Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время перед Россией стоит задача модернизации экономики и перехода к инновационной модели роста. Решение этой стратегической задачи невозможно без эффективного экономического поведения хозяйствующих субъектов, которое стимулируется институтом конкуренции. Именно конкуренция побуждает предприятия модернизировать производство, повышать качество оказываемых услуг и продукции, что в конечном итоге приводит к более полному удовлетворению потребностей потребителей.
В современных рыночных условиях важную роль играет отладка механизма ценообразования. Цена является универсальным и гибким инструментом, позволяющим увеличить прибыль компании. Из-за высокой динамичности рынков на сегодняшний день возникает необходимость постоянного регулирования и совершенствования схемы ценообразования фирмы. Стратегия ценообразования фирмы становится успешной благодаря непрерывному мониторингу данных, принятию рациональных решений и многих других факторов.
Иными словами, механизм ценообразования является динамичным процессом конкуренции. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что ценовые войны представляют одну из самых тяжелых форм конкурентного взаимодействия на рынке, в результате которых возникают значительные потери. Компании терпят убытки с точки зрения прибыли, потребительского капитала, а также способности к инновациям. Индустрии могут потерять конкурентные преимущества, став жертвами заменителей или прекратить деятельность. Потребители, хотя и первоначально получают пользу от низких цен, в долгосрочном периоде страдают от высоких цен и низкого качества. Общество в целом может пострадать от неоптимального распределения ресурсов. Поэтому важно понимать природу ценовых воин, причины возникновения и возможности борьбы.
Отечественные и зарубежные ученые исследуют проблемы несовершенной конкуренции с начала ХХ века. Классики политической экономии А. Смит, Дж. Милль рассматривали сущность и механизм конкуренции. Внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции были посвящены исследования Д. Кейнса, Ф.А. Хайека, И. Шумпетера и других.
Поведение олигополистических структур, в том числе и вопросы ценовых войн, рассматривались С.Б. Авдашевой, В.А. Гордеевым, Н.М. Розановой и другими.
Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ такого явления, как «ценовые войны», а также практики их проявления в российской и мировой экономике.
Цель определила следующие задачи работы:
- рассмотреть особенности ценообразования на олигополистическом рынке и предпосылки возникновения ценовых войн;
- исследовать понятие ценовых войн и их последствия;
- охарактеризовать основные стратегии ценовых войн;
- исследовать практику ценовых войн на примере различных отраслей.
Объект исследования курсовой работы – социально-экономические отношения, складывающиеся на рынке олигополии.
Предмет исследования – теория и практика ценовых войн.
Информационную базу курсовой работы составляет научная и учебная литература, журнальные публикации и электронные ресурсы по рассматриваемой теме.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что она представляет собой самостоятельное исследование в одной из областей теории отраслевых рынков и её результаты могут быть использованы в дальнейшем обучении.
Структура курсовой работы содержит введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВЫХ ВОЙН
1.1 Особенности ценообразования в условиях олигополистического рынка
Основой функционирования рыночного механизма является конкуренция. Установление рыночного равновесия во многом определяется степенью развития конкурентных отношений, то есть зависит от типа рыночной структуры. Характер рыночных отношений (рыночной структуры) рассматривается с точки зрения: формирования цены, природы продукта, особенностей поведения субъектов и их взаимодействия [20, c.270]. Главный критерий определения типа рыночной структуры - степень свободы конкуренции. С этой точки зрения выделяют: рынок совершенной конкуренции, которая предполагает отсутствие власти производителя над рынком, то есть цена устанавливается не производителем, а через функции спроса и предложения; рынок несовершенной конкуренции, означающей некоторую степень господства производителя (или потребителя) над рынком. Разновидностью рынка несовершенной конкуренции является олигополистический рынок.
Одной из главных черт олигополистического рынка является небольшое число его участников. На олигополистическом рынке действует несколько крупных производителей продукции, либо услуг. Компании-олигополисты могут заключать союз и выступать как монополист, тем самым нанося значительный вред экономики, сдерживая конкуренцию на данном рынке [2]. Поэтому антимонопольная политика, проводимая государством, распространяется не только на собственно на монополии, но и на олигополистические объединения.
В современной экономике олигополии являются одной из наиболее распространённых структур. Во многих странах они представлены в таких отраслях, как металлургическая и химическая промышленность, автомобиле-, самолето- и судостроение [1].
Основные черты олигополистического рынка представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные черты олигополистического рынка [13]
Для олигополии характерна немногочисленность фирм, функционирующих на рынке, хотя в отрасли действует немало небольших предприятий. Однако суммарный оборот рынка приходится на несколько ведущих предприятий, которые и определяют развитие отрасли. Как правило, по формальным признакам к олигополистическим относятся отрасли в которых примерно 2-10 фирм выпускают более пятидесяти процентов продукции. Более низкая концентрация свидетельствует о том, что отрасль относится, скорее, к монополистической конкуренции. В то же время Р.М. Нуреев отмечает недостатки статистических показателей, которые могут преувеличивать, либо преуменьшать степень концентрации [6,c.101]. Преувеличение объясняется тем, что не учитывается межотраслевая и иностранная конкуренция, а также наличие субститутов. Оценка степени концентрации на национальном уровне, в не на региональном или местном, где часто господствуют две-три крупные фирмы, приводит к преуменьшению показателей.
Выделим основные признаки, отличающие олигополию от других рыночных структур (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Признаки, отличающие олигополию от других рыночных структур [7]
По ряду причин в олигополистических отраслях не часто создаются новые предприятия, что обусловлено высокими экономическими барьерами.
Возникновение олигополий связывают с процессами централизации капитала в результате слияния небольших фирм, поглощения мелких предприятий крупными. Выделяют несколько причин становление олигополии (Рисунок 3) [14]. В качестве основной причины формирования олигополий ученые называют экономию на масштабах производства [12].
Олигополистическая структура отрасли формируется преимущественно в тех случаях, когда крупный размер предприятий дает возможность существенно сократить издержки, крупные фирмы в этом случае получают преимуществе перед небольшими.
Появлению на олигополистическом рынке большого числа фирм препятствуют и высокие финансовые барьеры.
Рисунок 3 – Причины становления олигополий
Работающие на таком рынке предприятия, как правило, представляют собой многомиллиардные заводы и фирмы, выраставшие на протяжении сравнительно долгого времени. «Новичку» придется сразу инвестировать суммы, которые вкладывались олигополистами на протяжении многих лет. Ограничение накладывает и емкость рынка, обусловленная спецификой производимой продукции. Продукты питания, например, хлеб, овощи, или услуги авторемонтной мастерской могут быть востребованы постоянно и круг потребителей этих товаров и услуг очень широк. На таком рынке могут действовать тысячи фирм, в то время как, например, продукция тысяч гигантских доменных печей, выплавляющих металл, может оказаться невостребованной, так потребитель данной продукции ограничен [12].
Таким образом, олигополия – тип рыночной структуры, характеризуемый наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов [20]. Характерным признаком олигополий является господство в области нескольких крупных предприятий.
Рассмотрим модели поведения олигополистической фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
При определении рыночного поведения олигополистической фирмы велико значение субъективного фактора – взаимоотношения, складывающиеся между фирмами, конкурирующими на рынке. Это специфичный для олигополии фактор, так как в других типах рыночных структур субъективная политика фирмы-конкурента не имеет существенного значения [2].
В том случае, если на рынке действуют две конкурирующие фирмы, речь идет о дуополии, самой простой из возможных олигополистических ситуаций. Закономерности поведения фирмы-олигополиста на рынке лучше всего проявляются именно на примере дуополии. Прибыль, получаемая фирмой, конкурирующей в условиях дуополии, зависит как от её собственных решений, так и от решений второй фирмы-конкурента, которая также заинтересована в том, чтобы максимизировать свою прибыль.
Попытку объяснить поведение фирм на олигополистическом рынке ученые пытаются, создавать модели олигополии, первая из которых была предложена Огюстеном Курно в 1838 году в книге «Исследование математических принципов теории богатства» [8].
Модель Курно анализирует поведение фирмы-дуополиста исходя из допущения, что ей известен объем выпуска продукции, который ее единственный конкурент уже выбрал для себя. Задача фирмы состоит в том, чтобы определить собственный размер производства, сообразуясь с решением конкурента как с данностью.
При построении модели Курно предложил использовать упрощение: предельные издержки (МС) обеих дуополистов постоянны, то есть кривая МС идет строго горизонтально (рис. 4) [6]
Пусть сначала одному из олигополистов (Х) будет точно известно, что второй (Y) вообще не планирует выпускать продукцию. Очевидно, что тогда кривая спроса фирмы Х совпадет с кривой рыночного спроса D0(P) = DX0.
Рисунок 4 – Поведение фирмы-дуополиста в краткосрочном периоде [10]
Максимизируя прибыль, фирма Х установит объем производства (QXM) и цену на свою продукцию (PM), исходя из правила MR0 = MC. Таким образом, он будет вести себя как монополист, то есть завысит цены и ограничит выпуск продукции с расчетом получить максимальную прибыль [8].
Если на рынок со своими товарами выходит второй производитель, он вынужден снизить уровень цен (Р1), так как первый производитель уже исчерпал весть спрос при данном уровне цен. Продавая свои товары дешевле, второй производитель сможет привлечь покупателей, которые не могли себе позволить этот товар ранее.
Теперь весь спрос (QD0) удовлетворяется товарами, производимыми обеими фирмами. А спрос на продукцию фирмы Х начнет сокращаться. На рис. 4. показано как сместится кривая спроса фирмы Х - D1, если фирма Y начнет расширять продажи. Кривую спроса фирмы Х - D1 называют кривой остаточного спроса [10].
Цена и объем производства, максимизирующие прибыль фирмы Х (MR1 = MC), будут снижаться с РМ и QXM до Р2 и QX1. Вместе с тем общий выпуск двух фирм составит Q. Фирма Х вообще остановит свое производство, когда выпуск фирмы Y будет полностью удовлетворять рыночный спрос (QD). При таком объеме производства фирмы Y рыночная цена (Р3) упадет до уровня предельных издержек. Любой выпуск выше этого объема будет невыгоден, так как это приведет к падению цены ниже предельных издержек [10].
Экономический механизм, который приводит к установлению описанного уровня цен и производства может быть описан следующим образом. Ограничивая производство и завышая цены, одна из олигополий оставляет неудовлетворенной часть рыночного спроса. Этот остаток и служит рынком сбыта для других олигополий-конкурентов и дает им возможность выпустить дополнительную продукцию по сниженной цене.