Файл: Игра как метод воспитания (Возрастные особенности младших школьников и игра).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра «Чудо дерево». Дидактическая цель игры; развивать у учащихся умение обобщать. Организуется игра у доски, где прикреплено, чудо дерево. Способ организации игры поточно -посменный, что не создает шум , нарушение дисциплины на уроке. Здесь учащиеся должны сорвать с дерева и отгадать загадку на обратной стороне плода, если учащийся не справляется, то ему помогает весь класс, а отгадку они записывают на доске и тетрадях. И так до последнего плода на дереве. В итоге прочитав все отгадки, должны ответить на вопрос, какой тематической игре слов относятся все отгадки. В результате у учащихся развивается логическое мышление при отгадывании загадок, а также развивается умение обобщать слова в тематические группы слов.

Игра «Найди лишнее». Дидактическая цель игры; развивать у учащихся умение обобщать, находить лишнее слово, и умение обосновывать свой ответ. Организуется игра на местах, что обеспечивает спокойную обстановку для размышления и не нарушение дисциплины. Задача учащихся прослушать список слов и назвать них лишнее, обосновывая при этом свои ответы а также ответить на вопрос к какой группе слов относятся все остальные слова списка. В результате у учащихся развивается логическое мышление, речь, память, а также развивается умение обобщать.

А в заключительной части урока, герой Буратино снова задает им свои вопросы.

На уроках математики часто применяли веселые задачи – шутки. Организуются эти игры вместе с физ. минутками, или в начале урока на устный счет. Дети с большим удовольствием решают задачи, преподнесенные в игровой форме. Этот прием удачно разнообразит устный счет, вносит в урок оживление, эмоциональную разрядку, а также способствует снятию физического напряжения. Учащимся необходимо прослушать задачу в стихотворной форме на слух и устно решить ее, обосновывая свой ответ. В результате у учащихся развивается воображение, память, мышление, а также повышается интерес к учебной деятельности. Задания для такого типа задач, должны быть не сложными, так как они решаются устно.

Наиболее естественное состояние ребенка – движение. Это выражается в игровой деятельности, которая как правило стоит их подвижных игр.

Это не просто подвижные игры, это игры еще и дидактической направленности. Такие игры, наиболее часто проводимые нами на уроках физической культуры, на переменах и на уроках обще образовательных предметов. Почему? Потому что одним из приоритетных направлений учебно – воспитательного процесса является охрана здоровья школьников. Используя в нашей работе здоровье – сберегающие технологии, мы ставим следующие задачи:


- обеспечить ученику возможность сохранения здоровья;

- сформировать у него необходимые знания в повседневной жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- укреплять здоровье детей во время учебного процесса.

Одним из методов, укрепления здоровья детей во время уроков, является использование подвижных игр дидактической направленности на общеобразовательных дисциплинах которые:

- сочетают двигательное и интеллектуальное начало;

- увеличивают время организованной двигательной активности детей;

- создают положительные эмоции.

Методика проведения подобных подвижных игр, способствующая повышению эффективности воспитательного процесса и основанная на положениях психологической теории поэтапного формирования умственных действий, заключается в следующем: игру целесообразно использовать на том этапе урока, когда применение традиционных форм не приносит желаемого результата; игры включаются в ходе уроков систематически, при закреплении темы либо всего курса.

Игры такого типа рекомендуются проводить на предметах общеобразовательного цикла, которые требуют от детей напряжения, и наконец доля которых в учебном плане занимает большую часть.

Предлагаем следующие подвижные игры дидактической направленности: «Змейка», «Не скажу», «Цепочка».

Игра «Цепочка». Цель: отработка и закрепление полученных знаний, формирование собранности и ученической ответственности. Класс делится на команды. Задача учащихся по сигналу учителя выйти к доске и решить пример. И так до команды – победителя. В результате игра помимо непосредственной реализации учебной задачи формирует у учащихся умение мыслить на фоне эмоционального возбуждения. Наблюдения показали, что учащиеся очень редко допускают ошибки, чувствуя индивидуальную ответственность за успех команды.

Данную игру можно проводить практически на каждом уроке и по любому предмету, меняя при этом задание. Учащиеся на фоне положительных эмоций и радости движений закрепляют полученные знания.

Игра «Не скажу». Цель игры: практическое овладение знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза. Игра проводится без разделения на команды. Игроки образуют круг и перебрасывают друг другу мяч. Задача учащихся при этом называть по порядку числа, но вместо нечетных чисел говорить: «Не скажу!». В результате такой игры у учащихся развивается внимание, память.

Игра «Змейка». Цель игры: усвоение полученных знаний, активизация внимания, совершенствование интеллектуальных умений. Игра организуется на местах, но с небольшим продвижением, тем самым в классе не нарушается дисциплина и создаются все условия для выполнения заданий. Задача учащихся выполнить задание на карточке у себя на парте, а потом по сигналу учителя пересесть на место соседа и решить задание на его карточке. И так учащиеся перемещаются на место друг друга. Главное достоинство игры в том, что, преодолевая в ходе игры трудности, учащиеся получают удовольствие от процесса и результата своей деятельности.


А в завершении хотелось бы отметить, что современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Во многих случаях, а также в нашем, проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность познавательной деятельности заметно повышается.

Заключение

Анализ игры как метода воспитания в данной курсовой работе позволяет нам сделать следующие выводы: Детство — время игр, поэтому процесс физического воспитания детей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период занимает ведущее место и приобретает характер универсального метода физического воспитания. Чем младше возраст, тем сильнее влияние и больше значение игры.

Исходя из всего выше сказанного, хотелось бы выделить, что вся жизнь детей связана с игрой.

Освоение окружающих их вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя. Отсюда следует вывод, если мы хотим опираться в обучении и воспитании младших школьников на их природу, на их возрастные возможности, если мы хотим двигаться от близкого, понятного, доступного к более сложному и абстрактному, если хотим, чтобы дети были активны, энергичны, короче, если хотим, чтобы они оставались детьми, а не автоматами по приемке информации, мы должны чаще применять игру – этот удивительный феномен детства. Тогда игра станет тем самым ключом, с помощью которого откроются двери в мир познания.

И думается, будет полезным дать несколько рекомендаций.

1. Собирайте как особую ценность любимые игры детей. Они могут сопровождать их в течение четырех классов. И в первом, и в четвертом классе вы найдете охотников играть в них. Ни учебная деятельность, ни праздник, ни поход, ни день рождения не обойдутся без любимых игр.

2. Новая хорошая игра – лучший подарок детям. Готовясь к учебному дню, педагог должен открыть свой «Сборник игр» и приготовить детям новую игру, которая точно так же принесет им новые знания, а вместе с тем и радостные минуты.

3. Не навязывайте детям игру, которая вам кажется полезной, игра дело – добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от участия в игре, если она им не нравится.


4. Игра – не урок. Это не значит, что можно и не играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое – это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа учащихся на уроке.

5. Эмоциональное состояние педагога должно всегда соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. В этом смысле играет не только ребенок, но и взрослый.

6. Игра- средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших и не лучших качествах. Наблюдайте за этими проявлениями, размышляйте о них но не используйте полученную информацию во вред ребенку.

7. несмотря на то, что младшие школьники более самостоятельны, их игры требуют внимательного руководства со стороны педагога. Педагог должен уметь управлять игрой детей, использовать ее в педагогической работе.

Руководство игрой есть использование педагогом с наибольшей полнотой тех огромных образовательно – воспитательных возможностей, которые присущи этой удивительной деятельности ребенка.

Я надеюсь, что эти рекомендации помогут так организовать игровую деятельность учащихся, чтобы сделать ее обучающей, познавательной, и естественно радостной.

Список использованной литературы

1. Бабанский П. В. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982.

2. Бордовская И.В. Реан А.А. Педагогка.2000.

3. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

5. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: Феникс,2003..

6. Михелькевич В. Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям. — Самара, 1998.

7. Педагогика / Под ред. С. П. Баранова и В. А. Сластенина. — М., 1986.
8. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996.

9. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под. Ред. С.А. Смирнова., М.2001.

10. Педагогические технологии / Под ред. В. С. Кукушина. Ростов н/д: МарТ, 2002.

11. Пидкасистый П. И. Технология игры в обучении. — М.: Просвещение, 1992.

12 Подласый И. П. Педагогика. — М., 1999.

13. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – Гумм. Изд. Центр «Владос», 2001.


14. Полат Е. С. Новые педагогические технологии: Пособие для учителей. — М., 1997.

15. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.
16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов В.Н. Общая педагогика. М., 2002.

Приложение №1

Тема: «Умножение».

Урок-загадка по математике в 2-м классе

Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех — пересчитайте!»
Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделила на троих —
Сколько каждому из них?
Таблица умножения
достойна уважения,
Она всегда во всем права:
Что б ни случилось в мире
Все так же будет: дважды два?
Дважды два — четыре.
Принесла коза для деток
Со двора 16 веток.
Положила на пол их.
Как делить на четверых?
Три подружки, три сестрицы
Заплели по две косицы,
Задаю я вам вопрос:
Сколько кос?

К трем зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?

— Бабушка, милая, хочу пирожок!
— Хорошо, испеку. Сколько надо, дружок?
— Два для мамы, два для папы,
Для сестренки тоже два,
Нам с тобой по два испечь.
— Ох, мне всех не перечесть
Кто малышу помочь готов?
Сколько надо пирожков?

От Федоры сбежала посуда:
Три стакана, три чашки, три блюда.
Кто сказать готов,
Сколько всего беглецов?

Взял Антон лукошко,
В лес пошел Антон,
Набрал грибов немножко
И их считает он:
Три лисички, три волнушки,
Три груздя и три чернушки.
Сколько же грибов в лукошко
Положить успел Антошка?

Паслись на лугу семь телят,
Семь овец, семь коров, семь ягнят.
Сосчитать никак не могу
Сколько животных всего на лугу?

Если знаешь ты таблицу,
На вопрос ответишь смело:

— Сколько птичек-невеличек
На кормушку прилетело?
Воробьев драчливых пара
И синичек тоже пара,
Пара сизых голубей
И две пары снегирей.

Приложение №2

Подвижные игры

Прятки

Играют 3—10 человек. Выбранный водящий становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к дереву или другому предмету. Это место называют «коном». Водящий громко считает до 20—30 (по уговору) или произносит считалку. Тем временем остальные прячутся в разные места.