Файл: Игра как метод воспитания (Возрастные особенности младших школьников и игра).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно находит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой, но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более лидирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво ограничено по объему. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания.

Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего — мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от рациональнообразного к абстрактологическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса при изменении содержания и методов обучения методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.


Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. Активный словарный запас нынешних третьеклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но, прежде всего, в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений у детей самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное огромный авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.

Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. В одном из экспериментов ученикам пообещали дать интересную игрушку за выполнение очень трудного задания и менее интересную — легкого задания. Почти все ученики не только 1-го, но даже 4-го класса не задумываясь, выбрали трудное задание. Они не выполнили его и не получили никакой награды. На вопрос — о чем же вы думали? — ответили: «Ни о чем, хотелось получить конструктор». Так отвечают даже подростки: очень хотелось, а о последствиях никто не думал. Следовательно, в случае возникновения у ребенка очень сильного желания следует помочь ему сделать правильный выбор.


Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьника. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень оценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся - это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дискомфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж. Ж. Руссо: «гармоничная личность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель». Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность.

Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире. Не имея возможности влиять на этот мир непосредственно важно учить ребенка в трудных случаях не опускать голову, прямо смотреть в глаза, вести себя спокойно и сдержанно. Сознательно сберегать спокойствие есть проявление силы духа. Чем раньше начнутся подобные упражнения, тем больше от них пользы. Стремление «опротестовывать» любые замечания, не соглашаться даже с очевидным прямиком ведет ребенка к склочно-вздорному мелочному взрослому. Поэтому в начальной школе так важно учить детей признавать ошибки.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой; здесь максимально проявляются инициативность самодеятельность соревновательность самих ребят.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир, проявить двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре.

Развитие младшего школьника очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни.


Глава II. Практика использования игровых технологий

2.1. Опыт педагогов-новаторов по применению игровых технологий

Богат и разнообразен опыт учителей в использовании игры в учебно-воспитательном процессе.

Вот, что советует учитель средней школы № 465 г. Санкт-Петербург Ольга Петровна Якушевская.

На протяжении многих лет ее работы в начальных классах она наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Она задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма в результате изучения лингвистической и методической литературы, наблюдая опыт учителей и анализируя его пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно если хорошо знать лингвистические основы методики обучения русскому языку систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика.

В начальных классах дети любят играть и поэтому, при обучении грамоте в первом классе рекомендуют в основном использовать игры, активизирующие учащихся, причем учитываться должны методически оправданные цели, задачи и средства обучения.

Она предлагает следующие игры: «Эко», «Легкая задача», «Вкусные слова», «Чудо дерево», «Я тучка, тучка, тучка…»

Игра «Эхо» помогает детям запомнить и прочувствовать мягкость и твердость согласных букв. Обогащает словарный запас учащихся, а также развивает у детей речь, воображение. Положительной стороной данной игры является то, что в игре задействован весь класс одновременно.

Игра «Легкая задача». Целью данной игры является научить детей гласной. Это игра легко помогает детям в каждом слове гласной. Эта игра легко помогает детям увидеть как образуются новые слова, т.е. словообразование, развивает речь учащихся, находчивость, сообразительность.

Игра «Вкусные слова». В этой игре необходимо учащимся собрать слова из слогов. В результате проведения таких игр учащиеся закрепляют умения делить слова на слоги повторяют правописание слов, а также одновременно развивают навык находить ударный слог.


Игра «Чудо дерево». Цель игры – подобрать и надписать слова, в которых есть слог на. Этот слог может стоять в любом месте, то есть в начале слова, в середине, в конце. В результате этой игры у учащихся развивается сообразительность, находчивость, развивается речь, обогащается словарный запас, а также учащиеся закрепляют знания деление слов на слоги, и развивают умение находить ударный слог.

Игра «Поле чудес». Здесь необходимо учащимся подобрать подходящие слово к данной схеме, отвечая на вопрос учителя. В результате у учащихся совершенствуются навыки звукового анализа, синтеза; происходит активизация мыслительных процессов, а также уточнение и обобщение словаря. Эффект данной игры усиливается, когда предлагается еще дополнительные задания, стимулирующие активность мыслительного процесса, подводящие учащихся к определенным выводам.

А использовать дидактические игры на уроках математики советует Л. Г. Бабинова, учитель начальных классов школы № 18, города Алматы.

В своей работе на уроках математики Любовь Григорьевна широко применяет дидактические игры. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму.

Она уверенно говорит о том, что в игре ребенок не замечая для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.

Она рекомендует следующие игры: «Вырасти цветик семицветик» «Загадочные треугольники», «Загадочный пример» и другие.

Игра «Вырасти цветик семицветик». В этой игре учащимся необходимо решить примеры на каждом лепестке цветка, а на обратной стороне лепестка.

Данные ответы с буквой того слова, которое зашифровано.

Цель игры: закрепить темы «Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах ста», развитие логического мышления, произвольного внимания, корректирование недостатков в познавательной сфере.

Игра «Загадочный треугольник». Здесь необходимо учащимся расшифровать слово, но при этом выполнить задание: каждое число на треугольнике уменьшить на 7.

Цель игры: закрепление умении навыков в решении примеров на вычитание с переходом через разряд 1000, развитие логического мышления, познавательного интереса, произвольного внимания.