследственное право : учебник и практикум для СПО / А. П. Альбов, С. В. Николюкин. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 180 с.
  23. Борзенко Б.А. Перспективы развития законодательства о нотариате в сфере удостоверения сделок с недвижимостью // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2012
  24. Иншакова А.О., Тымчук Ю.А. Обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью как гарант стабильности ее гражданского оборота // Legal concept – 2016 №2 (31). – ст.125-133.
  25. Иншакова, А.О., Чулова Ю.С. Влияние обязательной нотариальной формы для сделок с недвижимостью на стабильность гражданского оборота // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2016. - № 1 (36). - С. 43-47.
  26. Носков, И. Ю. Профессиональная этика юриста : учебник для бакалавриата и специалитета / И. Ю. Носков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. — (Серия : Бакалавр и специалист). 
  27. Нотариат : учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. О. Иншакова [и др.] ; под ред. А. О. Иншаковой, А. Я. Рыженкова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 419 с.
  28. Профессиональные навыки юриста : учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. Ю. Маркова [и др.] ; отв. ред. Т. Ю. Маркова, М. В. Самсонова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 317 с.
  29. Сучкова, Н. В. Нотариат : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Сучкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 377 с.
  30. Сучкова, Н. В. Нотариат : учебник для СПО / Н. В. Сучкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 377 с.
  31. Ярков В.В. Нотариат и нотариальное право России: выбор модели развития // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2012.