Файл: Игра как метод воспитания (Наиболее важные функции игры).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Виды игр и правила использования их на уроках физической культуры
1.1 Общая характеристика видов игр
1.4. Условия использования игры как воспитательного средства на уроке физической культуры
Глава 2. Игра как метод воспитания на уроках физической культуры.
2.1 Анализ педагогической деятельности учителя.
Психологическая функция состоит в развитии творческих способностей, наглядно – образного и логического мышления детей. Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её включали в учебный процесс, ибо она хранит и передаёт по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений.
Для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить интерес к учебным занятиям, мобилизовать внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать деятельность через игры. Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется обратить на вид игр, ориентированный на обучение.
1.3. Требования игр
Игра должна соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Игра должна содействовать сплочению коллектива.
Иметь познавательное значение.
Активизировать общественную деятельность учащихся.
Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
Создавать условия для детского творчества.
При проведении игры учителю необходимо помнить, что игра должна исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила – выполнить, которые нелегко. Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора.
Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья («Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.
Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.
Таким образом, какая бы игра не проводилась, мы должны помнить – педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной области знаний.
Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.
Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка. Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.
Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.
Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта, биологического фонда.
1.4. Условия использования игры как воспитательного средства на уроке физической культуры
Любое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А. Коменский в «Законах хорошо организованной школы». [6] Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:
1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению
духа.
3. Игра не должна создавать опасность для жизни, здоровья и приличия.
4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
6. Игры должны проходить под наблюдением учителя.
Известный советский педагог А.С. Макаренко считал, что правильно организованные игры способствуют воспитанию детей и подростков. По его мнению, игры - средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитываются активность, инициатива, чувство коллективизма. [11]
При строгом соблюдении и выполнении этих условий игра становится серьезным делом, то есть развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.
Украшением игры, по Я. Коменскому, являются:
- подвижность тела;
- жизнерадостность духа;
- порядок;
- игра с толком и по правилам;
- победа доблестью, а не хитростью.[11] Пороками же в игре являются ленивость, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей.
Ю.В. Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;
-удовольствие от контактов с партнерами по игре;
- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных
их разрешений в ходе игры;
- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;
- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;
- если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль. [4]
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.
В играх могут быть реализованы следующие потребности учащихся:
- наличие собственной деятельности;
- творчество;
- общение;
- потребность в ином;
- власть;
- самоопределение через пробы деятельностей;
- самоопределение через ролевое экспериментирование.
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать требования, которые преподаватель, учитель обязательно должен учитывать при организации уроков физической культуры:
1. Не навязывание игры, а вовлечение в нее учащихся.
2. Ученики должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
4. В игре учащиеся должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
6. Игра должна положительно воздействовать на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и рационально - физической сфер ее участников.
7. При организации игры необходимо обеспечивать каждому учащемуся
возможность проявления инициативы.
8. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать
учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с
соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в
установлении связи содержания игры с содержанием практической
жизненной деятельности или с содержанием учебного курса.
Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие требования. Для отдельных видов игр формулируются свои принципы и для каждой игры разрабатываются свои правила.
9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).
10. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).
Глава 2. Игра как метод воспитания на уроках физической культуры.
2.1 Анализ педагогической деятельности учителя.
Анализируя опыт своей педагогической деятельности, в качестве учителя физической культуры МБОУ «Вешенская СОШ», пришла к выводу, что всем школьникам гораздо больше нравится играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. Отсюда следует вывод, что творчески мыслящему учителю физической культуры грех не воспользоваться этой неистребимой человеческой склонностью к игровой деятельности в благих профессиональных целях, грамотно и умело включая ситуационно подходящие подвижные и спортивные игры в свои уроки.
Вспоминая, как играющие учащиеся бывают, счастливы, изобретательны, неутомимы, как, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление необыкновенной смелости, смекалки, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других физических качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности ребенка. При этом подвижные и спортивные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.
В моей педагогической деятельности большинство уроков направлены на воспитание чувства патриотизма через подвижные игры, уважение к другим народам, проживающих на территории нашего государства и за пределами его, возрождение казачьих народных традиционных игр среди детей, укрепление физического и нравственного здоровья школьников, формирование правильной осанки, развитие скоростных и координационных качеств, привитие любви к подвижным играм.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Использование соревновательно - игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала.
Соревновательно - игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Использование соревновательно - игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка делится на общую и специальную.
Методические приемы дают положительный и эффективный результат в тех случаях, если учитель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности.
Народные, национальные казачьи подвижные игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики. В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.