Файл: Игра как метод воспитания (Наиболее важные функции игры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игру можно рассматривать и как своеобразную прелюдию, предварительную тренировку перед серьезной и ответственной учебной работой на уроке или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую педагогу тему урока. Порождаемые игровой деятельностью положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах физической работы.

Благотворно действуя на нервную систему учащихся, игра весьма специфично, а главное свободно, ненасильственно и более эффективно, воспитывает интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели, побуждает полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки.

Основное содержание программы физической культуры составляют жизненно важные двигательные упражнения, общеразвивающие и прикладные. В программу физической культуры включены спортивные игры - баскетбол, волейбол, пользующиеся большой популярностью среди учащихся, а также отдельные подвижные игры. Все эти игры направлены на физическое совершенствование подростка, на развитие двигательной системы, приспособленности к меняющимся жизненным обстоятельствам, закаленности не только физической, но и психологической. С одной стороны они развивают человека физически за счет жизненных состояний человеческого организма, а с другой - раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности. [2]

Применяемые на уроках подвижные и спортивные игры помогают овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, а так же формированию правильной осанки.

Играя в планомерно подобранные учителем подвижные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в единоборствах и командных состязаниях.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. [16]


Если на уроке происходит решение задач на развитие силы, то в него включаются игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и т.д.), с различными двигательными операциями с доступными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, подъемы спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнерам по команде).

Для развития быстроты подбираются игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости необходимо используются игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров, физической сноровки и тактической изворотливости, умения своевременно и эффективно использовать те редкие благоприятные ситуации, которые неожиданно и непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

Для развития выносливости применяются игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.

В рамках запланированных учителем задач урока помогающие их решению подвижные и спортивные игры используются в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания путем комплексного применения, вместе с общеразвивающими и специальными упражнениями.

При планировании подвижных и спортивных игр обязательно учитывается общая нагрузка урока и, соответственно, определяется их основная цель и место среди других упражнений и учебных заданий. Трудность применяемых на уроках игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должна быть доступной занимающимся и возрастать постепенно.

В процессе проведения подвижных и спортивных игр серьезное внимание уделяется строгому соблюдению общепринятых на уроках физической культуры норм и правил техники безопасности учащихся и окружающих лиц, особенно при метаниях различных предметов (гранат, мячей и т.п.); преодолении сложных препятствий в спортивном зале или на спортивной площадке; движения в сочетании с разными упражнениями на высоком бревне, узкой либо качающейся доске или иной приподнятой опоре;


скоростном лазании по канату; прыжках с высоты в глубину и так далее.

Творчески трансформируя и целенаправленно развивая, применительно к новым программным требованиям и специфическим условиям урочных занятий в средней школе, двигательное содержание и идейную направленность как довольно распространенных в физическом воспитании, так и мало известных или совершенно новых подвижных игр для детско-юношеского возраста, разработан комплекс вспомогательных и подводящих игр для уроков физической культуры в V-VII классах. Кроме того, при планировании уроков физической культуры используется региональный компонент по здоровьесберегающим технологиям, то есть применяются казачьи подвижные игры. Гармонично укладываясь в русло общих программных требований физического воспитания в общеобразовательной школе, эти игры одновременно облегчают и конкретизируют пути их практической реализации, преследуют цели стимулированного избирательного развития наиболее важной в данных конкретных условиях группы физических и психических качеств, умений и навыков, обеспечивающих более успешное выполнение запланированных на данном уроке основных учебных заданий.

Необходимый подбор вспомогательных и подводящих игр для повышения эффективности того или иного урока в каждом классе учитель физической культуры осуществляет свободно и самостоятельно, исходя из профессионально спланированных конкретных задач уроков, условий их проведения и уровня подготовленности занимающихся. Эффективно решать задачи, в каком классе, с учащимися какого - то возраста наиболее целесообразно применить ту или иную игру.

Предлагаемые игры составлены таким образом, что их практическое проведение в ходе урока не требовала длительной организационно-подготовительной работы. При организации и проведении игр учитываются идейность, научность и плановость использования игр, направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Руководящая, или направляющая, роль при проведении игр должна принадлежать непосредственно самому учителю.

Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. [9]

Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры зависит от руководства ею. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества. Влияние игр на занимающихся зависит: во - первых, от содержания (сюжет, двигательные действия, правила игры); во - вторых, от методических приемов, с помощью которых ученик овладевает играми; в - третьих, от способов их организации. О том, что игры сами по себе не всегда имеют положительное воспитательное значение. С приобретением в игре более совершенных навыков и умений у учащихся возникают новые интересы и потребности. Игры становятся более содержательными, дети приобретают новые навыки в технике и тактике игры.


Содержание игр зависит также от жизненного опыта учащихся, от приобретенных ими знаний и навыков дома, в детском саду, в школе. Поэтому у учащихся разного возраста, разного развития, игры различны, как по содержанию, так и по способам их проведения. Физическое воспитание ребенка в желаемом направлении с помощью игр и других видов физических упражнений возможно только при целенаправленном и регулярном педагогическом руководстве.

2.2 Основные задачи учителя, как руководителя игры.

Учитель обязан быть организатором игры и воспитателем детей в процессе ее проведении. Используя игру, учитель должен:

укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физически гармоничному развитию личности;

содействовать овладению жизненно необходимых двигательных навыков, умений и совершенствовать их в процессе игровой деятельности; воспитывать у учащихся положительные моральные, волевые и физические качества; прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Учитель должен определить основные воспитательные и образовательные задачи, которые он намечает при проведении той или иной игры (например, совершенствование навыков бросания и ловли мяча, метания в цель, закрепление навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, воспитание у учащихся смелости, согласованности действий, коллективизма, воспитание нaвыков ориентироваться на местности и т.п.).

Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности. Проводя игру, учитель должен объяснить ученикам ее содержание и задачи, а также правила поведения. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать ее; при этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры.

Нaдо приучaть учеников сознательно относиться к своим действиям и поступкaм в игре, научить их разбираться в собственных успехaх и ошибках, aнaлизировать поведение и действие товарищей.

Последовательность прохождения игр должнa быть спланирована. При планировании необходимо учитывать зaдачи физического воспитания детей определенного возраста, их физическую подготовленность, а также постепенность накопления навыков и знаний. Игры для уроков физической культуры планируются в соответствии с программой физического воспитания общеобразовательных школ МБОУ «Вешенская СОШ». Игры должны соответствовать подготовленности учaщихся. Каждая игра должна быть такой трудности, чтобы ее участник, приложивший достаточно усилий, мог преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Игра, в которой ученики не преодолевают трудностей, не прилагают усилий, не заинтересует учащихся и не имеет педагогической ценности, так как не развивает волевых качеств и способностей учащихся.


Учитель обязан подбирать полезные и интересные игры в воспитательных и образовательных целях и передавать свой опыт другим. Для этого учителю необходимо: постоянно изучать игры детей и использовать лучшие из них; обогащать методические приемы, анализируя свою практику и практику других учителей, изучать методическую литературу по игре.

2.3 Подведение итогов игры.

Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение. По окончании игры учитель должен объявить ее результаты. Для этого учитель создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у помощников и счетчиков очков и громко объявляет результаты. Учащиеся, которые имеют медицинские справки об освобождении от уроков физической культуры или имеют ограничения по состоянию здоровья, привлекаются для проведения игр в качестве судей или помощников учителя. Ни в коем случае нельзя допускать пререкания и споров с учащимися. Решение учителя обязательны для всех. При определении результата игры надо не только учитывать быстроту, но и качество выполнения того или иного задания, о чем учащиеся должны быть предупреждены заранее перед игрой. Объявлять результат игры надо лаконично, никому не делая скидок, чтобы приучать детей к правильной оценке игровых действий. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ученика игрой усиливает физиологическое состояние организма. [14]

2.4 Разбор игры.

При объявлении результатов проводится разбор игры, указываются ошибки, допущенные учащимися в технико – тактических приемах и действиях. Учащимся среднего школьного возраста при разборе игры полезно указывать как на положительные, так и на отрицательные стороны в развитии игры. Необходимо отмечать учащихся, которые хорошо играли, соблюдали правила игры и проявляли творческую инициативу.

При разборе игры, лучше дополнительно усваивают учащиеся правила, уточняются отдельные детали игры, улаживаются отдельные конфликты. Разбор игры помогает учителю выяснить, насколько усвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем.

К разбору игр активно привлекаются учащиеся. Это способствует развитию у учеников наблюдательных способностей, приучает их критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения и усиливает интерес к дальнейшему совершенствованию.