Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
Все государства парламентской республики имеют следующие общие черты:
— исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер; президента избирает на должность не народ, а парламент;
— глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
— всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
— все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.
На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик. Примерами парламентской республиканской формы правления могут выступать следующие страны:
— в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
— в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
— в Африке — Эфиопия;
— в Америке — Доминика;
— в Океании — Вануату.
Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус "полноценная демократия", 21 страна — это парламентские республики и монархии.
Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам ВВП на душу населения страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.
В государствах с формой правления смешанная республика присутствует сильная президентская власть, которая одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства. Последнее формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны. Примером такой формы правления могут служить: Россия, Украина, Португалия, Франция. [27]
Наиболее характерными признаками смешанной республики являются:
— избрание прямым народным голосованием и Президента, и Парламента;
— законодательный орган и глава государства наделены практически равными полномочиями в управлении страной;
— правительство дает отчет парламенту, но несет всю полноту ответственности за свои действия перед Президентом, который является фактически главой исполнительного органа;
— роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента.
Арбитром в отношениях между этими двумя высшими органами государственной власти выступает Конституционный суд. В зависимости от того, как распределены полномочия президента и парламента, различают два вида смешанных республик:
— полупрезидентская;
— полупарламентская.
Примером полупрезидентской смешанной республики могут выступать, Франция и Польша. Правление базируется на усиленной роли президента в управлении государством. Стоит отметить, что данная форма правления присуща и странам СНГ, например, Российской Федерации, Республике Беларусь, Украине.
Полупарламентская смешанная республика наиболее характерна для стран, в которых проходят процессы «продвижения сильного парламента» и формирования парламентской республики. В данном случае законодательный орган наделен определенной формой вотума недоверия: выдвижение вотума отдельному министру (Уругвай) или премьер–министру с указанием возможного преемника (Германия).
Таким образом, смешанная республика представляет собой особую переходную форму правления, характеризующуюся постепенным усилением парламента или президента. [28]
Директория — форма организации верховной власти в виде особой коллегиальной формы управления, в которой исполнительная власть принадлежит нескольким лицам. Термин возник впервые во времена Французской революции, когда по конституции 1795—1799 годов, правительство находилось под управлением пяти директоров. В настоящее время такая форма правления существует в Швейцарии, где высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет, состоящий из семи членов. [29]
2.2 Нетипичные формы правления.
В теории государства и права недостаточно внимания уделяется нетипичным формам государственного правления, закономерностям их возникновения, функционирования и эволюции. Динамичность этого института во многих государствах, богатый практический опыт государств, в которых функционируют нетипичные способы организации государственной власти, обусловливают необходимость научного осмысления и обобщения этого явления. [30]
Принятая сейчас классификация форм правления на монархии и республики является неполной, не отражает в должной мере все разнообразие функционирующих в мире способов организации государственной власти и не позволяет в полной мере оценить влияние этих форм на основу современного государства.
Чистых форм правления — монархий и республик — практически не существует. В той или иной степени выбор способа организации государственной власти обусловливается конкретными историческими особенностями развития государства и адаптируется к современным условиям, сочетая в себе элементы, как классических форм правления, так и новых решений в государственном развитии разных стран.
Большую роль в выборе способа организации государственной власти играют национальные традиции и обычаи. В каждом государстве существуют свои собственные политические институты, особые процедуры избрания должностных лиц, которые имеют характерные наименования. [31]
Выделяют следующие нетипичные формы правления:
— Монархия с республиканскими элементами. Главный республиканский признак — систематическая выборность главы государства. При этом им не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из нескольких монархов — правителей составных частей федерации. [32]
Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют собой наследственные монархии.
Глава государства в целом формируется путём выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.
— Республика с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская). Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителем, более того возможна передача власти по наследству. [33]
Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито. В настоящее время такая форма правления встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Казахстан, Гамбия).
— Теократическая республика (исламская республика). Это особая форма республики, где правит мусульманское духовенство. Форма сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. [34]
Кандидаты на должность президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.
Появление нетипичных форм правления вызвано разными причинами. Чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой.
Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.
Создание нетипичных форм правления нередко связано со стремлением улучшить взаимодействие, взаимосогласованность высших органов государственной власти. Появление таких форм связывается также с влиянием гуманистических идей и институтов, с распространением во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей.
Появление нетипичных форм правления может быть обусловлено давлением и борьбой прогрессивных сил общества.
Заключение
Целью курсовой работы явилось изучение форм правления государствами в прошлом и настоящем. Для осуществления данной цели был поставлен ряд задач, решенных в процессе написания работы. Так было определено понятие «форма правления», раскрыта сущность данного понятия. Рассмотрены типичные формы правления современных государств, дана характеристика нетипичным формам правления в современных государствах.
Так форма государства — способ организации и осуществления государственной власти. От нее зависит, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов. Форма государства складывается их 3 элементов:
— формы государственного правления;
— формы государственного устройства;
— политического режима.
Выделяют типичные и нетипичные формы государственного правления. Типичные формы: монархия и республика, нетипичные: монархия с республиканскими элементами; республика с монархическими элементами; теократическая республика.
Политические формы современных государств складывались в течение нескольких столетий. Эти формы определялись экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции, условия образования государства, равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.
В современном мире наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество.
Однако это не означает, что развитие форм государство достигла совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.
Список использованной литературы
1. Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе. - М.: книга по требованию, 2011. – 195 с.
2. Бабаева В. К. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 715 с.
3. Батыр К. И. История государства и права зарубежных стран. – М.: Проспект, 2013. – 576 с.
4. Власова, Т.В. Теория государства и права. – М.: Книга по Требованию, 2016. – 226 c.
5. Власов В.И. Теория государства и права. – М.: Феникс, 2014. – 331 с.
6. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. – М.: Инфра-М, 1010. – 815 с.
7. Воронцов Г. А. Теория государства и права. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 258 с.
8. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. – М.: Норма, 2016. – 592 с.
9. Иванников И. А. Теория государства и права. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 352 с.
10. Кареев Н.И., Западноевропейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков. – СПб.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2009. – 412 с.
11. Комаров С. А. Теория государства и права. – М.: Норма, 2014. – 442 c.
12. Лазарев, В. В. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2015. – 640 c.
13. Летушева, Н. И. Теория государства и права. – М.: Академия, 2016. – 208 c.
14. Любич А. В. Что такое монархия. Информационное агентство российского имперского союза – ордена [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.legitimist.ru/sight/politics.
15. Малахов В. П. Теория государства и права. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. – 159 с.
16. Малько А. В. Теория государства и права. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. – 352 с.
11. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Проспект, 2015. – 640 с.
12. Марченко М. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. – 516 с.