Файл: Игра как метод воспитания (Возрастные особенности младших школьников и игра).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра «Загадочный пример». В этой игре учащимся необходимо подумать и назвать недостающую цифру в примере.

Цель игры: закрепление умений и навыков в решение примеров столбиком на сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 1000, развитие логического мышление, познавательного интереса, произвольного внимания, а также закрепление связей между компонентами.

Также Любовь Григорьевна рекомендует следующие игры, используемые ей в первом классе.

В первом классе она проводит дидактические игры и занимательные задачи, имеющие цель помочь детям в усвоении таких базисных вопросов программы, как:

- сравнение предметов по цвету, размеру, форме;

- пространственные и временные представления;

- направления движения;

- отношения «больше», «меньше», «столько же» между группами предметов;

- название и последовательность чисел;

- счет предметов, сравнение чисел;

- прием сложения и вычитания;

- состав чисел в пределах 20.

Игра «Что случилось?». Учащимся нужно назвать предмет, который исчез из числа других предметов.

Цель игры: научить сравнивать предметы, называть их отличительные признаки, связанные со сравнением предметов по размеру.

Игра «Курица и цыплята». В этой игре дети должны откликнуться столько раз, сколько курочка склюет зерен.

Цель игры: формирование навыков счета. А также развитие умения работать коллективно.

Рекомендует использовать игры на уроке иностранного языка, то есть английского Г.Т.Зипарова, учитель английского языка средней школы №1 села Чунджи Уйгурского района.

Она считает что, одним из эффективных средств создания коммуникативной направленности на уроке иностранного языка является игра.

На младшей ступени обучения занимательность служит необходимым компонентом урока.

Игровая обстановка создает естественную ситуацию речевого общения и значительно интенсифицирует учебный процесс.

Игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда, даже самое скучное содержание приобретает увлекательную форму.

В данном случае она предлагает несколько игр, проводимых на уроках английского языка с учащимися начальных классов.

Игра “Calendar”. Задача учащихся: встать перед той цифрой, которая соответствует дню недели на его карточке. В результате данной игры ребята легко и быстро запоминают дни недели, т.е. их названия на английском языке.


Игра «Отгадай». Здесь учащимся необходимо как можно быстрее найти того учащегося – роль которого записана у него на карточке.

Цель игры: изучить названия близких людей (мама, папа, дядя и т.д.), а также развивать речь учащихся и обогащение словарного запаса.

Игра «Будь вежлив». В этой игре дети должны подать учителю игрушку в том случае, если учитель или другой ученик произнесет слово «пожалуйста». Данная игра учит учащихся быть внимательными, т.е. внимательно слушать речь другого человека, а также учит быть вежливым.

Игра «Подбери рифму». Задача учащихся подобрать слово в рифму к названному слову.

Цель игры: развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.

Игра «Да или Нет». Здесь детям, поймавшим мяч необходимо ответить «Да или Нет» на заданный вопрос.

Цель игры: активизировать в речи детей знакомые лексические единицы, развивать быстроту реакции на звучащее слово.

Раиса Александровна Пушкарева учитель начальных классов школы № 4 города Кемерово рекомендует проводить сюжетные игры в период обучения грамоте.

За время своей работы она заметила, что первоклассники впервые переступили порог класса абсолютно все родные. И каждый переступает со своими радостями и печалями, умением и способностями, особыми чертами характера. Одному достаточно сказать слово, другому нужно повторить десять раз, чтобы он запомнил. И в таких условиях учителю, удается совершить чудо – научить всех, научить каждого.

У первоклассников преобладают непроизвольное внимание и память. Эта особенность определяет частую смену видов деятельности и включение игры в учебный процесс.

По мере овладения детьми приемами чтения и письма она чередует односюжетные уроки с обычными, на которых игра используется только при изучении самого трудного материала. В том случае произвольное внимание и волевая регуляция деятельности у первоклассников получат благоприятные условия для своего развития.

Здесь же она приводит конспект одного из уроков обучения чтению, где уместно проводит такие игры как «Посади пассажира в вагон и отправь в путь» и «Прочти остановку».

Цель игр: продолжить работу по формированию фонетического слуха, осознанного чтения и развитию речи. Учить детей применять знания и умения, полученные на уроке, в процессе коллективного чтения.

В использовании игровых ситуаций в формировании экономических знаний учащихся начальных классов опытом делится Шамшия Сырбаева, старший преподаватель кафедры ПиМНО города Атырау.


Она считает, что в свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить ребенка самостоятельно мыслить, познавать мир, особое значение приобретает вопрос о формировании его познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу.

Одним из средств реализации этих задач является деловая игра.

Также она считает, что особенности деловой игры заключаются, во-первых, в наличии ролей, в их взаимодействии. Принципиальное отличие деловой игры от ролевой заключается в том, что ее основой служит модель формирования экономических знаний в целом, и эта система рассматривается как динамическая, которая в игре проявляется в виде так называемой «цепочки решений».

В своей работе она для формирования умений, практического применения знаний, навыков делового общения использует виды деловых игр, разработанные А.С. Прутничевым.

А во время проведения уроков математики использует игры с элементами экономики следующих видов:

- игры, непосредственно отвечающие теме урока (например: экономическая грамотность);

- игры закрепляющие пройденный материал и изучающие новый ( например: лучшая реклама);

- игры, которые не имеют ничего общего с темой урока, но при этом помогают детям отдохнуть (загадки, пословицы, физ. Минутки);

- игры, задачи и примеры, устанавливающие связь математики и элементарных основ экономики с другими предметами (задания на сообразительность, размышление, задачи, отвечающие на вопрос: «сколько?»).

Она предлагает следующие игры :

Игра «Экономическая грамотность». Задача учащихся состоит как можно больше фраз с экономическим смыслом, начинающихся ключевого слова экономического содержания. Игра проводится с целью развития у детей представлений об экономических взаимосвязях, наблюдающихся в этих процессах. Игра носит групповой характер. Между командами происходит соревнование в ходе которого каждая из них стремится показать более высокий уровень знаний по экономическим вопросами экономической грамотности.

Игра «Дополни фразу». Задача каждого учащегося дополнить начатую учителем фразу словом экономического содержания.

Цель игры; развивать речь учащихся в экономическом содержании, а также развивать мышление, память.

Игра «Отдай слово». Учащимся необходимо отдать ключевое слово только при помощи 10 вопросов, ответами на которые являются только слово «Да» или «Нет».

Цель игры состоит в развитии у детей навыков раскрытия сущности и природы разных вещей, отыскания их названия по отдельным сведеньям об этих веща. Предлагаемый вариант игры отличается лишь тем, что в нем надо отгадать не просто слово, а слово с экономическим содержанием или имеющее отношение к экономике.


А вот учитель Нина Николаевна Ярошенко– учитель начальных классов школы № 9 города Омск, рекомендует игровую методику технологии проблемного урока в структуре знаний по этикету.

Она уверенно говорит о том, что младший школьный возраст – это тот период в жизни ребенка, когда еще возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение норм и правил, когда формируется самоуважение и развивается творческие способности.

Ввести ребенка в мир культуры в этот период можно без наставлений и перечислений, что хорошо и что плохо, а увлекательно и с фантазией. Используя игру и технологию проблемного урока, можно вовлечь учащихся в деятельность, в процессе которой у них возникает стойкое отношение к изучаемому материалу, приобретаются поведенческие навыки, пробуждается интерес к тому, что чувствуют другие люди, а также вырабатывается умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу, предлагающую поиск, нахождение и реализацию оптимального варианта решения. Ею предложено занятие. Занятие она организовывает в форме игры-путешествия, объединив их единым сюжетом (например, воображаемым путешествием по океану хороших Манер).

Методическая разработка занятия дает представление о том, как учитель решает вышеозначенные задачи, и может быть использована для проведения классного часа.

Поскольку мир ребенка неразрывно связан с эмоциями, занятие на разных этапах включает в себя разнообразные положительные эмоциональные компоненты, направленные на внутреннюю активизацию способностей к учебной деятельности.

Итак, возможности для активизации познавательной деятельности младших школьников в условиях современной школы неисчерпаемы. Так как каждый творчески работающий учитель находит все новые формы стимулирования познавательной активности учащихся и применяет их на любом уроке как в учебной, так и внеучебной деятельности, углубления их знаний об окружающем мире, проявления интереса к ним и творческого поиска.

2.2. Личный опыт

Проходя практику в Окуловской средней школе четвертом классе, изучали вопрос о воспитательном значении игры. Проводилась работа с целью закрепления воспитательного эффекта учащихся класса. Проводили уроки в нестандартной форме с использованием игровых ситуаций, игры-путешествия, дидактические игры предшествующие новой теме, дидактические игры раскрывающие новую тему, игры закрепляющие материал изученной темы, игры-физ.минутки, которые не только несут в себе эмоциональный заряд, но и забавляя учат.


Расскажем как применили в работе игру «Мой, моя, мое» на уроках русского языка, предшествующую изучению новой темы: «Род имен прилагательных». Эта игра не только закрепляет пройденный материал – род имен существительных, но и является подготовительной работой к изучению новой темы – род имен прилагательных. В этой игре задача учащихся назвать имя существительное, произнести вслух задаваемый при определении рода вопрос и записать это имя существительное в определенный столбец таблицы: «Род имен существительных». Способ организации игры поточно-письменный, в то время как остальные учащиеся следят за правильностью выполнения, т.е. в этой игре задействованы все. В результате этой игры учащиеся автоматизируют умение определять род имен существительных, учатся задавать правильно вопрос, а при записи этого слова повторяют его правописание.

Дидактическая цель игры: закрепление умения определять род имен существительных.

После данной игры мы объяснили учащимся новую тему, что род имен прилагательных зависит от рода имен существительных, т.е. необходимо и достаточно определить род имен существительных с которым оно согласуется

Также проводился факультатив по русскому языку, темой которого была: «Тематические группы слов». Факультатив проводился в нестандартной форме, с использованием игр. В начале урока мы рассказали учащимся сказку «Страна Лексика», в которой идет подробное, доступное объяснение о разделе русского языка - лексике и новой темы «Тематические группы слов».

После сказки, герой урока Буратино задает им вопросы по сказке, принес он их с собой в конверте. Задача учащихся достать из конверта вопрос, прочитать его вслух и ответить на него полным ответом, тем самым анализируется полученный новый материал.

Затем провели блок игр, направленных на закрепление новой темы. Это игры: «Продолжи цепочку», «Соберем лепестки и составим цветок», «Чудо-дерево», «Найди лишнее».

Игра «Продолжи цепочку». Дидактическая цель игры: развивать форму мышления – обобщение, а также умение обосновывать свой ответ. Задача учащихся продолжить цепочку названных слов и назвать к какой тематической группе слов они относятся, при этом обосновывая свой ответ. В итоге у учащихся развивается умение обобщать, умение обосновывать свой ответ, в результате чего развивается речь, обогащается словарный запас. Организуется игра на местах, что дает возможность поразмышлять в спокойной обстановке.

Игра «Соберем лепестки и составим цветок». Дидактическая цель игры; развивать у учащихся умение обобщать. Организуется игра у магнитной доски поточно – посменным способом, что не создает шума. Задача учащимся взять лепесток, написать на нем название любого цветка и закрепить его на доске и так каждый учащийся. В итоге учащиеся должны ответить к какой тематической группе слов, относятся записанные или слова на лепестках. В результате у учащихся, развивается умение обобщать и обогащать словарный запас.