Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
Введение
Понятие «форма правления» можно отнести в разряд наиболее значимых элементов системы теоретико-правовых знаний. Тем не менее, несмотря на многолетний опыт активных исследований, при определении данного понятия до сих пор возникает множество разногласий, обусловленных различными причинами, анализ которых, безусловно, будет способствовать поиску путей их преодоления и формированию единого подхода к определению исследуемого понятия. [1]
В современном мире государства различаются не только особенностями историко-культурных традиций, уровнем социально-экономического развития, спецификой политико-территориального устройства, но и многообразием моделей организации государственной власти. Наличие иных отличительных черт не мешает классифицировать государства по определенным группам на тех или иных основаниях. [2]
Одним из политико-правовых критериев, с помощью которого мы можем различать государства, является форма правления, которая характеризует порядок или способ образования и организацию высших органов государственной власти, их взаимоотношения.[3]
Форма правления как одна из разновидностей формы государства определяется в качестве одного из выразителей его сущности и содержания. На форму правления существенно влияют внешние и внутренние факторы, такие как состав населения по классовому и национальному составу, географическое положение государства, уровень культуры, традиции и устои в обществе складывающиеся веками, характер производственных отношений и др. [4]
Основная роль формы правления заключается в формировании верховной государственной власти, по характеру которой складывается главный элемент формы государства и вытекают второстепенные его признаки, такие как форма территориального устройства и политический режим.
Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.[5]
Цель данной курсовой работы — изучить формы правления в прошлом и настоящем.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
— определить понятие и сущность формы правления;
— рассмотреть типичные формы правления современных государств;
— дать характеристику нетипичным формам правления в современных государствах.
Глава 1 Форма государственного правления как элемент формы государства
1.1 Понятие и сущность формы правления
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании. [6]
Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. Кратко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти. [7]
Еще со времен античности понятию формы государства придавалось важное значение. Римские юристы говорили: "Форма дает бытие вещи". Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима. Следовательно, понятие формы государства охватывает:
— организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
— территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
— методы и способы осуществления государственной власти. [8]
Наиболее полное представление о форме конкретного государства дают три ее составляющие:
— форма правления;
— государственное устройство;
— политический режим.
Форма правления в узком смысле — это организация высших органов государственной власти. Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства. [9]
Форма правления показывает:
— как создаются высшие органы власти в государстве;
— их структуру;
— какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами;
— как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами;
— в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан. [10]
В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет одинаковых форм государства. Тем не менее, теория государства и права выработала модели форм правления, государственного устройства и государственно-правовых режимов.
Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:
— организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
— взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
— компетенцию этих органов. [11]
Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства. Форму правления начали изучать ещё в Древней Греции.
В различных периодах истории форма правления носила разный смысл. Так, в аграрном обществе форма правления определялась каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путём выборов.
Формы правления стали развиваться по мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу. В те времена начала ослабевать власть монархов, появилось и укрепилось народное представительство.
Наибольшую значимость приобрела организация отношений между главой государства, парламентом, правительством и то, как уравновешиваются их полномочия. Речь пошла о разделении властей. [12]
Выделяют следующие критерии определения формы правления:
— каким способом передается власть. Это — выборы или процедура наследования;
— ответственность высших органов государственной власти перед населением. Глава государства в республике несёт юридическую ответственность, в отличие от главы государства в монархии;
— разграничение властных полномочий между органами государственной власти. [13]
Порядок преемства верховной власти в монархиях называют престолонаследием.
Различают 3 вида преемства:
— по избранию;
— по назначению предшественника;
— по законному наследованию.
Система избирательной монархии действовала в Священной Римской империи, германской нации, Речи Посполитой, Королевстве Венгрия. Римские и византийские императоры практиковали назначение себе преемника. Петр I издал Указ о престолонаследии от 1722 года. Российский император сам назначал себе наследника, будучи формально ничем не ограничен в своём выборе. Этот порядок был отменён в 1797 Павлом I.
В Малайзии монарха избирают из князей штатов. В Камбодже — из членов королевского дома. Выборной монархией во главе с папой римским является также Ватикан.
Наиболее распространённая форма — наследственная монархия. В наследственной монархии имеются три порядка наследования:
— сеньоратный, или лествичное право, когда наследует старейший по возрасту в роду. Такой порядок наследования был представлен в Османской империи. В современном мире примером с оговорками является Саудовская Аравия;
— майоратный — наследование старшего сына монарха;
— примогенитура (по праву первородства) с переходом в порядке линий и правом заступления. Сначала престол переходит к нисходящему потомству в одной линии, а после прекращения допустимых престолонаследников в старшей линии к следующей по старшинству линии. [14]
В зависимости от прав женщин на престолонаследие различают следующие типы примогенитуры:
— салическая система. Права женщины на престол полностью исключаются. В прошлом такие правила действовали во Франции, Бельгии, Швеции, Италии, Дании, Пруссии. На протяжении XX века этот принцип был отменён во всех европейских странах, где сохраняется монархия, и ныне действует лишь в Японии.
В то же время законодательство Лихтенштейна, исключая от права наследования женщин, допускает наследование престола потомками по женской линии в случае полного прекращения всех потомков мужского пола данной династии;
— австрийская или «полусалическая». Женщины допускаются к наследованию лишь по совершенном прекращении всех потомков мужского пола данной династии. В прошлом это Австрия, Российская империя, Греция, Бавария.
В настоящее время с отменой этого закона в Люксембурге в 2011 году он нигде более не применяется из действующих европейских монархий;
— кастильская (английская). Женщины устраняются от наследования лишь в пределах одной линии, например, младший брат устраняет старшую сестру, но дочь старшего брата исключает дядю (Испания, Монако, ранее также Португалия и Великобритания);
— шведская. Наследником является старший ребёнок монарха независимо от пола. Это самый новый тип престолонаследия, впервые введён в Швеции в 1980 году и с тех пор принят также в Норвегии, Бельгии, Нидерландах, Дании и Люксембурге.
Перешёл к нему в 2006 году и Непал, где в 2008 году монархия была упразднена. 28 октября 2011 года премьер-министры Королевств Содружества заявили о намерении изменить закон о престолонаследии от 1701 года, уравняв в правах наследников обоих полов. На данный момент в Великобритании действует шведская примогенитура. [15]
В некоторых монархиях практиковалась промежуточная система, при которой монарх мог назначить наследником по своему выбору одного из сыновей, не обязательно старшего (империя инков), либо вообще любого мужчину царского рода (Корея при правлении династии Чосон). Аналогичная система складывается и в современной квазимонархической Корейской Народно-Демократической Республике.
Выборы — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. Это одна из наиболее распространенных форм участия людей в общественно-политической жизни государства, страны, организации и так далее, важный институт функционирования политической системы и политического режима, их легитимности.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности какого-либо руководителя административного или общественного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного или иного органа управления.
Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих должностей в любых общностях людей. [16]
Глава 2 Классификация форм правления
2.1 Типичные формы правления современных государств
Существуют две ключевые формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга по порядку образования; по составу; по компетенции.
Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.