Файл: Сущность менеджмента и его основных функций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребности более высокого уровня.

Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного менеджмента. Тем не менее в концепции есть ряд уязвимых моментов. Потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов; не всегда имеет место жестокое следование одной группы потребностей за другой; удовлетворение вторичных потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Потребности признания и самовыражения также могут оказывать усиливающее воздействия на мотивацию в процессе их удовлетворения.

Следовательно, система мотивации или стимулирования труда персонала должна учитывать элементы всех рассмотренных теорий. Действия по мотивации должны включать экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Таким образом, руководству надо обеспечить широкий доступ людей к информации о том, кто, за что и какое получает вознаграждение в целях ясности системы оплаты труда.

Функция процесса управления «контроль» устанавливает степень соответствия принятых управленческих решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

Контроль  – это процесс, в процессе которого менеджмент определяет: достигнуты или нет цели организации и верными ли были решения и не нуждаются ли в корректировке. Контроль – это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений [12, 25]. При этом контролируется не только количественные показатели, но и качественные.

Контроль классифицируют по следующим основаниям:

– объектам контроля (предметы труда, средства производства, условия труда, документы и т.д.);

– степени формализации (формальный или официальный и неформальный);

– степени мотивационной значимости;

– объектам выполняемых операций (однофункциональный и многофункциональный);

– характеру (непрерывный и периодический);

– количеству контролируемых величин (единичный или одномерный и множественный или многомерный);

– степени охвата объектов контролем (сплошной или выборочный);

– режиму контроля (усиленный, ускоренный, нормальный и т.д.);

– времени контроля;


– исполнителям;

– принимаемому решению;

– возможности дальнейшего использования объектов контроля;

– типу отношений;

– признаку открытости;

–масштабу;

–методике проведения;

– способу получения и обработки информации;

– регулярности осуществления контроля;

– периодичности выполнения контрольных операций;

– уровню механизации (автоматизации);

– стадиям жизненного цикла объекта.

Контроль делится на текущий и заключительный.

Текущий контроль осуществляеется на стадии хозяйственного процесса. Его задачей является оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена, полученные результаты сравниваются с предусмотренными. Целью этого вида контроля является установление правильности, законности и экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упущений в работе.

Основные принципы при осуществлении контроля:

– гибкость контроля;

– стратегическая направленность контроля;

– открытость контроля;

– экономичность контроля;

– ориентация контроля на результаты;

– простота контроля;

– своевременность контроля;

– адекватность контроля контролируемой деятельности;

– эффективность контроля.

Процедура контроль осуществляется в четыре этапа (см. рис. 5).

Рекомендации по повышению эффективности контроля и снижению его отрицательного влияния на работников:

– устанавливать осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;

– обсуждать с работниками ожидаемые результаты;

– устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;

– избегать чрезмерного, излишнего контроля;

– поощрять за достижение стандартов.

1 этап. Устанавливаются стандарты, т. е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы.

2 этап. Путем сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений.

3 этап. Полученные результаты сравниваются с заданными стандартами.

4 этап. Определяется, какие действия необходимо предпринимать.

Рис.5. - Этапы контроля

Главные инструменты выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм, нормативов.


Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть достаточно простым.

Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами являются количество, качество, затраты, исполнители и сроки.

Расход ресурсов учитывается по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.

Требования, предъявляемые к учету: полнота сведений, т. е. ведение учета по всем элементам системы управления; динамичность, т. е. отражение показателей в динамике; системность; простота; автоматизация на основе компьютерной техники; экономичность; преемственность.

Осуществление регулярного и качественного учета и контроля за функционированием системы управления - важное условие ее высокой эффективности.

Следующая функция управления - координация – обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы предприятия [12, 26].

Главной задачей координации является обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев организации (по горизонтали и вертикали) путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер данных связей может быть различным и зависит от координируемых процессов. Следовательно, для выполнения координации могут использоваться всевозможные документальные источники, такие как отчеты, докладные, аналитические материалы и результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.п.

Большую помощь играют технические средства связи. Они помогают быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ на предприятии. С их помощью устанавливаются взаимодействия между подсистемами организации.

Координация подразумевает:

– коллективную разработку и согласование исполнительными директорами компании основных параметров проекта ее бюджета (до детальной проработки бюджетов подразделений);

– обеспечение согласованности в деятельности и должностных лиц организации с субъектами внешней среды, с деловыми партнерами;


– обеспечение единства и согласованности функций процесса управления (планирования, организовывания, мотивации и контроля);

– обеспечение согласованности между отдельными руководителями, сотрудниками;

– согласование сроков выполнения управленческих функций, работ;

– оптимальное разделение труда, распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками, исполнителями на всех уровнях;

– устранение отклонений системы управления от заданных параметров.

Координацию делят на следующие виды (см. таблицу 2).

Таблица 2 - Виды координации

№ п/п

Наименование вида координации

Использование

1

превентивная

когда прогнозируются проблемы, трудности и пути их преодоления и принимаются адекватные меры

2

устраняющая

нацеленная на ликвидацию перебоев в системе после того, как они произошли

3

регулирующая

предназначенная для поддержания систем управления и производства в установленных пределах

4

стимулирующая

повышающая эффективность функционирования систем управления и производства

Координацию на предприятии проводят при помощи следующих процедур: непосредственное руководство деятельностью в виде распоряжений, приказов и т.д.; действия по созданию системы норм и правил относительно деятельности предприятия.

Деятельность по координации осуществляется посредством совещаний, контактов между руководителями, сотрудниками, проведения согласований планов и графиков, внесения в них корректив, увязки работы исполнителей и т.д. В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. При этом сокращается необходимость в вертикальной координации, когда структуры управления становятся «плоскими».

В настоящее время не выдерживается отраженная в схеме процесса управления последовательность реализации общих функций управления. При этом менеджер ограничивается выполнением исключительно одной функции.

Чаще всего, в деятельности руководителя все функции управления присутствуют одновременно: координируя работу подчиненных, руководитель планирует и корректирует собственные действия, прогнозируется последствия распределения работ, заботится о мотивации, добиваясь исполнения своих поручений, контролирует, насколько правильно его поняли, анализирует о оценивает возможности сотрудников в отношении поручаемой работы и т.д. И при этом ни одна функция не встречается в чистом виде.


Представленные и описаные выше функции управления являются общими и имеют место в любом процессе управления. А также существуют специальные функции управления и рассматриваются как определенный вид работы по управлению (см. таблицу 3).

Таблица 3 - Специальные функции менеджмента

№ п/п

Признак

Виды

1

воздействие на деятельность организации в целом

стратегическую и текущее планирование, организация работы по управлению качеством, учет и отчетность и другие

2

воздействие на конкретные стадии производственного процесса

управление подготовкой производства, организация основного производства, оперативное управление производством и другие

3

воздействие на отдельные факторы производства

управление организацией труда, материально-техническое снабжение, капитальное строительство и другие

Таким образом, рассмотренные основные функции менеджмента - планирование, организация, мотивация, контроль и координация - играют важную роль в эффективной работе организации.

Глава 2. Анализ деятельности предприятия ООО «Макдоналдс»

2.1. Характеристика компании ООО «Макдоналдс»

Датой основания считается 15 апреля 1955 г., Сан-Бернардино, Калифорния, США.

Макдо́налдс» – американская корпорация, до 2010 года крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания, работающая по системе франчайзинга. По итогам 2010 года компания занимает 2-е место по количеству ресторанов во всём мире после ресторанной сети Subway. Входит в список Fortune Global 500 2016 года [32].

«Макдоналдс» обслуживает миллионы посетителей каждый день в 25 000 ресторанах, расположенных боле чем в 110 странах мира и является крупнейшей компанией в области быстрого питания в мире. В «Макдоналдс» работает более 750 тыс. человек, обслуживающих посетителей ресторанов.

Работа в «Макдоналдс» открывает двери в мир возможностей и людям, которые уже работают в компании, и людям со стороны. Например, более половины менеджеров среднего и высшего звена начинали свою карьеру в ресторане. Фактически, одна восьмая часть трудоспособного населения Америки работала в «Макдоналдс» в разные периоды.