Файл: Понятие и признаки государства (комплексный анализ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для понимания природы данного явления в первую очередь необходимо четко определить весь набор характеристик, присущих состоявшемуся или признанному государству, раскрыть понятие «спорного государства», устойчивые признаки данной группы государств и т. д.

Спорные и непризнанные государства - это государства, как правило, обладающие всеми основными (минимальными) признаками государства при отсутствии признания мировым сообществом или его частью[22].

Само название указывает на проблемы существования такого государства на мировой политической арене, в международно-правовых и политических отношениях.

Историческим условием, способствующим появлению «спорных» и непризнанных государств, являлась возможность реализации права наций на самоопределение в условиях распада государства или дискриминации конкретного народа внутри страны. Такая возможность существенно ограничивается международными нормативно-правовыми актами и применяется в исключительных случаях.

В настоящее время «полностью непризнанных государств» практически не существует, все они имеют ряд политико-экономических и культурных связей с теми или иными полноправными субъектами международного права. Как правило, у каждого «спорного государства» имеется свой «патрон», то есть признанное устоявшееся государство, входящее в состав ООН, влияющее на его дальнейшее существование и использующее «спорное государство» в своих международных интересах.

Таким образом, это не временное явление, которое исчезнет само собой, и игнорирование этих государств было бы ошибкой с научной и практической точек зрения.

Резюмируя все вышесказанное, разумно будет привести различные понятия термина «спорное государство», существующие в научных источниках на сегодняшний день: например, З. В. Силаева определяет термин «спорное государство» следующим образом: «территориальные образования, лишенные международной правосубъектности, но обладающие другими базовыми признаками государственности и разной степенью состоятельности»[23].

А.А. Сербина пишет, что «непризнанное государство - это государственное образование, обладающее такими атрибутами независимости, как собственная конституция, правительство, вооруженные силы, органы госбезопасности, таможенные и пограничные службы. Политические и экономические структуры таких государств часто существуют в условиях изоляции, к которой приходится приспосабливаться»[24].


А. Большаков определяет данный термин следующим образом: «государственное образование полностью или частично лишенное международного признания, но обладающее всеми другими признаками государственности»[25].

Другие исследователи, например Г. Вельяминов, основное внимание уделяют международному признанию таких государственных образований, рассмотрению вопросов легитимности международного признания[26].

С опорой на уже существующие в научных источниках определения данной категории дадим собственное краткое определение «спорного государства»: «спорное государство» - это государство, обладающее большинством признаков государственности и не получившее признания со стороны определенной группы субъектов международного права. Дабы подтвердить данное определение, подробно рассмотрим признаки современных государств в их сравнении с признаками спорных государств.

Как уже отмечалось, «спорные государства» - это политико-территориальные образования, обладающие в большинстве случаев основными признаками государственности.

Выделим признаки данных государств. Прежде всего, обратимся к «Конвенции Монтевидео», которая в настоящее время является одним из немногих международных документов, перечисляющих признаки, определяющие правосубъектность государства. Согласно Конвенции, основными критериями признания «спорных государств» являются наличие у них постоянного населения, определенной территории, собственного правительства и способность вступать в отношения с другими государствами.

Таким образом, в самом упрощенном виде важнейшими, основополагающими признаками государства являются народ, публичная власть и территория.

Немного расширив и конкретизировав признаки государства, можно согласиться с теми учеными, которые в качестве основных признаков выделяют: наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны; систему взимания налогов, податей, займов; территориальное деление населения; существование права; монополию на правотворчество; монополию на легальное применение силы, физического принуждения; устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории; обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики; монополию на официальное представительство всего общества; суверенитет.

Таким образом, представляется, что «спорные государства» обладают базовыми принципами государственности: территорией и территориальной организацией, населением, суверенной публичной властью. Наличие подобных признаков позволяет говорить о фактическом существовании спорных государств и их дееспособности, но не правоспособности, так как «спорные государства» не принимают полноценного участия в международных отношениях. Все остальные признаки либо исходят от основных, либо не являются обязательными даже для признанных государств: например, отсутствие собственных вооруженных сил у Коста-Рики; отсутствие собственной валюты у бывших французских колоний Западной и Центральной Африки или развитой системы государственного управления во многих государствах тропической Африки. Однако эти признаки вторичны и не являются образующими для государств, иными словами, государство не может обойтись без территории, населения и публичной власти, причем как «спорное государство», так и признанное всеми акторами международного права государство, без всех остальных признаков и те и иные государства вполне могут обойтись.


Стоит отдельно сказать и о таком выделяемом признаке спорных государств, как «слабость». Как в отечественных, так и в зарубежных научных кругах применительно к «спорным государствам» устоялись термины «слабые», «неудавшиеся», «гибнущие», «рухнувшие», «хрупкие», «поврежденные», «редуцированные» государства.

Представляется, что определение «спорных» государств исключительно как неудавшихся и слабых весьма спорно и требует переосмысления, ведь, как уже было сказано, некоторые из них по многим показателям превосходят признанные государства. Появление подобного рода терминов в определении «спорных» государств Ю.В. Дунаева связывает с наследием «холодной войны», когда изучение основывалось только на применении концептов слабости или несостоятельности, зависимости и краха государств. Американские авторы утверждали, что несостоявшиеся - слабые - государства представляют угрозу международной безопасности, «экспортируя политическую нестабильность» на сопредельные территории. Для их «ликвидации» ученые занимались разработкой теорий развития и модернизации, которые в дальнейшем в течение долгого времени оказывали определенное влияние на политические процессы в этих странах. Между тем несостоятельность и слабость - категории, которые могут быть отнесены как к «спорным» и «непризнанным» государствам, так и к устоявшимся, «признанным» государствам[27]. Представляется необходимым изменение понимания «спорного государства». От существующей доминирующей трактовки такого государства как слабого и несостоявшегося необходимо отойти в сторону признания такого государства как обладающего особенностями формы организации государственной власти.

Таким образом, резюмируя все вышесказанное о признаках спорных государств, можно утверждать, что «спорные» государства обладают следующими основными, неотъемлемыми признаками:

-наличие определенной территории и территориальной организации; наличие постоянного населения;

- обладание суверенной публичной властью на подконтрольной территории;

- существование территориального конфликта и территориальных претензий к государству-метрополии;

- отсутствие международного признания;

- поддержка «патрона».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоги исследования позволяют автору сформулировать следующие выводы:

1. Ретроспективный анализ позволил прийти к выводу о том, что множество определений понятия государства и его признаков может быть сведено к двум основным подходам.


Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие – институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им.

При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля – счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории – небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений – обеспечение индивидуальных прав и свобод).

При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников общесоциального подхода.

2. Автор настоящего исследования установил, что середина ХХ века ознаменовалась появлением ряда теорий, исследующих сущность государства.

Среди наиболее значимых можно назвать такие, как теория элит; технократическая теория; теория плюралистической демократии; теория всеобщего благоденствия; теория правового государства; теория технократического государства; теория конвергенции.

Каждая из которых по разному трактовала понятие государства и соответственно его признаки.

3.Современная теория государства и права предлагает широкое толкование понятия «государство», определяя его как «политическую организацию общества, обеспечивающую его единство и целостность, осуществляющую посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающую праву общеобязательное значение, гарантирующую права и свободы граждан, законность и правопорядок».

Тем не менее в вопросе определения признаков государства, как представляется, стоит придерживаться более узкого подхода и конкретизировать внимание на основных признаках государства: территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница); население; публичный характер власти; принудительный характер власти; суверенный характер власти.

4. В курсовой работе автор поднимает проблему «спорных», «непризнанных» государств.

Предлагая сформулировать следующую дефиницию:

«спорное государство» - это государство, обладающее большинством признаков государственности и не получившее признания со стороны определенной группы субъектов международного права.

Предлагает выделить их следующие признаки:


-наличие определенной территории и территориальной организации; наличие постоянного населения;

- обладание суверенной публичной властью на подконтрольной территории;

- существование территориального конфликта и территориальных претензий к государству-метрополии;

- отсутствие международного признания;

-поддержка «патрона».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Балакирева П.О., Офицеров-Бельский Д.В. Гражданское общество и правовое государство // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: sibac.info/archive/social/11.pdf (дата обращения: 09.08.2018)
  2. Бойкова У.И., Тимонин Н.А. Современное государство: основные трактовки понятия // Наука и образование: новое время. - 2018. - № 1 (24). - С. 171-177.
  3. Бондаренко Д.М. Государство как феномен социальной истории: сущность и отличительные признаки // Историческая психология и социология истории. - 2014. - Т. 7. - № 2. - С. 164-188.
  4. Верещагина А.В., Довбыш А.В. Идейно-теоретическая эволюция взглядов В.И. Ленина на форму государства в контексте первых этапов становления советской государственности // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2017. - Т. 9. - № 4 (39). - С. 282-298.
  5. Гоббс Томас. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // История политических и правовых учений. Ч. 1: Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия. / Под ред. В.В. Ячевского. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2000. – С. 372-380.
  6. Евлампиев А.О. Светское государство: понятие, признаки, отличительные особенности, реализация в современном мире // Студенческий. - 2018. - № 10-6 (30). - С. 9-11.
  7. Елизаров М.В. О признаках, отличающих современное государство // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2015. - № 7-3. - С. 109-112.
  8. Калинина Е.А. Государство и его признаки. В сборнике: Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства / Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - 2016. - С. 14-16.
  9. Кант И. Сочинения. Т. 6. – М.: Чоро, 1994. – 934 с.
  10. Климик В.С. Государство: проблемы понятия, признаков, социальной природы. В сборнике: Фестиваль права / Сборник трудов 4-й Всероссийской научной молодежной конференции: в 2 частях. Под ред. М. С. Трофимова. - 2016. - С. 26-28.
  11. Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия. Сборник статей Всероссийской научно-просветительской конференции с международным участием, 6–10 октября 2017 г. /Под ред. А.А. Зайцев. КРПОО «Знание», филиал СПб ИВЭСЭП в г. Краснодаре, КубГУ. - Краснодар: Традиция. - 2017. - С. 165 - 167.
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. 2-е изд. - М., 1965. Т. 37. – 1056 с.
  13. Монтескье Шарль Луи. О духе законов. – М.: Мысль, 1999. – 521 с.
  14. Морозов И.К., Лабазанов А.Д., Ахвердиев Э.А. Проблема понятийно - категориального аппарата при определении и классификации «спорных государств». В сборнике: Современное состояние и перспективы развития российского и международного законодательства / Сборник статей международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 135-137.
  15. Натуев В.Е. Содержание понятия «правовое государство» // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. - 2017. - Т. 2. - № 2. - С. 15-19.
  16. Омаров Б.М. О сущности государства в философии права Г.В.Ф. Гегеля // Философия права. – 2011. – № 1. – С. 29-31.
  17. Павлов С.Ю. Сущность государства в различных государственно-правовых теориях. В сборнике: Теория и практика современной юридической науки сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 9-12.
  18. Петрова С.В., Борисов А.А. Непризнанные государства: особенности правового статуса. В сборнике: Проблемы развития российской правовой системы материалы ХII Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 29-36.
  19. Сербина А. А. Проблема определения статуса непризнанных государств // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. - 2010. - № 4(47). - С. 86-92. 
  20. Силаева З. В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 7-1. - С. 134-138. 
  21. Синцов Г.В. Основные признаки и типология федеративных государств // Право и практика. - 2017. - № 2. - С. 10-13.
  22. Сквозников А.Н. Феномен непризнанных и частично признанных государств и особенности их правосубъектности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. -2011. -№ 2. - С. 3-12.
  23. Солдатова А.В., Ветрова А.И. Сущность государства как объект теоретико-правовых исследований // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2017. - № 3-7. - С. 128-130.
  24. Текеева А.М., Клычев Р.А. Понятие и сущность государства как теоретико-правовая проблема // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 5. - № -1. - С. 60-64.
  25. Цицерон Марк Туллий. Диалоги: о государстве; о законах / Под ред. С.Л. Утченко. – М.: Бек, 1994. – 176 с.
  26. Чиркин В.Е. Современное государство: монография. – М.: Международные отношения, 2001. – 835 с.