Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность менеджмента и его основных функций
1.1. Понятие менеджмента и его функций
1.2. Планирование и организация как функции менеджмента
1.3. Мотивация, контроль и координация как функции менеджмента
Глава 2. Анализ деятельности предприятия ООО «Макдоналдс»
2.1. Характеристика компании ООО «Макдоналдс»
2.2. Применение функций менеджмента в своей деятельности, на примере компании ООО «Макдоналдс»
2.3. Рекомендации по возможным улучшениям работы компании ООО «Макдоналдс»
– при разработке концепции ведения бизнеса на перспективу.
Кроме того, заимодавцы или инвесторы, прежде чем вкладывать деньги в бизнес, должны тщательно ознакомиться с бизнес-планом и следует обратить внимание на деловую репутацию предпринимателя, его денежный поток, обеспечения гарантий и долю собственного капитала.
Бизнес-план также является эталоном, с которым можно сравнивать фактические результаты деятельности предприяятия.
Таким образом, бизнес-план всегда является важнейшим документом. В нем следует: ставить реальные цели; показывать пути их достижения; определять необходимые ресурсы и результаты.
Разделами бизнес-плана являются: краткое содержание; историческая справка; основные продукты и /или услуги; управление; организация и персонал; собственность; анализ рынка и маркетинг; производство; финансовый анализ; риски и доходы; задачи и основные этапы; приложения.
Размеры бизнес-плана определяются его целью и предполагаемыми адресатами. Он должен быть настолько лаконичным, насколько это позволяет необходимость полно и точно изложить предмет.
Принципы эффективного планирования [24, 44]:
1. Принцип единства. Организация –целостная система, следовательно составные части должны развиваться в едином направлении. Планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всего предприятия.
2. Принцип участия. Каждый член предприятия является участником плановой деятельности в независимости от занимаемой должности. В процесс планирования вовлекаются все, кого он затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называется «партисипативным».
3. Принцип непрерывности. Внешняя среда предприятия неопределенна и изменчива, следовательно, предприятие должно корректировать и уточнять свои планы с учетом изменений. Процесс планирования должен осуществляться постоянно.
4. Принцип гибкости. На предприятии должна быть обеспечена возможность изменения планов при возникновении непредвиденных обстоятельств и трудностей.
5. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с необходимым уровнем точности.
6. Планирование представляет собой начальный этап управления. Следовательно, без четкого представления о целях деятельности предприятия нет смысла его создания.
Другой функцией менеджмента является организация. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента [10, 94].
Задачи функции "Организация":
– деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи при помощи распределения ответственности и полномочий;
– формирование организационной структуры предприятия, налаживание взаимодействия её элементов;
– создание условий для формирования определенной организационной культуры предприятия;
– организация выполнения принятых управленческих решений;
– текущая организация производственного, торгового и других процессов;
– обеспечение деятельности предприятия всеми видами необходимых ресурсов;
– преобразование (реорганизация) системы в ходе развития из менее организационного состояния в более организационное (техническое перевооружение, реконструкция предприятия и т.д.).
Организация – это функция, которая заключается в правильном распределении задач, полномочий, ответственности и ресурсов между исполнителями и обеспечение их совместной работы [24, 48].
При этом важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Данные процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. В качестве предмета труда выступают управленческие решения, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным – операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.
Основные условия рациональной организации управленческих процессов:
– ритмичность;
– эластичность действий;
– устойчивость;
– разделение труда;
– кооперация труда;
– соблюдение норм управляемости;
– пропорциональность;
– непрерывность;
– наличие целей;
– делегирование обязанностей и полномочий;
– параллельность;
– прямо-точность (информационных потоков);
– концентрация однородных предметов труда в одном месте;
– гибкость процессов.
При пропорциональности достигается равная пропускная способность разных рабочих мест одного процесса, соразмерное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д.;
при параллельности – совмещение операций во времени,
при прямоточности – оптимальный путь прохождения предметов труда, информации и т.д.;
при ритмичности – равномерность выполнения управленческих процессов во времени;
при непрерывности – максимальное использование рабочего времени для выполнения управленческих процессов и т.д.
Для соблюдения этих условий необходимо повышать повторяемость процессов и операций, что достигается путем унификации и типизации разнохарактерных частичных процессов.
Важное условие рациональной организации управления – делегирование менеджером полномочий подчиненным, принимающим решения в порученных областях.
Делегирование полномочий – это передача части функций руководителя другим менеджерам или сотрудникам для достижения конкретных целей организации [24, 56]. Делегирование имеет фундаментальное значение для функционирования организации и роста эффективности управления.
Процесс делегирования полномочий включает такие действия, как: определение отдельных результатов; распределение обязанностей; делегирование необходимых полномочий и возложение обязанностей по достижению необходимых результатов.
Отметим, что понятие «организация» (в анализируемом смысле) имеет противоположное ему по содержанию понятие «дезорганизация», которое означает переход от «порядка» к «беспорядку», от порядка более высокого уровня к порядку более низкого уровня.
Дезорганизация – это также организация, но в данном случае со знаком минус. Она «страшная» для существующей системы.
Для нее дезорганизация – угроза, «болезнь», упадок. Лишь для реорганизуемой организации (системы) дезорганизация позитивна.
Выбор правильной организационной структуры и рациональное распределение между персоналом задач, полномочий и ресурсов позволяют приступать к работе. И эта работа будет результативной и эффективной в случае, когда исполнители (да и руководители тоже) будут понимать свою выгоду от успешной работы, видеть перспективы своего развития, соглашаться с установленными порядками и принимать ее нравственные ценности.
Обеспечить выполнение этих сложных условий в коллективе можно только путем специальной работы, которая называется мотивированием или стимулированием персонала, или просто – мотивацией [12, 25].
1.3. Мотивация, контроль и координация как функции менеджмента
Мотивация – это активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей предприятия [12, 25]. Руководители всегда мотивировали свой персонал, осознавая данный факт или нет. Ранее с этой целью использовались хлысты и угрозы, а вот для избранных – награды.
Мотивация - есть результат сложной совокупности потребностей. С целью мотивировации персонала руководителю надо определить их потребности, которые можно удовлетворить через хорошую работу.
Управленческую мотивацию делят на следующие методы (см.
таблицу 1).
Таблица 1 – Методы управленческой мотивации
№№ п/п |
Методы |
Назначение |
1 |
экономической мотивации |
зарплата, премии, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др |
2 |
социальной мотивации |
общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т.д. |
3 |
психологической мотивации |
ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и проч |
4 |
властной мотивации |
повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и т.д. |
5 |
социально-психологические |
повышение социальной активности, обмен опытом, критика, деловая, управленческая и профессиональная этика и т.д. |
6 |
моральной мотивации |
личное или публичное признание, похвала и критика |
7 |
проектирования и перепроектирования |
(обогащения) работ |
8 |
вовлечения |
вовлечения сотрудника в управление |
9 |
изучения мотивации и мотивов |
экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и пр. |
Мотивацию рассматривают двояко, как:
– определение и создание условий, причин, побуждающих к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения человека и группы;
– процесс, начинающейся с физиологической или психологической нехватки или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение, направленное на достижение цели или получение вознаграждения.
В данном случае мотивацию, как процесс, можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 4.
1. Возникновение потребности
2. Поиск путей устранения е потребности
3. Определение целей (направления) действий
4. Осуществление действий по удовлетворению потребности потребности
5. Получение вознаграждения за осуществление действий
6. Удовлетворение, устранения е потребности
Рис. 4 - Процесс мотивации
Мотивы – это то, что вызывает определенные действия человека и находится «внутри» него, их можно классифицировать по следующим основаниям:
– по видам активности;
– по времени проявления;
– по видам потребностей человека;
– по установкам личности;
– по структуре;
– по функциям;
– по ведущему мотиватору.
Процесс мотивации объясняют содержательные теории, в которых выявляются основные потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работ. При разработке концепций мотивации наибольшее значение имели открытия А. Маслоу,
Ф. Герцберга и Д. Мак-Клелланда.
По теории А. Маслоу (1908-1970) все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, при этом потребности нижних уровней влияют на поведения человека прежде, чем потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент человек стремится к удовлетворению той потребности, являющейся более важной или сильной. Потребность следующего уровня является наиболее мощным фактором в поведении человека, когда будет удовлетворена потребность более низкого уровня.
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания и включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе.
Потребности в безопасности и защищенности подразумевают защиту от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Потребности в принадлежности и причастности включают чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
Потребности в признании и самоутверждении подразумевают собой самоуважение (личные достижения, компетентность), уважение со стороны окружающих.
Потребности самовыражения – это потребности в реализации потенциальных возможностей.
Выводы из концепции Маслоу:
– потребности высших уровней не становятся мотивами до тех пор, пока не будут удовлетворены первичные потребности (первых двух уровней);
– чем выше уровень потребностей, тем для меньшего числа людей являются мотивами к активной деятельности;
– неудовлетворенные потребности стимулируют работников, а удовлетворенные перестают воздействовать, поэтому их место занимают другие неудовлетворенные потребности;