Файл: Понятие и признаки государства (комплексный анализ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Основные признаки правового государства

Нередко современное государство отождествляется с государством правовым. Можно сказать, что это наиболее частая интерпретация данного понятия.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Главным признаком правового государства является верховенство права во всех сферах жизни общества. Однако, в странах, находящихся в стадии перехода от неправового государства к правовому, возникает вероятность в расхождении легальности и легитимности нормативно-правовых актов. Немаловажными признаками правового государства являются система разделения властей и логично вытекающая из неѐ система сдержек и противовесов.

Концепцию разделения властей предложил правовед и философ Шарль Де Монтескье, в работе «О духе законов» он выдвинул свою знаменитую доктрину, считая, что для обеспечения свободы недостаточно одного разделения власти между несколькими органами[17].

Необходимо, чтобы эти органы находились в таком взаимном равновесии и взаимодействии, которое американские конституционалисты назовут «принципом сдержек и противовесов».

Поэтому главное в теории Монтескье – независимость ветвей власти, их конструктивное взаимодействие и возможность сдерживать стремление друг друга к захвату всей полноты власти.

Однако, анализ положений ныне действующих Конституций ряда стран, провозгласивших себя государствами правовыми, позволяет выделить ряд противоречий и проблемных моментов в сфере взаимодействия, возможности взаимовлияния и сдерживания ветвей власти.

Гражданское общество, как признак правового государства, выступает исторической предпосылкой его становления, считает ряд ученых. Тем не менее, построение подлинного гражданского общества, высококачественного и прогрессивного, невозможно вне границ правового государства, т.е. взаимозависимость обозначенных явлений безусловна.

Для государств современного мира, вступивших на тропу становления правового государства, само явление правового государства на сегодняшний день является скорее не достигнутым результатом, а целью.

Рассмотрим основные признаки правового государства. Правовому государству, как необходимому условию гражданского общества, присущи следующие принципы его деятельности[18]:


1. Принцип верховенства права. Этот правовой принцип содержательно включает в себя:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций примата права, закона; минимизируется влияние на общественные отношения со стороны внеправовых явлений;

б) слияние общечеловеческих морально-нравственных ценностей (разумность, справедливость и прочие) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой); достижение наиболее полного их слияния под эгидой правовой нормы;

в) необходимость полного и ясного правового обоснования всех решений государственных и общественных органов, что позволит сократить возможности для властного произвола;

г) в рамках правовой системы наличие в государстве системы права и системы законодательства.

2. Принцип правовой защиты человека и гражданина.

Этот принцип лежит в основе абсолютно всех взаимоотношений гражданина с государством в лице его уполномоченных органов, а также в отношениях с негосударственными общественными образованиями, другими гражданами в рамках правоотношений в самых разных сферах общественных отношений. Константный характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, которое возникло по существу из стремления человека сохранить, защитить свою жизнь, свои права и свободы. Абсолютность этого принципа заключается в том, что все взаимоотношения индивида и объединений индивидов с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться исключительно на правовой основе. Если такие отношения выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым нарушением прав, свобод и законных интересов человека, игнорированием его нужд со стороны государства.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки, к которым относятся[19]:

1) Равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина (данный признак может раскрывать в готовности государства признавать ошибки и нарушения в деятельности своих органов и возмещать вред, причиненный такими нарушениями).

2) Специальный тип правового регулирования, отражающий основные направления деятельности государства.

3) Устойчивый политико-правовой статус человека и комплекс юридических гарантий его осуществления.


3. Принцип правового закона. В настоящем правовом государстве любой акт власти должен не только соответствовать внешним требованиям, но и по своему содержанию частью быть правовым. Это означает, что он обязан отражать естественную природу права, соответствовать международным нормам о правах человека, быть принятым уполномоченным органом государственной власти, в установленном законом порядке.

4. Принцип правового разделения власти. Обыкновенно в юридической науке концепция разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную воспринимается не как дележ власти и не как банальное разграничение полномочий, а как создание системы сдержек и противовесов, которые будут способствовать качественному исполнению своих обязанностей каждой ветвью власти. Однако при этом каждая власть должна удерживать две другие от внеправового, незаконного поведения, используя всю полноту своих правовых возможностей.

5. Наличие «верховной» функции государства.

«Верховной» функцией правового государства в юридической науке принято называть функцию, которая, по мнению многих правоведов, является базовой, основной, является ядром всей «правовой» сущности правового государства. Верховной, по мнению ведущих исследователей феномена правового государства, называется функция по обеспечению реальной правовой защиты свобод и законных интересов человека и гражданина[20].

Именно эта функция определяет существо всей деятельности «государственной машины». Однако наличие столь сложной системы ограничений, сдержек и противовесов в правовом государстве отнюдь не являются препятствием для здорового развития гражданского общества, общественных отношений и государства. Только правовое государство, способное нести ответственность перед гражданским обществом и обеспечивать качественное исполнение верховной функции государства, может рассчитывать на стабильный рост и уверенное развитие, на доверие со стороны гражданского общества и процветание.

Из представленных классификаций видно, что признаки гражданского общества и правового государства совпадают почти полностью или обуславливают, органично дополняют друг друга.

В связи с этим приходим к выводу, что гражданское общество и правовое государство как политико-правовые явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, нами были определены сущность понятия гражданского общества и система его основных признаков, сущность и система признаков правового государства.


Получается, отождествление правового и современного государств, становится сомнительным.

Рассмотрев признаки правового государства и реалии их существования в странах современного мира, отметим, что полное отождествление правового и современного государства не представляется возможным, также на сегодняшний день существования чистой законченной формы правового государства нет.

Более того, рассмотрение современного государства лишь через призму организации политической власти также является неполным.

2.3. Понятие современного государства с точки зрения теории модернизации

Следующий подход к пониманию современного государства связан с теорией модернизации, в которой выделялось два направления: консервативное и либеральное.

Сторонники либеральной теории рассматривали процесс модернизации как переход от традиционного общества к обществу современному и отождествляли этот переход с «вестернизацией».

Согласно либеральной теории модернизации, все государства развиваются по универсальной и единой схеме, и логичным итогом становления современного государства станут: рыночная экономика, развитие информационных технологий, открытое общество, демократия, плюрализм, свобода самовыражения и пр.

Данная теория столкнулась с критикой со стороны научного сообщества, в том числе, со стороны представителей консервативного направления теории модернизации, которые указывали на несоответствие характера и направленности процессов развития национальным и историческим особенностям развивающихся стран, в том числе стран СНГ.

По мнению доктора исторических наук Б.И. Марушкина, марксистскому положению о закономерной смене общественно-экономических формаций противопоставлялось положение об альтернативности итогов и результатов развития одного и того же общественного строя в разных странах (что противоречит историческому опыту развития государств мира, как считал ученый), и на этом положении во многом основывается теория модернизации[21].

Итак, проанализировав взгляды на понимание современного государства, становится ясно, что во всех рассмотренных нами теориях идеального современного государства присутствует одна доминирующая идея, которая приравнивает современное государство к государству развитому.


Стоит отметить, что при развитости гражданского общества политическая система государства может быть основана только на демократических ценностях и не может являться тоталитарной либо иной другой.

В современных развитых государствах подавляющая часть ВВП приходится на сферу услуг (от 70 до 82%); обеспечен высокий общий уровень дохода на душу населения; к категории бедных относится не более 10-15% населения (при этом, критерий бедности является весьма условным, если сравнивать экономически развитые страны и государства с отстающей экономикой); в таких странах проживает около 15% населения мира – около 1 млрд. человек.

На этих данных сформировалась так называемая концепция «золотого миллиарда», согласно которой ресурсов Земли хватит для обеспеченной жизни только этого количества людей.

Исходя из вышеизложенного, стоит сделать вывод о том, что термин современное государство, на данный момент, не имеет конкретного определения, а значит, не может обладать признаками, в полной мере соответствующими указанному понятию.

Однако, обобщив взгляды на данное определение в науке, становится ясно, что рассматривать его можно со стороны разных критериев: от временного, до количественного (концепция «золотого миллиарда»). Из приведенного анализа полагаем уместным сформулировать следующее определение:

современное государство – государство, существующее в текущем временном промежутке, являющееся логичным и наиболее приближенным к существующему на данном этапе развития общества эталону института государства или стремящемуся достичь этого стандарта, обладающее всеми особенностями признаков, относящихся к идентификации государства в его классическом понимании, и характеризующееся развитостью гражданского сознания общества, социальных, правовых институтов государства, т.е. высокой степенью вовлеченности в систему континуальных дипломатических связей, а также высокоразвитой экономикой (что подразумевает стремление к увеличению высокоспециализированных видов деятельности, в том числе в научно-технической и информационной сфере, поддержке высокоинтеллектуальных технологий).

2.4. Проблематика «спорных государств», их признаков

В мире насчитывается несколько десятков государственных образований с оспаривающимся политическим статусом. Территории с подобным статусом представляют сегодня большой интерес для научных исследований, так как модель их государственного устройства ранее подробно не исследовалась.