Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность менеджмента и его основных функций
1.1. Понятие менеджмента и его функций
1.2. Планирование и организация как функции менеджмента
1.3. Мотивация, контроль и координация как функции менеджмента
Глава 2. Анализ деятельности предприятия ООО «Макдоналдс»
2.1. Характеристика компании ООО «Макдоналдс»
2.2. Применение функций менеджмента в своей деятельности, на примере компании ООО «Макдоналдс»
2.3. Рекомендации по возможным улучшениям работы компании ООО «Макдоналдс»
– удовлетворение какой-нибудь одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребности более высокого уровня.
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного менеджмента. Тем не менее в концепции есть ряд уязвимых моментов. Потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов; не всегда имеет место жестокое следование одной группы потребностей за другой; удовлетворение вторичных потребностей не всегда приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Потребности признания и самовыражения также могут оказывать усиливающее воздействия на мотивацию в процессе их удовлетворения.
Следовательно, система мотивации или стимулирования труда персонала должна учитывать элементы всех рассмотренных теорий. Действия по мотивации должны включать экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Таким образом, руководству надо обеспечить широкий доступ людей к информации о том, кто, за что и какое получает вознаграждение в целях ясности системы оплаты труда.
Функция процесса управления «контроль» устанавливает степень соответствия принятых управленческих решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.
Контроль – это процесс, в процессе которого менеджмент определяет: достигнуты или нет цели организации и верными ли были решения и не нуждаются ли в корректировке. Контроль – это оценивание результатов труда в организации и формирование на их основе соответствующих выводов и решений [12, 25]. При этом контролируется не только количественные показатели, но и качественные.
Контроль классифицируют по следующим основаниям:
– объектам контроля (предметы труда, средства производства, условия труда, документы и т.д.);
– степени формализации (формальный или официальный и неформальный);
– степени мотивационной значимости;
– объектам выполняемых операций (однофункциональный и многофункциональный);
– характеру (непрерывный и периодический);
– количеству контролируемых величин (единичный или одномерный и множественный или многомерный);
– степени охвата объектов контролем (сплошной или выборочный);
– режиму контроля (усиленный, ускоренный, нормальный и т.д.);
– времени контроля;
– исполнителям;
– принимаемому решению;
– возможности дальнейшего использования объектов контроля;
– типу отношений;
– признаку открытости;
–масштабу;
–методике проведения;
– способу получения и обработки информации;
– регулярности осуществления контроля;
– периодичности выполнения контрольных операций;
– уровню механизации (автоматизации);
– стадиям жизненного цикла объекта.
Контроль делится на текущий и заключительный.
Текущий контроль осуществляеется на стадии хозяйственного процесса. Его задачей является оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена, полученные результаты сравниваются с предусмотренными. Целью этого вида контроля является установление правильности, законности и экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упущений в работе.
Основные принципы при осуществлении контроля:
– гибкость контроля;
– стратегическая направленность контроля;
– открытость контроля;
– экономичность контроля;
– ориентация контроля на результаты;
– простота контроля;
– своевременность контроля;
– адекватность контроля контролируемой деятельности;
– эффективность контроля.
Процедура контроль осуществляется в четыре этапа (см. рис. 5).
Рекомендации по повышению эффективности контроля и снижению его отрицательного влияния на работников:
– устанавливать осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;
– обсуждать с работниками ожидаемые результаты;
– устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;
– избегать чрезмерного, излишнего контроля;
– поощрять за достижение стандартов.
1 этап. Устанавливаются стандарты, т. е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы.
2 этап. Путем сравнения показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений.
3 этап. Полученные результаты сравниваются с заданными стандартами.
4 этап. Определяется, какие действия необходимо предпринимать.
Рис.5. - Этапы контроля
Главные инструменты выполнения функции контроля – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм, нормативов.
Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть достаточно простым.
Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.
Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами являются количество, качество, затраты, исполнители и сроки.
Расход ресурсов учитывается по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.
Требования, предъявляемые к учету: полнота сведений, т. е. ведение учета по всем элементам системы управления; динамичность, т. е. отражение показателей в динамике; системность; простота; автоматизация на основе компьютерной техники; экономичность; преемственность.
Осуществление регулярного и качественного учета и контроля за функционированием системы управления - важное условие ее высокой эффективности.
Следующая функция управления - координация – обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, и поддержание устойчивого режима работы предприятия [12, 26].
Главной задачей координации является обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех подразделений и звеньев организации (по горизонтали и вертикали) путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер данных связей может быть различным и зависит от координируемых процессов. Следовательно, для выполнения координации могут использоваться всевозможные документальные источники, такие как отчеты, докладные, аналитические материалы и результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.п.
Большую помощь играют технические средства связи. Они помогают быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ на предприятии. С их помощью устанавливаются взаимодействия между подсистемами организации.
Координация подразумевает:
– коллективную разработку и согласование исполнительными директорами компании основных параметров проекта ее бюджета (до детальной проработки бюджетов подразделений);
– обеспечение согласованности в деятельности и должностных лиц организации с субъектами внешней среды, с деловыми партнерами;
– обеспечение единства и согласованности функций процесса управления (планирования, организовывания, мотивации и контроля);
– обеспечение согласованности между отдельными руководителями, сотрудниками;
– согласование сроков выполнения управленческих функций, работ;
– оптимальное разделение труда, распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками, исполнителями на всех уровнях;
– устранение отклонений системы управления от заданных параметров.
Координацию делят на следующие виды (см. таблицу 2).
Таблица 2 - Виды координации
№ п/п |
Наименование вида координации |
Использование |
1 |
превентивная |
когда прогнозируются проблемы, трудности и пути их преодоления и принимаются адекватные меры |
2 |
устраняющая |
нацеленная на ликвидацию перебоев в системе после того, как они произошли |
3 |
регулирующая |
предназначенная для поддержания систем управления и производства в установленных пределах |
4 |
стимулирующая |
повышающая эффективность функционирования систем управления и производства |
Координацию на предприятии проводят при помощи следующих процедур: непосредственное руководство деятельностью в виде распоряжений, приказов и т.д.; действия по созданию системы норм и правил относительно деятельности предприятия.
Деятельность по координации осуществляется посредством совещаний, контактов между руководителями, сотрудниками, проведения согласований планов и графиков, внесения в них корректив, увязки работы исполнителей и т.д. В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. При этом сокращается необходимость в вертикальной координации, когда структуры управления становятся «плоскими».
В настоящее время не выдерживается отраженная в схеме процесса управления последовательность реализации общих функций управления. При этом менеджер ограничивается выполнением исключительно одной функции.
Чаще всего, в деятельности руководителя все функции управления присутствуют одновременно: координируя работу подчиненных, руководитель планирует и корректирует собственные действия, прогнозируется последствия распределения работ, заботится о мотивации, добиваясь исполнения своих поручений, контролирует, насколько правильно его поняли, анализирует о оценивает возможности сотрудников в отношении поручаемой работы и т.д. И при этом ни одна функция не встречается в чистом виде.
Представленные и описаные выше функции управления являются общими и имеют место в любом процессе управления. А также существуют специальные функции управления и рассматриваются как определенный вид работы по управлению (см. таблицу 3).
Таблица 3 - Специальные функции менеджмента
№ п/п |
Признак |
Виды |
1 |
воздействие на деятельность организации в целом |
стратегическую и текущее планирование, организация работы по управлению качеством, учет и отчетность и другие |
2 |
воздействие на конкретные стадии производственного процесса |
управление подготовкой производства, организация основного производства, оперативное управление производством и другие |
3 |
воздействие на отдельные факторы производства |
управление организацией труда, материально-техническое снабжение, капитальное строительство и другие |
Таким образом, рассмотренные основные функции менеджмента - планирование, организация, мотивация, контроль и координация - играют важную роль в эффективной работе организации.
Глава 2. Анализ деятельности предприятия ООО «Макдоналдс»
2.1. Характеристика компании ООО «Макдоналдс»
Датой основания считается 15 апреля 1955 г., Сан-Бернардино, Калифорния, США.
Макдо́налдс» – американская корпорация, до 2010 года крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания, работающая по системе франчайзинга. По итогам 2010 года компания занимает 2-е место по количеству ресторанов во всём мире после ресторанной сети Subway. Входит в список Fortune Global 500 2016 года [32].
«Макдоналдс» обслуживает миллионы посетителей каждый день в 25 000 ресторанах, расположенных боле чем в 110 странах мира и является крупнейшей компанией в области быстрого питания в мире. В «Макдоналдс» работает более 750 тыс. человек, обслуживающих посетителей ресторанов.
Работа в «Макдоналдс» открывает двери в мир возможностей и людям, которые уже работают в компании, и людям со стороны. Например, более половины менеджеров среднего и высшего звена начинали свою карьеру в ресторане. Фактически, одна восьмая часть трудоспособного населения Америки работала в «Макдоналдс» в разные периоды.