Файл: Государственные пособия гражданам, имеющим детей (общая характеристика, круг лиц, имеющих право на пособие, виды, порядок назначения и выплаты пособий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимость «заморозить» материнский капитал с 2017 до 2020 года Правительством РФ связывается с такими основными обстоятельствами, как: недостаточность финансовых средств в федеральном бюджете для индексации размера материнского капитала с учетом реальных показателей инфляции (показатели инфляции в 2015 году были равны 12,9%,в 2016 году - 5,4%); целевое назначение материнского капитала ни как не связано с «ежемесячными выплатами, обеспечивающими текущее приобретение гражданами товаров и услуг»[17], в связи с чем, на нем не так явно отражается инфляция[18].

Законодательство устанавливает предельный срок, равный шести месяцам, для обращения за назначением соответствующего пособия. Тем не менее, начало исчисления данного шестимесячного срока разнится в зависимости от того, какой вид пособия назначается: для пособий по беременности и родам, а также единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности началом исчисления срока является день окончания отпуска по беременности и родам; для единовременных пособий при рождении ребенка – день рождения ребенка; для ежемесячных пособий по уходу за ребенком – день, когда ребенком достигнут возраст полутора лет; для единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью – день, когда вступило в законную силу решение суда об усыновлении; день, когда органы опеки и попечительства вынесли решение об установлении опеки (попечительства); день, когда был заключен договор о передаче ребенка приемной семье; для единовременных пособий беременным женам военнослужащих, по призыву, а также ежемесячных пособий на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву – день окончания военнослужащими военной службы по призыву.

При этом выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется за весь период, в течение которого у лица, осуществляющего уход за ребенком, имелось право на получение данного пособия, в размере, установленном законодательством РФ, действующим на соответствующий период[19].

У получателей государственных пособий имеется обязанность по своевременному извещению органов, назначающих государственные пособия для граждан, имеющих детей, в случае наступлении обстоятельств, которые влекут за собой изменение размера государственного пособия для граждан, имеющих детей, или прекращение его выплаты.

Удержание излишне выплаченных сумм государственного пособия с граждан, имеющих детей с получателя осуществляется только в случае переплаты по его вине, например, предоставления документов, содержащих заведомо неверные сведения, сокрытия данных, оказывающих влияние на право назначения пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров.


Размер Удержаний не должен превышать 20% либо сумму, причитающуюся получателю в каждую последующую выплату государственного пособия гражданам, имеющим детей, либо заработную плату получателя в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ. Если выплата пособия прекращается, оставшуюся задолженность с получателя взыскивают в судебном порядке. Суммы, которые были излишне выплачены получателю по вине назначившего пособие органа, не удерживаются, за исключением если причиной такой выплаты стала счетная ошибка. В таком случае ущерб подлежит взысканию с виновных лиц в порядке, предусмотренном законодательством РФ[20].

Что касается повышения размера уже действующих детских выплат, то с 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 19.12.2016 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которым устанавливается единый порядок индексации для социальных выплат, предусмотренных различными действующими законодательными актами — в частности, единовременных и ежемесячных детских пособий, устанавливаемых законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 07.03.2018, с изм. от 16.03.2018) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[21] (в части пособия по уходу за ребенком до 3 лет) и др.

Согласно изменениям, детские пособия на постоянной основе будут повышаться ежегодно с 1 февраля каждого года на величину фактической инфляции за прошлый год — иными словами, исходя из фактического индекса роста потребительских цен (за весь 2017 год определена Росстатом на уровне 2.5%). Однако это правило не распространяется на материнский капитал, размер которого тем же законом был заморожен до 1 января 2020 года, поэтому он еще как минимум 2 года подряд будет по-прежнему составлять 453026 рублей.

Способ выплаты данного пособия гражданин может выбирать самостоятельно, на законодательном уровне предлагается три варианта получения пособий, через Почту России, через банк, и через специализированные организации.

Выбирая получение выплаты посредствам Почты России, гражданин может получать пособие через ближайшее почтовое отделение, при этом возможна доставка пособия на дом. Для каждого гражданина день доставки определяется индивидуально, при этом выплата может осуществляться и позже установленного дня, но в рамках определенного периода.


При выборе получения выплаты через банк, гражданин может либо получать средства в кассе отделения банка, либо на карту. За перечисление средств на счет гражданина комиссия не взимается[22].

Получение пособия через специализированные организации возможно либо на дому, либо при визите в офис. В целом порядок доставки выплат не отличается от работы Почты России.

Получать выплаты возможно как самостоятельно, так и через представителя, выдав ему предварительно доверенность на осуществление указанного вида деятельности.

Таким образом, действующим законодательством детально регламентирован порядок выплаты пособия на детей и предусмотрено несколько способов их получения. Тем не менее, в настоящее время правовое регулирование пособий гражданам, имеющим детей, не совершенно. Данный институт требует совершенствования на законодательном уровне, а проблемы - комплексного решения.

2.3. Сроки назначения денежных выплат в связи с материнством, отцовством и детством

Положениями ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в отношении ряда государственных пособий установлен пресекательный срок обращения за пособиями. Каждое из названных видов пособий назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев с момент возникновения прав на получение пособия.

Сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» речь не идет о моменте возникновения права на получение каждого из видов государственных пособий, поскольку он следует из иных статей указанного Закона.

Пресекательные сроки назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, являются строго определенными и не зависят от каких-либо условий. В отношении размера пособий установлено общее правило о том, что пособие выплачивается в размере, который установлен на день выплаты пособия.

Поскольку в последнее время размеры пособий ежегодно увеличиваются (иногда даже чаще, чем один раз в год) в связи с индексацией, то при «просрочке» своевременного получения пособия пособие должно быть выплачено в повышенном размере, установленном на день выплаты.


Хотелось отдельно отметить, что в ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодатель не оговаривает возможности восстановления пропущенного срока обращения за пособием. В связи с этим, в литературе можно встретить мнение, что по общему правилу пропущенный для получения пособия срок не подлежит восстановлению вне зависимости от уважительности причин. Однако, судебная практика свидетельствует об обратном[23].

Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют для молодой семьи наибольшее значение, поскольку выплачиваются в наибольшем размере по сравнению с иными видами государственных пособий на детей, а также за длительный период. По истечении шестимесячного срока обращения за такими пособиями территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации может быть принято «положительное» решение о назначении пособия. Оно принимается при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. К таким причинам можно отнести: 1.Непреодолимую силу, выражающуюся в чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельствах (землетрясениях, ураганах, наводнениях, пожарах и др.). 2. Длительную временную нетрудоспособность застрахованного лица вследствие таких причин, как заболевание или травма продолжительностью более, чем шесть месяцев. 3.Переезд в другой населенный пункт на место жительства, смену места пребывания. 4. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника. 5. Иные причины, в судебном порядке признанные уважительными.

К заявлению о назначении пособия по беременности и родам или заявлению о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком должны быть приложены документы, подтверждающие уважительность причин пропуска срока. Например, повреждение здоровья близкого родственника можно подтвердить выпиской из истории болезни, выданной медицинским учреждением, а смерть близкого родственника - свидетельством о смерти (приложенным в копиях).

Если территориальный орган ФСС РФ сочтет обстоятельства пропуска срока неуважительными и примет решение об отказе в назначении государственного пособия, письменное уведомление об этом направляется заявителю в 5-дневный срок с даты принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Так, Свердловский областной суд отказал в восстановлении пропущенного срока обращения за единовременным пособием при рождении ребенка, поскольку истица своевременно обратилась не за этой выплатой, а за ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Уважительные причины пропуска срока за единовременным пособием при рождении ребенка выявлены не были[24].


Выплаты пособий могут иметь или разовый, или выплачиваться в течение определенного промежутка времени (обычно ежемесячно).

Часть 2 ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» учитывает периодический характер выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, но позволяет матери или иному лицу, осуществляющему уход за ребенком, воспользоваться нереализованным правом и «единоразово» получить положенные по закону денежные средства. Это представляется социально справедливым, поскольку служит защите интересов уже родившегося ребенка, нуждающегося в материальном обеспечении.

Для того чтобы исключить какие-либо разногласия и не допустить судебных споров при обращении за выплатой единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, законодатель в ч. 3 – 5 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определил, какой день считается днем обращения за пособием. Как правило, заявители обращаются за получением пособия лично. При личном приеме можно исключить возможные ошибки и разъяснить вопросы относительно правильности составления заявления о выплате пособия, а также относительно полноты пакета представленных документов и т.п.

Днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) заявления органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью. При этом в случае, если к заявлению не приложены все необходимые документы, оно может быть принято, но основанием для назначения и выплаты пособия являться не будет[25].

Как правило, при личной подаче документов специалист по приему документов проверяет комплектность документов, представляемых вместе с заявлением о назначении пособия, и, если документы представляются не в полном объеме, устно поясняет, какие еще документы следует «донести».

Заявление о выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью не обязательно представляется лично: можно представить его по почте, приложив все необходимые документы. Соответственно, днем обращения таким пособием считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления этого заявления. Таким образом, именно дата отправления заявления, а не дата получения заявления уполномоченным органом является датой обращения.