Файл: Государственные пособия гражданам, имеющим детей (общая характеристика, круг лиц, имеющих право на пособие, виды, порядок назначения и выплаты пособий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. У каждого человека есть право на получение такого жизненного уровня, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и социального обслуживания, которые необходимы для того, чтобы поддерживать здоровье и благосостояние его самого и его семьи. По возможности государство должно обеспечить семье самую широкую охрану и помощь. Особенно это касается образования семейной ячейки и заботы о несамостоятельных детях и их воспитании. В 2017 году 31% всех семей были бездетными, а среди семей с несовершеннолетними детьми однодетные семьи составили 67%, с двумя детьми – 26,7%, с тремя и более детьми (многодетные) – только 5,8%[1].

Распространенность малодетных (и особенно с одним ребенком) семей остается в центре внимания политической власти и научного сообщества России. В настоящее время, государство стремится к реализации семейной политики, направленной на недопущение нового демографического кризиса, в центре которой находится российская семья с детьми, материальное положение ее членов, условия их социализации, воспитания, профессиональной самореализации.

Таким образом, изучение системы пособий на детей, имеет большое теоретическое и практическое значение, в чем и заключается актуальность настоящего исследования.

Целью работы является проведение комплексного анализа российской системы социальных пособий на детей.

Для достижения указанной цели в работе были обозначены следующие задачи:

  • Раскрыть понятие государственных пособий на детей;
  • Рассмотреть признаки и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • Изучить категории граждан, имеющих право на получение социальных пособий на детей ;
  • Проанализировать порядок начисления и выплаты социальных пособий гражданам на детей;
  • Рассмотреть сроки назначения денежных выплат в связи с материнством, отцовством и детством.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу российской системы социальных пособий на детей.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие систему социальных пособий на детей.

При написании работы были использованы общенаучные методы познания, такие как метод анализа, синтеза, логический метод, системный метод. Также применялись частно-научные методы: формально-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой метод.


Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ НА ДЕТЕЙ

1.1. Понятие государственных пособий на детей

Государство в настоящее время заинтересовано в улучшении демографической ситуации в стране, в связи с чем осуществляется активная политика в области увеличения рождаемости, что в первую очередь связано с формированием благоприятного финансового положения семьи имеющей несовершеннолетних детей. Обеспечение граждан в денежной форме является одним из основных способов социального обеспечения в связи с материнством, отцовством и детством, соответственно, наиболее распространенной формой денежных выплат является пособие[2].

Происхождение термина «пособие» идет от производного слова «пособить», означающего добавить, дополнить недостающее, временно поддержать.

Важной характеристикой пособия, отличающей его от других видов социального обеспечения, является исключительно денежная форма его предоставления, что в значительной степени объясняется целью, которую призвано выполнять пособие. Помощь, которая реализуется посредством данного вида социально-обеспечительного предоставления, всегда направлена на нивелирование имущественной недостаточности, возникающей у нуждающегося лица в случаях, очерченных законодательством. Следовательно, пособие, как правило, является эквивалентом только тех средств к существованию, которые могут иметь денежное выражение. В этой связи, подчеркивая значение пособия, в качестве наиболее оперативного способа воздействия на разнообразные причины нуждаемости, общество и государство стремятся сохранить для нуждающихся такой уровень независимости при принятии решений или совершении действий, который обычно существует при распоряжении личным заработком или доходом, обеспечивая передачу соответствующих средств в собственность лицу (семье) и их свободный обмен на необходимые товары и услуги[3].


Таким образом, денежная форма рассматриваемого вида социально-обеспечительных предоставлений отражает незаменимое свойство денег как всеобщего эквивалента, и именно по указанной причине невозможно представить пособие, которое предоставлялось бы в натуральной форме в виде индивидуально-определенных предметов или каких - либо действий обязанных лиц[4].

Между тем следует учитывать и то, что история нашей страны знает периоды экономических спадов и кризисов, связанных с гиперинфляцей, снижением значимости денег и их обесцениванием по отношению к натуральным предоставлениям. Такие факты имели место, в частности, во время военного коммунизма и Гражданской войны, Великой Отечественной войны, экономического кризиса начала 90-х годов XX века, что приводило к существенному уменьшению эффективности обеспечения при помощи денежных видов социального обеспечения и, напротив, значительному повышению роли натуральных видов обеспечения.

Необходимо также иметь в виду и то обстоятельство, что пособие всегда направлено на удовлетворение алиментарных потребностей, т.е. таких, которые необходимы для обеспечения нуждающегося (членов его семьи, близких родственников) основополагающими средствами к существованию.

Исходя из этого, социально-обеспечительное пособие следует рассматривать как алиментарную выплату. Тем не менее, алиментарный характер пособий вовсе не означает, что применительно к этим социально-обеспечительным мерам можно установить какой-либо единый, универсальный количественный показатель (объем). Реальное выражение такого алиментарного уровня зависит, прежде всего, от характера конкретного состояния нуждаемости, на которое направляется данная выплата, а также функционального назначения пособия.

Пособие относится к той группе видов социально-обеспечительных предоставлений, которые предназначены государством для оказания помощи, поддержки нуждающимся, в отличие от пенсии, направленной на содержание лица, предоставление ему постоянного и основного источника средств к существованию. Пособия также нужно отличать от доплат и надбавок к пенсиям, которые, имея дополнительный характер, тем не менее, не отделяются от пенсионной выплаты и составляют ее структуру.

Согласно ст. 39 Конституции РФ[5] социальные пособия, как и пенсии, устанавливаются законом. Денежные пособия являются одним из значимых по своему объему видов социального обеспечения.


Соответственно, социально-обеспечительное пособие можно определить в самом общем виде как денежную выплату алиментарного характера, предоставляемую в целях оказания помощи нуждающемуся лицу по основаниям, на условиях, в размерах и в порядке, определенных законодательством[6].

1.2. Признаки и виды государственных пособий гражданам, имеющим детей

Для государственных пособий гражданам, имеющим детей характерно наличие определенных особенностей, которые отличают их от других видов социального обеспечения.

В литературе[7] выделяются следующие специфические признаки, присущие пособиям:

1) являются денежными выплатами гражданам в установленных законом случаях и размерах;

2) являются помощью, временно заменяющей оплату труда либо дополняющей основные источники средств к существованию;

3) выплачиваются из нескольких источников;

4) различаются в зависимости от целевого назначения, оснований предоставления, способов определения их размера, периодичности их выплаты;

5) размер рассчитывается исходя из индивидуального заработка, либо в твердом размере[8].

В ст. 3 Федерального закона № 81-ФЗ граждане, имеющие детей имеют право на получение следующих пособий:

1) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

2) единовременное пособие при рождении ребенка;

3) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

4) пособие на ребенка;

5) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

6) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

7) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

8) пособие по беременности и родам.

С 1 января 2018 года стала действовать новая программа пособий на первого и второго ребенка, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[9].


В соответствии с указанной программой при рождении первого ребенка с 1 января 2018 года выплачивается новое ежемесячное пособие в размере установленного в регионе прожиточного минимума для детей (в среднем по России в 2018 году составит около 10500 рублей). Новая ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) будет полагаться нуждающимся семьям до достижения 1.5 лет. Аналогичная выплата с 2018 года законом предусмотрена и при рождении второго ребенка — только уже за счет средств материнского капитала.

В качестве критерия нуждаемости семьи для получения новой выплаты будет выступать среднедушевой доход семьи — он не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума, установленную в соответствующем регионе для трудоспособного населения.

Таким образом, действующим законодательством предусматриваются различные виды государственных пособий, которые могут быть предоставлены гражданам, имеющим детей. При этом, возможность их получения определяется в каждом случае индивидуально с учетом критериев, установленных законодателем. Тем самым, государство, предоставляя страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию гражданам, имеющим детей, защищает от возможных неправомерных обращений лиц, которые на данное обеспечение не вправе претендовать.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ НА ДЕТЕЙ

2.1. Категории граждан, имеющих право на получение социальных пособий на детей

Традиционно в российской правовой системе право на получение пособий закреплено не за детьми, а за лицами, имеющими право в силу закона представлять их права и законные интересы[10].

В ст. 6 Федерального закона Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определены лица, имеющие право на получение пособия по беременности и родам.

В 2018 году единовременное пособие по беременности и родам предоставляется на период рождения ребенка женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию (по месту работы или службы) и не выплачивается неработающим женщинам (за исключением официально признанных безработными в течение года после увольнения при ликвидации организации).