Файл: Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема исследования актуальна тем, что построение эффективной организационной структуры управления является предметом большой заинтересованности множества руководителей компаний и исследователей бизнес-процессов. Руководству хозяйствующих субъектов необходимо четкое представление структуры производственного процесса, задействованных подразделений и их функциональных элементов, чтобы эффективно решать поставленные задачи. Координация элементов деятельности и взаимодействие между ними обеспечивается структурным подходом к управлению организацией. Он подразумевает применение децентрализации, то есть разделение труда, охват контролем и другие средства для повышения продуктивности производственного процесса.

Тема актуальна также тем, что по указанным выше причинам, вопросы формирование оптимальной организационной управления в современных организациях приобретают особую важность. В освоении новых технологий, продукции и рынков управление является навигатором, которое обеспечивается путем взаимосвязи ресурсов, целей и оценки итогов.

Вопросы организационной структуры тесно связаны с изменениями в организации. Если не будут проводиться мероприятия по усовершенствованию работы внутренней организационной среды (структуры управления, людей, технологий и материальных ресурсов), которые направлены на достижение корпоративных целей, тогда стратегические цели не могут быть реализованы.

Цель курсовой работы – исследование и совершенствование организационной структуры управления на примере ООО «Продсервис».

В рамках поставленной задачи сформулированы следующие цели для исследования:

- раскрыть теоретические основы построения организационных структур управления;

- провести анализ организационной структуры управления ООО «Продсервис»;

- разработать рекомендации по совершенствованию организационно-управленческой структуры ООО «Продсервис».

Объектом исследования данной работы является ООО «Продсервис».

Предметом исследования является организационно-управленческая структура ООО «Продсервис».

В исследовании были применены следующие методы: анализ предмета и проблемы исследования, сравнительный и системный анализ, изучение источников, комплексно-системный подход к исследованию структуры управления и другие.

Информационной базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов: В.А. Баринов, Н.Г. Калинин, Д.Г. Коноков, В.И. Коробко, З.П. Румянцева, В.Л. Семиков, В.Д. Ушаков, А.Г. Тысленко и др., статьи периодических изданий по вопросам оценки конкурентоспособности организаций, а также внутренняя отчетность предприятия.


Структура работы представлена введением, тремя главами основной части, заключением, списком литературы и приложениями.

1. Теоретические основы построения организационной структуры хозяйствующего субъекта

1.1. Понятие и сущность организационной структуры предприятия

Одним из важнейших элементов внутренней среды предприятия является его организационная структура управления. Организационная структура регулирует: распределение задач по отделам и подразделениям предприятия; компетентность отделов и подразделений в решении определенных проблем; общее взаимодействие отделов и подразделений. Организационная структура имеет непосредственное влияние на реализацию стратегии предприятия, его взаимодействие с внешней средой и эффективное решение поставленных задач [13, c. 99].

Результаты анализа научных источников свидетельствуют, что во второй половине ХХ в. ученые были более подробно сосредоточены на исследовании качественных характеристик организационной структуры управления. В то время создавались научно-теоретические основы формирования организационных структур управления, которые отражают тенденцию переноса акцента на комплексный анализ объекта исследования, а также на его качественные и количественные характеристики, что способствовало созданию научно обоснованной методологической базы решения проблем.

Формирование организационной структуры управления предприятием прошло эволюцию своего развития, которую целесообразно рассматривать с ХХ в. до XXI века. За этот период этим занимались такие школы управления, как классическая, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, и сформировались такие подходы, как количественный, процессный, системный, ситуационный, институциональный и инновационный [3, с. 12]. Данные подходы и школы создавали свои технологии формирования организационной структуры управления, совершенствуя существующие. Теоретики менеджмента разрабатывали, совершенствовали задачи, концепции, принципы, создавали новые формы и давали свою трактовку понятию «организационная структура управления предприятием».


Так, А.Г. Тысленко отмечает, что «организационная структура управления является одним из элементов механизма хозяйствования, она отражает процессы производственно-экономического характера и соответствует виду развития предприятия» [17, с. 8].

Организационная структура управления, по мнению В.А. Баринова - это «форма и способ объединения людей для осуществления общей для них производственной и управленческой цели» [3, с. 14].

Д.Г. Коноков придерживается мнения, что «организационная структура управления является формой распределения и кооперирования управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс, направленный на достижение целей менеджмента» [9, с. 10].

Обобщение мнений различных ученых относительно трактовки сущности организационная структура управления позволяет сформировать собственное понимание данного термина.

Таким образом, организационная структура управления предприятием - это система, которая демонстрирует совокупность взаимосвязей и взаимоупорядочивания между должностными лицами и структурными подразделениями предприятия, которая отражает уровни управления, распределение полномочий и ответственности между ними и способствует достижению поставленных целей и реализации задач предприятия. Для построения рациональной организационной структуры управления предприятием необходимо владеть информацией о его величине, численности работников, видах хозяйственной деятельности, стратегических целях и ориентирах, масштабах охвата рынка и тому подобное. Все это влияет на выбор наиболее оптимального вида организационной структуры.

К элементам структуры относятся отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на две группы: горизонтальные и вертикальные.

1.2. Факторы, влияющие на выбор организационной структуры управления

На выбор и использование организационной структуры влияют различные факторы. К наиболее значимым из них относятся: масштаб и характер деятельности организации, ее географическое размещение, цели, стоящие перед организацией, применяемые технологии, численность и квалификация персонала, ценности, которых придерживаются руководители и сотрудники организации, динамизм и интенсивность влияния внешней среды, реализуемая стратегия [11, c. 476].


Масштаб и характер деятельности признаются важнейшими факторами, определяющими контуры и параметры структуры управления. Подходы к построению организационных структур различны в крупных, средних и малых компаниях, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и т.п. Размеры деятельности компании влияют на число уровней иерархии управления, количество подразделений, численность работников управления и др.

Географическое местоположение деятельности компании может привести к необходимости создания региональных подразделений, руководителям которых делегируются определенные права по управлению соответствующими территориями. При этом существуют различные варианты построения организационных структур: региональные отделения могут образовываться в рамках линейно-функциональной структуры либо создается региональная дивизиональная структура или ее модификация — организационная структура на базе существующего предприятия [5, c. 58].

Форма организационного построения зависит от размера компании, количества обслуживаемых ею географических рынков и их удаленности друг от друга, степени сходства или различия условий функционирования организации на различных территориях, проводимой региональной политики и др. [8, c. 167].

Влияние технологических факторов (технологии и способы производства продукции, тип употребляемого оборудования и т.п.) оказывает непосредственное влияние на выбор организационной структуры. Данное влияние обусловлено необходимостью соответствовать общим принципам технологии основной производственно-хозяйственной деятельности организации. При этом организационная структура должна быть сформирована таким образом, чтобы она могла обеспечивать требуемую интенсивность и масштабы нововведений.

При выборе организационной структуры руководству необходимо учитывать философию ведения бизнеса и корпоративные ценности организации, профессионализм сотрудников и их опыт работы. Сами работники организации также воздействуют на выбор организационной структуры. Высококвалифицированный персонал или работники с большим творческим потенциалом предпочитают структуры, предоставляющие им больше самостоятельности, возможности для самовыражения и развития, а малоквалифицированные работники - структуры, обеспечивающие детальное нормирование и регламентацию труда [10, c. 130].

Влияние характеристик внешней среды проявляется в сложности, динамичности и неопределенности факторов макросреды. В стабильных условиях функционирования организации успешно применяют механистические организационные структуры (линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная), отличительными чертами которых являются рациональность, ответственность и иерархичность. Однако присущие им жесткость, невозможность с их помощью управлять процессом изменений делают их неэффективными в условиях растущей сложности и изменчивости внешней среды. Если внешняя среда характеризуется высокой динамичностью и неопределенностью, структура организации должна быть гибкой и адаптивной, способной относительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям. Этими свойствами обладают разновидности органического типа структур - проектные, матричные, программно-целевые и др., ориентированные на ускоренную реализацию сложных программ и проектов [10, c. 131].


Таким образом, перечисленные выше факторы тесно взаимосвязаны и в настоящее время при выборе используемой организационной структуры целесообразно учитывать, как их индивидуальное, так и их комплексное влияние на организацию.

1.3. Классификация организационных структур управления

Организационная структура – это очень сложный процесс, завязанный на стратегии фирмы. Но всё-таки руководители, которые не имеют теоретических знаний в области управления, ищут способы повышения эффективности работы своей фирмы и самые простые изменения, которые проводятся обычно в фирмах – это ликвидация или добавление отдельных отделов, переподчинение обязанностей, наем консультационных фирм со стороны, чтобы лучше понять состояние фирмы и т.д. [12, с. 56].

В зависимости от вида деятельности, от масштаба и многих других факторов, фирмы могут иметь различные типы структур управления. Обязанность руководства выбрать наиболее оптимальную структуру для их вида деятельности. Этот выбор требует серьезной предварительной подготовки [6, c. 121].

Наиболее распространенная классификация организационных структур позволяет выделить линейную, линейно-штабную, функциональную, линейно-функциональную, матричную структуры и др.

В зависимости от длины иерархической цепи выделяют элементарную линейную структуру и линейную иерархию (см. рисунок 1).

Рис. 1. Линейная структура управления [7, c. 18]

Элементарная линейная организационная структура представляет собой простейшую двухуровневую структуру, которая формируется на небольшом предприятии, и предназначена для отделения управления от непосредственного выполнения работы. Она является целесообразной на предприятиях, характеризующихся небольшими масштабами деятельности и работники которых выполняют примерно одинаковые работы (изготавливают один вид продукции или оказывают однотипные услуги, обслуживают один сегмент рынка и т.п.). Линейные организационные структуры имеют небольшое количество исполнителей, ужесточающий ответственность каждого из них за свою работу, и руководителя (как правило, владельца предприятия), который непосредственно заинтересован в конечных результатах работы.

Линейные организационные структуры управления предприятием позволяют быстро принимать решения, своевременно реагировать на изменения внешней среды, обеспечивать неформальные подходы к мотивации и контроля деятельности работников.