Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (подробно).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы: «Принципы построения налоговых систем развитых стран» актуальна, поскольку налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.
В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.
Целью данного исследования является изучение принципов построения налоговых систем развитых стран. Для реализации поставленной цели необходима реализация следующих задач:
- определить происхождение и сущность налогов;
- рассмотреть понятие и признаки налога, взгляды на его роль в современном обществе;
- изучить основные направления предотвращения уклонения от уплаты налогов;
- исследовать особенности налогообложения стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития;
- выявить различия в решении задач оптимизации налоговых систем промышленно развитых стран.
Предметом исследования является сходство и различие в построении налоговых систем развитых стран.
Объектом исследования выступают налоговые системы развитых стран.
При написании работы были использованы научные труды многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых: А.В. Брызгалин, М.В. Васильева, С.В. Загребнев, В.Г. Князев, В.В. Коровкин, И.А. Майбуров, В.Г. Пансков, Л.В. Попова, Д.А. Савин, Н.И. Тургенев, Тютюрюков Н.Н., Е.В. Шередко, Т.Ф. Юткина и др.
В курсовой работе применялись общенаучные методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, системного подхода; экономико-статистические методы сбора и обработки информации и аналитические методы системного анализа. Для обработки информации и сравнения результатов использовался стандартный пакет программ «Microsoft Office».
Структура работы включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
В главе 1 дается налогов и их экономическое содержание, рассматриваются принципы налогообложения, анализируются взгляды различных ученых на роль налога в современном обществе.
В главе 2 делается акцент на основные тенденции развития налоговых систем промышленно развитых стран: указываются основные направления предотвращения уклонения от уплаты налогов, анализируются особенности налогообложения стран, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития, отмечаются различия в решении задач оптимизации налоговых систем промышленно развитых стран.
1. Понятие налогов и их экономическое содержание. Принципы налогообложения
1.1. Происхождение и сущность налогов
Чтобы установить объективное содержание экономической категории «налог», обратимся к истокам налогообложения, причинам и условиям его возникновения.
Налоги появились на очень ранних стадиях развития человеческого общества – еще в рамках первобытнообщинного строя, когда предпосылки для возникновения первых цивилизаций только начали формироваться. Налоги сами стали одной из таких предпосылок. Они имели различные формы, совершенно не похожие на современные, но их основной смысл и экономическое содержание, неизменно сохраняющиеся на протяжении тысячелетий, прослеживаются достаточно отчетливо [5, с. 7].
Древнейшая форма налогов – жертвоприношения богам. Но такими же налогами, но существу, были и участие членов общины в строительстве храмов, ирригационных и оборонительных сооружений, выделение из общинной территории больших пространств земли в пользу храмов и главных должностных лиц и так далее. При всем разнообразии перечисленных форм в них можно обнаружить некое общее начало: обобществление части созданного членами общества прибавочного продукта для использования в интересах общества в целом.
Таким образом, возникновение налогов обусловливалось объективными общественными потребностями, было необходимым условием существования и дальнейшего развития человеческого общества.
Общественное предназначение налогов четко осознавал первый русский налоговед XIX в. Н.И. Тургенев (1789 – 1871) [12, с. 107-274]: «Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают при соединении в общество или при составлении государства». А требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества» [12, с. 107-274].
Обеспечение общественных потребностей и есть основное и главное предназначение налогов. Это их экономическая сущность, которая в той или иной мере прослеживается на протяжении всей истории человеческого общества. Во все времена и во всех странах аккумулируемые за счет налогов средства использовались не только на содержание государства (что само но себе является общественной потребностью), но и на развитие образования и культуры, создание инфраструктуры и другие общественно значимые цели.
Ошибочно мнение, что цель не является признаком налогов и ее указание в определении «налог» излишне: именно целевое назначение составляет сущность и основное содержание налогов. Без него налог превращается в форму произвольного лишения собственника части его собственности. Общественное предназначение налогов предопределяет основные принципы налогообложения и вводит его в конституционные рамки. Определения налога как установленной законом формы изъятия части собственности налогоплательщиков без указания на цели такого изъятия явно недостаточно, поскольку закон может, как использоваться в интересах общества, так и подавлять его [5, с. 8].
В свете изложенного представляется некорректным расхожее утверждение, что налоги порождены государством. Тесная связь между налогами и государством, которая прослеживается на протяжении всей истории цивилизованного общества и которую нельзя отрицать, заключается в другом: государство и налоги произрастают из одного корня – необходимости обеспечения общественных потребностей [4, с. 15-17].
Т.Ф. Юткина отмечает, что с формированием первых государственных образований налоговые формы из разрозненных и случайных постепенно трансформируются в системообразующие элементы, адекватные потребностям той или иной власти. Государство порождает не налоги как таковые, а системное образование – налоговую систему [15, с. 23].
Схематично основные направления эволюции теории налогов представлены на рисунке 1 [5, с. 10].
Рис. 1. Основные теоретические представления о сущности налогов
В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий: при феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения; с расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны [5, с. 9].
Взгляды на сущность налогов менялись в процессе экономических преобразований в мировом сообществе.
1.2. Понятие и признаки налога, взгляды на его роль в современном обществе
На протяжении многих столетий определение самого понятия «налог» строилось на основании различных теорий налогообложения. Теоретики финансовой науки, исследуя проблемы налогообложения, на одно из первых мест всегда ставили именно определение налога [8, с. 8-9].
Однако И.П. Горский считает, что строгую и полную формулировку понятии «налог» дать настолько сложно, насколько и нецелесообразно. Налоговое законодательство ряда стран не пытается формализовать эту сложную категорию, ограничиваясь достаточно общим подходом [5, с. 202].
В науке в широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов, и при этом неизменно подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым; к налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Налога являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, то есть их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность но уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров [5, с. 14-16]. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты но возмещению нанесенного ущерба).
В отдельных определениях налога указывается, что налоги – это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности но уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог» [5, с. 14-16]. В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, оттого, что обязанность но внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.
В других определениях можно встретить указание на то, что налоги – это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность но уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы [5, с. 14-16].
Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в эффективной натуральной платежам форме, а с Определена другой объективные стороны, экологии многие позволит современные построение налоговые налогообложении системы в увеличивается определенных Брызгалин случаях лип допускают перечисленных уплату особенностей налогов распространенным путем ряд предоставления Тайному государству набору товаров политики или просьба услуг.
В рассмотрены экономическом половины смысле Разумеется налоги составленных представляют науке собой формула способ целях перераспределения бюджете новой следующие стоимости – жизни национального реформа дохода, потоков выступают упразднены частью Тема единого оффшорных процесса Зеландия воспроизводства и применял специфической который формой Большое производственных налоговые отношений [5, с. 14-16].
группу Экономическое проверок содержание заключение налогов глобальный выражается Брызгалин во фискальным взаимоотношениях использованию государства и социального хозяйствующих детских субъектов (физических и договорами юридических связанного лип) платить по означающим поводу наложить формирования сами государственных постановлениями финансов. Дополнительные Налоговые экономическое отношения что как достижению часть он финансовых способам отношений Юнити находятся в функции постоянном политического изменении. системам Общая прямых схема всем формирования юридически налогов и настолько сборов XIX представлена основанием на строилось рисунке 2 [5, с. 17].