Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность менеджмента и его основных функций
1.1. Понятие менеджмента и его функций
1.2. Планирование и организация как функции менеджмента
1.3. Мотивация, контроль и координация как функции менеджмента
Глава 2. Анализ деятельности предприятия ООО «Макдоналдс»
2.1. Характеристика компании ООО «Макдоналдс»
2.2. Применение функций менеджмента в своей деятельности, на примере компании ООО «Макдоналдс»
2.3. Рекомендации по возможным улучшениям работы компании ООО «Макдоналдс»
Введение
Управление, или менеджмент, в значительной мере определяли успешность решения стоящих пред обществом задач, эффективность и темпы развития экономики, уровень жизни населения во все времена.
В настоящее время менеджмент как сложнейшая система управления фирмами, предприятиями, организациями, функционирующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, которые необходимы для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.
Сейчас накоплен значительный опыт управления в области торговли, кооперации, сельского хозяйства, промышленности и т. д. Хотя и ощущается недостаточная теоретическая проработка данного аспекта.
В настоящее время, в период социально-экономических преобразований, менеджмент играет важнейшую роль, превращаясь в реальный фактор развития бизнеса в различных сферах экономической деятельности. Современные изменения организационно-правовых условий бизнеса, усиление конкуренции и ужесточение требований к качеству продукции и сервиса в России свидетельствует об эффективности менеджмента, обеспечивающего сохранение и устойчивое развитие организаций, адаптацию их к меняющимся рыночным условиям.
Актуальность темы настоящей работы определяется тем, что в настоящее время управление представляет собой сложный динамический и целенаправленный процесс, осуществляемый по определенной технологии на основе четкого разграничения обязанностей и прав, с использованием различных методов и технических средств, результатом которого являются достижение поставленных целей и реализация задач, стоящих перед его участниками.
Объектом исследования является ООО «Макдоналдс».
Предметом исследования является система управления
ООО «Макдоналдс».
Целью исследования является анализ системы управления предприятия ООО «Макдоналдс» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– раскрытие сущности и содержания основных понятий управления и функций менеджмента;
– провести теоретический анализ функций менеджмента;
– раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации, контроля и координации.
В первой главе работы изучены понятия «менеджмент», «управление», «система менеджмента в организации»; определены содержание и взаимосвязь основных функций менеджмента.
Во второй главе работы рассмотрена система менеджмента, реализованная в ООО «Макдоналдс» и предложены рекомендации для улучшения работы компании.
Глава 1. Сущность менеджмента и его основных функций
1.1. Понятие менеджмента и его функций
Понятие «менеджмент» трактуется в современной литературе весьма широко. Но между всеми ними нет противоречий, а наоборот взаимодополняют и конкретизируют друг друга, что позволяет глубже уяснить сущность и содержание анализируемого понятия, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.
Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации.
Менеджмент предполагает выполнение определенных требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленных целям. Умение ставить и реализовывать цели, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента.
Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от английского слова «manage» – управлять.
Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, чаще всего, являются экономическими.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, которые направлены на формирование и обеспечение достижения целей предприятия путем рационального использования имеющихся у предприятия ресурсов. Первоначально менеджмент развивался как теория управления производством, и только потом трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, которые характеризуют однородность целей, действий или объектов их приложения.
Данные функции имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. д.).
При системном рассмотрении выделяется следующие группы функций менеджмента (рис. 1):
- общие;
- социально-психологические;
- технологические.
Рис. 1 - Система функций менеджмента
Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью предприятия на всех уровнях.
Успешный менеджмент в каждом предприятии обязан предусматривать общие функции:
- формирование целей;
- планирование;
- организация;
- контроль.
Бывает, что еще к ним относят такие функции, как мотивация, координация и управление.
Все перечисленные функции не просто составляют единое целое. Они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить.
При всем многообразии задач, которые решают менеджеры, управление рассматривается как непрерывный процесс реализации нескольких взаимосвязанных между собой функций. Данные функции называют основными (базовыми) функциями менеджмента, так как их выполняют менеджеры различных уровней, в независимости от специфики управленческой деятельности (см. рис. 1) [12, 23].
Рис. 1 - Взаимосвязь основных функций менеджмента
Таким образом, описанные выше функции управления весьма близки к административным операциям А. Файоля. Перечисленные функции управления являются связующими процессами коммуникации и принятия управленческих решений.
1.2. Планирование и организация как функции менеджмента
Планирование – это первая, главная функция процесса управления, которая представляет собой процесс разработки плана и определяет что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь во времени и пространстве. Планирование – это процесс составления планов предприятия. На данном этапе управления:
– цели деятельности предприятия;
– ресурсы, необходимые для достижения целей предприятия;
– способы достижения целей предприятия [12, 24].
При этом, если плановые показатели мало обоснованы, то результат всеравно будет низким. Поэтому от правильно сформулированных планов в значительной мере зависит качество управления предприятием.
Ставя перед собой цели и определяя пути развития предприятия, менеджмент отвечает на следующие вопросы: «для чего создана?», «чем занимается?», «что хочет изменить в своей деятельности?» и «как собирается достичь этого?» и т.п. (рис. 2). [24, 144]
Рис. 2 - Простейшая иллюстрация функции планирования
Планирование классифицируют по признакам:
– предмету планирования;
– срокам;
– степени охвата;
– сфере функционирования;
– содержанию планирования и т.д.
Основные задачи планирования деятельности предприятия:
- выбор оптимальной стратегии деятельности на основе прогнозов альтернативных вариантов;
– обеспечение устойчивости функционирования и развития предприятия;
– формирование оптимального по номенклатуре портфеля инноваций и инвестиций;
– комплексное обеспечение выполнения планов;
– формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
– координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам и качеству товаров, работ или услуг;
– стимулирование выполнения планов.
Главные принципы планирования: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный. Соблюдение данных принципов является обязательным условием составления обоснованного плана.
Дополнительные принципы планирования: гибкость; вариантность плана; непрерывность; экономическая обоснованность показателей; преемственность стратегического и текущего планов; ранжирование объектов по их важности; точность; сбалансированность плана; единство; автоматизация планирования; согласованность плана с параметрами внешней среды; обеспечение обратной связи системы планирования при управлении; участие; социальная ориентация плана.
Планы содержат перечень дел, последовательность, ресурсы и время выполнения работ для достижения заявленных целей. Таким образом, планирование включает:
– анализ ситуации и фактов внешней и внутренней среды предприятия;
– установление целей и задач;
– разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
– оценку альтернативных вариантов плана;
– определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
– доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Функция планирования осуществляется на современных предприятиях на двух уровнях: стратегический, оперативный.
Процесс стратегического планирования включает такие этапы:
– определение миссии предприятия (смысла ее существования, миссия должна быть официально сформулирована, о ней должно быть сообщено сотрудникам организации);
– формирование целей (принцип SMART описывает требования к хорошо сформулированным целям, которые во многом определяют результаты реализации любого плана. SMART – это аббревиатура английских слов. Цели должны быть S (specific) – конкретными, M (measurable) – измеримыми, A (achievable) – достижимыми, R (relevant) – насущными, T (timed/timed-bound) – определенными во времени);
– оценка и анализ внешней среды (определение возможностей и угроз); анализ сильных и слабых сторон предприятия (SWOT-анализ [24, 41]): S – strength – сила, W – weakness – слабость, O – opportunities – возможности, T – threats – угрозы (рис.3)
– разработка и анализ стратегических альтернатив (ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих вариантов);
– выбор стратегии развития;
– реализация стратегии;
– оценка стратегии [23, 57].
Внешняя среда фирмы |
||
О – возможности |
T – угрозы |
|
S – сила |
1.поле SO |
2.поле ST |
W – слабость |
3.поле WO |
4.поле WT |
Рис. 3 - Матрица оценки и анализа внешней и внутренней среды
Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с этим планов по каждому направлению деятельности организации определяется объем деятельности, составляются планы по привлечению рабочей силы и капитальных вложений, планы выпуска продукции. Годовой план детализируют планы производства и сбыта поквартально и помесячно. При этом каждое подразделение ежемесячно уточняет прогнозы продажи и затраты и приводит свои планы в соответствии с этими уточнениями.
Оперативное планирование осуществляется в основном на основе бизнес-плана, в котором определяется курс, которого должно придерживаться предприятие на определенное время (чаще год, но и может уменьшаться до 1-3 месяцев).
Бизнес-план разрабатывается в следующих случаях:
– при освоении новых сфер деятельности предприяятия;
– при создании новых видов бизнеса;
– при решении вопросов выхода предприяятия из кризиса;
– при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
– при открытии предприяятия;
– при внедрении новых продуктов, работ или услуг;