Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
1.1 Сущность процесса управления
1.2 Понятие организации и холдинговой структуры
1.3. Уровни развития организационного управления, взаимосвязь со структурными моделями организации.
ГЛАВА 2. Построение организационной структуры НАО «Стройка»
2.1 Краткая характеристика деятельности НАО «Стройка»
2.2 Структура НАО «Стройка» во взаимосвязи с процессом управления
ВВЕДЕНИЕ
Управление организацией представляет собой сложное социально-экономическое образование, включающее комплекс структурных подразделений по управлению производством, экономикой, персоналом.
Каждая организация переживает в своем развитии четыре стадии, характеризующие жизненный цикл организации. Это стадия формирования (создания) организации, стадия интенсивного роста, стадия стабилизации и стадия кризиса. На каждом этапе свои особенности структурно-функционального развития организации. Процесс управления организацией тесно связано с вопросами планирования и экономического анализа, а также, безусловно, с организационной структурой, существующей в организации.
Деятельность как предмет управления это по сути то, что подлежит организации в систему функционирования и /или развития на основе совокупности фиксированных принципов. Такая деятельность может и должна быть предметом исследований, анализа.
Следует учитывать, что чем ниже ранг организации, тем, как правило, конкретней и уже стоящие перед ней задачи и поэтому тем определенней могут быть сформулированы ее цели. Перед организациями более высоких иерархических уровней обычно стоят более широкие, долговременные и зачастую не имеющие известного алгоритма решения проблемы.
Таким образом, организационные предпосылки и принципы структуры организации непосредственно взаимосвязаны с процессом управления в организации и тема исследования взаимосвязи структуры организации и процесса управления является очень актуальной и практически значимой.
Наличие у предприятия стратегических целей всегда оценивается как позитивный фактор и преодоления возможного кризиса, и успешной деятельности в повседневной работе. Отличительной особенностью кризисного состояния любого субъекта является повышенная изменчивость его внутреннего состояния, сильная зависимость от внешних воздействий, крайнее обострение внутренних противоречий, угрожающее его жизнестойкости в условиях изменчивости окружающей среды. Кризис рассматривается и как ситуация, достигшая решающей формы, поворотная точка к лучшему или худшему. В связи с чем, поворот может осуществиться в ту или иную сторону с помощью умелого управления.
Целью работы является рассмотрение сущности управления, также рассмотрены базовые методы построения организационно-управленческих структур крупных компаний-холдингов. В курсовой работе проведены практические исследования взаимосвязи структуры холдинговой и процесса управления компании НАО «Стройка».
Объектом исследования является организация, ее функционирование с учетом организационно-структурной формой. Предметом исследования является процесс управления организацией.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
1.1 Сущность процесса управления
Под управлением следует понимать процесс организации такого целенаправленного воздействия на некоторую часть среды, называемую объектом управления, в результате которого удовлетворяются потребности субъекта, взаимодействующего с этим объектом и имеющего определенное целеполагание. Управление - это целенаправленное воздействие на объект, в результате которого происходит определенное изменение направления, скорости, интенсивности, а также иных характеристик или параметров его движения или состояния. М.И. Круглов определяет управление как «совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии или перевод ее в новое, более желательное, предвидимое, планируемое состояние путем организации и реализации целенаправленных управляющих воздействий»[1]
Также выделяют стратегическое управление, имеющее огромное значение в организационной и функциональной жизни любой организации, холдинговой структуры предприятия. Стратегическое управление - это процесс управления изменениями в организации для постановки и достижения поставленных стратегических целей. Стратегическое управление тесно связано с вопросами планирования и экономического анализа
На основе определений понятий и их сущности наглядно схему управления можно представить в виде процессов, происходящих во взаимосвязи трех модулей – аналитического модуля, модуля планирования и организационно-контрольного модуля. (Приложение 1).
Организация должна самостоятельно определять структуру и штат, поэтому штатное расписание часто меняется. Сокращение численности или штата работников необходимо проводить для того, чтобы работа организации была наиболее укомплектована квалифицированными кадрами.
В соответствии с единым порядком применения квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.[2] Данный справочник разработан в соответствии с принятой классификацией должностей работников на три категории: руководители, специалисты и служащие. Отнесение должностей к соответствующей категории осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника. Справочник содержит квалификационные характеристики по должностям руководителей, специалистов и служащих, сгруппированных в разделы по видам экономической деятельности.
Высокий уровень управления трудом и его нормирование во многом предопределяют прибыльность производства и в конечном итоге конкурентоспособность предприятия. В настоящее время в условиях расстройства экономического механизма страны, когда производство подчас носит стихийный характер, резко обострилась и проблема нормирования труда.
1.2 Понятие организации и холдинговой структуры
Организация создается с определенной целью и для выполнения определенных функций в условиях конкретного окружения, конкретной среды, к тому же постоянно меняющейся. Деятельность, функционирование организации является ее содержанием, а организационно-правовая форма юридического лица - только формой этой деятельности.
Термин "организация" предполагает, что юридическое лицо располагает определенной структурой, а это, в свою очередь, предусматривает наличие правомочного управленческого органа с той или иной компетенцией, установленных правил взаимоотношений внутри организации и взаимодействия организации с внешними субъектами.[3] Именно поэтому законом предусмотрены четко определенные формы организаций и содержание их учредительных документов.
Организация приобретет статус юридического лица, если будет обладать имущественной самостоятельностью и обособленностью. Она, с одной стороны, не отвечает по долгам своих учредителей (участников), с другой стороны, учредители (как правило) не отвечают по долгам юридического лица.
Рассмотрим отношения, в том числе и правоотношения, возникающие при функционировании организации и которые должны прогнозироваться и регулироваться при создании этой организации[4].
1. Отношения между учредителями по поводу своей доли участия в создании организации: - участие в процессе создания организации (например, формирование уставного капитала (фонда), расходы и действия по созданию нового подразделения в структуре организации); - участие в процессе управления организацией (например, право голоса, дополнительные права участника); - участие в тяготах по содержанию организации (например, внесение дополнительных вкладов в организацию, покрытие убытков, формирование сметы в учреждениях); - участие в благах, приносимых организацией (дивиденды, доля прибыли, пользование льготами).
Поскольку период жизнедеятельности организации может быть достаточно длительным, то в динамике возникают отношения по поводу стабильности состава учредителей ,а точнее, участников[5]:
- принципиальная возможность смены участников;
- возможность выхода из состава участников (без замены);
- возможность влияния остальных участников и самой организации на процесс смены участников при различных способах и основаниях смены.
2. Отношения между учредителями (участниками, акционерами) и создаваемой организацией по поводу: - наделения организации имущественной самостоятельностью и организационным единством (формирование уставного капитала и/или фонда, внесение вступительных взносов); - несения тягот содержания организации (например, формирование сметы, уплата текущих взносов, покрытие убытков); - участия в управлении организацией (обязанность не создавать препятствий деятельности, назначать исполнительный орган, проводить реорганизацию и ликвидацию); - участия в благах, приносимых организацией (например, обязанность акционерных обществ выплачивать дивиденды по привилегированным акциям и обязанность государственных унитарных предприятий перечислять часть прибыли учредителю).
- ответственности по обязательствам друг друга (например, ограниченная в обществах открытого типа и акционерных обществах , но субсидиарная в учреждениях и кооперативах).
Один из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений - обеспечение права работников на участие в управлении организацией. Будучи самостоятельной системой, управление персоналом имеет своим объектом совокупность работников организации (предприятия), постоянно или временно занятых трудовой деятельностью. Если рассматривать управление персоналом как процесс принятия решений субъектом управления, его можно представить множеством последовательно выполняемых работ, например: расстановка, оптимизация численности и структуры персонала; регулирование трудовых перемещений внутри организации (предприятия); организация труда, оплаты и стимулирования работников; оценка результатов труда и контроль за исполнением решений; а также осуществление представительства интересов работников во взаимоотношениях с работодателем. С управлением персоналом тесно связан институт представительства, который с учетом современных условий рыночной экономики и новых форм организации общественного труда требует дополнительного исследования и разработки [6].
По мере развития бизнеса и появления крупных компаний в нашей стране повысился интерес к методам и технологиям управления такими компаниями. Сложность управления крупными коммерческими структурами и стремление к участию в различных сферах бизнеса предопределило появление холдингов.[7]
Под холдинговой компанией понимается предпринимательская структура, включающая центральный управляющий орган, осуществляющий формирование управляющих воздействий по отношению к дочерним подразделениям холдинга, обладающим статусом самостоятельного юридического лица.[8]
В российских условиях выделяют два основных типа холдингов: 1) совокупность технологически не связанных между собой дочерних и зависимых компаний; 2) объединение технологически взаимосвязанных дочерних и зависимых компаний.
Хочется еще раз отметить, что чем ниже ранг организации, тем, как правило, конкретней и уже стоящие перед ней задачи и поэтому тем определенней могут быть сформулированы ее цели. Перед организациями более высоких иерархических уровней обычно стоят более широкие, долговременные и зачастую не имеющие известного алгоритма решения проблемы. Поэтому и формулировки их целей будут носить более общий характер. Таким образом, организационные предпосылки и принципы структуры организации непосредственно взаимосвязаны с процессом управления в организации.
Необходимо отметить, что и отношения, возникающие при функционировании организации могут в процессе деятельности организации изменяться, а значит, требуется создавать регулирующие механизмы, например внесение дополнительных вкладов, увеличение уставного капитала и другие. Несоответствие же содержания форме, противоречие содержания и формы в организации - причина огромного количества пороков, порождающих проблемы и недостатки в работе органов и государственного аппарата, и общественных организаций, и коммерческих структур.
В большинстве случаев недостатки существующей организационной структуры, а также расширение сфер бизнеса и образование холдингов требуют оптимизации данной структуры, в результате чего она должна удовлетворять ряду требований[9]: обеспечивать единоначалие в управлении, единой политики по всем функциональным направлениям; соответствовать основным функциям (производственной, коммерческой и других); обеспечивать управление различными видами бизнеса; быть гибкой в вопросах кооперации, выделения отдельных подразделений; иметь способность быстро реагировать на изменения благодаря коротким путям принятия решений (оптимизация иерархических уровней); а также выдавать минимальные потери от несогласованности в принятии решений.