Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Основные принципы построения журнально-ордерной формы учёта
1.2. Характеристика основного регистра – журнала-ордера
Глава 2. ПОРЯДОК УЧЕТНЫХ ЗАПИСЕЙ В РЕГИСТРЫ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЫ
2.1. Первичные документы – основание для записей в учётные регистры
2.2. Порядок записей в учётные регистры
Глава 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИСТРОВ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЫ
3.1. Журналы-ордера для учёта денежных средств и расчетных операций
3.2. Журналы-ордера для учёта имущества и товарно-материальных ценностей
ВВЕДЕНИЕ
В условиях ускорения социально-экономического развития страны, когда народное хозяйство ориентируется на всемерное повышение эффективности общественного производства, внедрение современных достижений науки и техники, осуществление разработанных государством мероприятий, направленных на повышение его экономического потенциала, возможно лишь при наличии всесторонней, объективной, оперативно поступающей информации.
Основным источником информации об экономической деятельности предприятий, в том числе и сельскохозяйственных, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учёте. Бухгалтерский учёт призван давать необходимые сведения о ходе производственных процессов, о выполнении плановых заданий, содействовать обеспечению сохранности имущества, росту рентабельности, повышению эффективности и улучшению качества работ. Все перечисленное можно свести укрупнено к двум функциям, возложенным на учёт: информационной и контрольной. Бухгалтерский учёт не просто регистрирует факты хозяйственной жизни, а с целью активного воздействия на улучшение работы предприятия.
В этом плане можно считать, что бухгалтерский учёт является составной частью системы управления производством.
Целью курсовой работы является изучение сущности одной из форм бухгалтерского учёта – журнально-ордерной.
Задачами данной работы явились:
рассмотреть значение, задачи и основные принципы организации журнально-ордерной формы учёта;
раскрыть сущность порядка ведения учётных записей в регистрах журнально-ордерной формы учёта;
представить характеристику отдельных регистров журнально-ордерной формы учёта.
При написании курсовой работы использовались книги, учебники, нормативно-правовые акты. Следует отметить, что вопросу журнально-ордерной формы учёта посвящены как целые разделы в книгах, так и целые законы.
Например, в учебном пособии Стешиц Л.И. «Бухгалтерский учёт и аудит в АПК» подробно рассмотрено ведение журналов-ордеров для учёта денежных средств и расчетных операций, имущества и товарно-материальных ценностей. Также очень широко представлена эта информация в «Альбоме регистров журнально-ордерной формы учёта в организациях агропромышленного комплекса и Инструкция по их применению». Большое внимание данным вопросам уделено и в законодательстве.
Таким образом, ведение бухгалтерского учёта является очень важной и неотъемлемой частью деятельности предприятия. Поэтому изучение данного вопроса необходимо в настоящее время.
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Основные принципы построения журнально-ордерной формы учёта
В процессе исторического развития бухгалтерского учёта выработан ряд способов его осуществления. Для организации бухгалтерского учёта использовались различные учётные регистры, устанавливались различные порядок, последовательность и способы записи в них, взаимосвязь между ними.
К организации бухгалтерского учёта относятся выбор и применение способов и приемов группировки учётных данных, форм учётных регистров, правильное и рациональное сочетание аналитического и синтетического учёта и, в конечном счете, применение определенной формы бухгалтерского учёта. Под формой бухгалтерского учёта понимают определенную организацию формирования информационной системы, обеспечивающую в строго установленной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учёта для целей текущего контроля за фактами хозяйственной жизни и составления отчетности.
Информационная система в организации зависит от соответствующей схемы документооборота, структурного состава ее подразделений и интенсивности потоков информации.
История развития бухгалтерского учёта — это история поиска более совершенных форм оптимального обобщения информации для нужд управления.
В современном бухгалтерском учёте применяются следующие формы бухгалтерского учёта: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная.
Принятая форма бухгалтерского учёта отражается в учётной политике предприятия.
Наиболее распространенной формой бухгалтерского учёта до настоящего времени остается журнально-ордерная. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учёта основана на принципе накапливания данных первичных документов для получения необходимых показателей синтетического и аналитического учёта, то есть ведения группированных и накопительных ведомостей. При данной форме учёта учётные данные систематизируются в специальных регистрах – журналах-ордерах. Наряду с данной формой бухгалтерского учёта используется мемориально-ордерная форма.[1]
При использовании мемориально-ордерной формы учёта на каждый первичный документ или группу однородных документов, т. е. на каждую хозяйственную операцию составляется мемориальный ордер, в котором указывается корреспонденция счетов, его номер, краткое содержание операции, дебет и кредит счетов и сумма операции. Использование мемориально-ордерной формы учёта носит ограниченный характер, что связано с недостатками в принципах ее осуществления. Основными недостатками данной формы являются:
приспособленность к ручному труду;
при ее осуществлении многократно переписываются одни и те же цифры из реестра в реестр, что вызывает ошибки, которые в последствии трудно обнаружить;
аналитический и синтетический учёт, хронологическая и систематическая запись при этой форме ведутся в отрыве друг от друга.
Отмеченные недостатки в значительной мере устраняются при использовании журнально-ордерной формы учёта.
Журнально-ордерная форма учёта основана на принципе накапливания учётных данных первичных документов и их систематизации путем составления накопительных и группированных ведомостей Соблюдение данного принципа позволяет отразить все подлежащие учёту средства и все хозяйственные операции по использованию в финансово-хозяйственной деятельности организации средств за отчетный период.
Использование данного принципа позволяет осуществлять в рамках единого рабочего процесса одновременное отражение хронологических и систематических записей, аналитического и синтетического учёта.
Основные регистры, применяемые в журнально-ордерной форме учёта, представляют собой журналы-ордера, вспомогательные ведомости и специальные разработочные таблицы, где документы регистрируются в хронологическом порядке. Журналы - ордера ведутся по кредитовому признаку, т. е. экономическое событие регистрируется в данном учётном регистре по кредиту одного счета по вертикали с дебетом другого по горизонтали. Кредитовый признак раскрывает большие возможности в установлении причины экономических событий.
Дебетовые обороты счета, который кредитуется, отражаются в тех журналах- ордерах, где будут записаны данные, корреспондирующие с дебетом этого счета.
Что касается применения ведомостей в журнально-ордерной форме учёта, то это чаще всего связано с трудностью получения необходимых аналитических показателей непосредственно в журналах-ордерах. В связи с этим группировка данных первичных документов осуществляется предварительно в таких ведомостях, откуда полученные итоги переносятся в соответствующие журналы-ордера. Например, подробная информация о процессе приобретения и использования товарно-материальных ценностей за отчетный период накапливается в ведомости 10 «Движение материальных ценностей». Полученные в ней итоги затем переносятся в соответствующие журналы ордера.
Разработочные таблицы используются в журнально-ордерной форе учёта с целью расшифровки по счетам и статьям аналитического учёта сумм, относимых на дебет или кредит соответствующих счетов.
Применение на предприятии журнально-ордерной формы учёта сопровождается ведением Главной книги, в которую записываются итоги учётных регистров по окончанию месяца.
Таким образом, общая схема журнально-ордерной формы учёта предусматривает следующую организацию документооборота
Как видно, входная информация с первичных учётных документов либо подвергается группировке в накопительных ведомостях, либо сразу записывается в соответствующие журналы-ордера. В первом случае такая процедура необходима, если в отчетном месяце было большое количество однородных хозяйственных операций. После необходимой группировки и подсчета итогов информация в таком виде переносится в журналы-ордера, где формируется вся информация по синтетическим счетам, а в некоторых из них, кроме того, и в аналитическом виде. [2]В связи с этим карточки аналитического учёта открываются в развитие только некоторых счетов, данные о которых не представлены в журналах-ордерах, поскольку нет возможности совместить в некоторых из них аналитический и синтетический учёт. В конце отчетного периода эта информация служит основанием для заполнения оборотных ведомостей по счетам аналитического учёта. Итоги их сверяются с результатами Главной книги. С данными Главной книги сверяются также цифры кассовой книги.
Основные принципы журнально-ордерной формы учёта в широкой степени согласуются с возможностями вычислительной техники, но не предусматривают их использования.
Одним из недостатков журнально-ордерной формы учёта, компенсируемым в использовании автоматизированной формы учёта, является приспособленность к ручному труду. Автоматизированная форма учёта предусматривает ввод данных на основании первичных документов в ЭВМ, которые в дальнейшем проходят машинную обработку. Обработанные данные предоставляются пользователю в необходимой для него форме: документы, видеограммы, регистры, отчетность
В настоящее время используются такие программы автоматизированной обработки информации как «1С: Бухгалтерия 7.7», «Галактика», «Ветразь» и др.
Упрощенная форма бухгалтерского учёта применяется в организациях малого бизнеса. При использовании данной формы учёта из 62 синтетических счетов действующего Плана счетов применяются 20-25 счетов, а все хозяйственные операции регистрируются в Книге учёта хозяйственных операций по форме К-1.
Выбор организационной формы зависит от видов деятельности организации, объема документации, количества ПЭВМ и уровня квалификации работников.
Таким образом, в основу построения журнально-ордерной формы учёта положены следующие важнейшие принципы:
ведение записей хозяйственных операций в журналах-ордерах по кредиту счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами;
совмещение в единой системе записей синтетического и аналитического учёта с одновременным отражением хозяйственных операций в разрезе, необходимом для контроля, анализа и составления периодической и годовой отчетности;
применение объединенных журналов-ордеров по экономически взаимосвязанным счетам;
применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учёта и в необходимом разрезе.
1.2. Характеристика основного регистра – журнала-ордера
В процессе ведения бухгалтерского учёта данные, полученные из первичных документов после их проверки и таксировки, группируются и распределяются в определенном порядке в других более обобщенных носителях информации – различных таблицах, которые называются регистрами бухгалтерского учёта. В практике бухгалтерского учёта применяется многообразие регистров различных видов.
При журнально-ордерной форме учёта на основании первичных документов составляются накопительные ведомости и разработочные таблицы. Основными регистрами учёта являются журналы-ордера.
Как видно из схемы, при журнально-ордерной форме бухгалтерского учёта применяются три основных вида учётных регистров: журналы-ордера, ведомости (карточки), Кассовая книга и Главная книга. Важнейшим регистром при этой форме бухгалтерского учёта является журнал-ордер, от которого и получила название сама форма учёта.
Журнал-ордер – это комбинированный регистр хронологической и систематической, а в некоторых случаях и комбинированной записи, так как в нем совмещается синтетический и аналитический учёт.
Журналы ордера ведутся по кредиту бухгалтерских счетов и вспомогательным к ним ведомостям, составленным по дебету счетов. Благодаря этому становится возможным не только формировать текущую информацию в разрезе показателей, удовлетворяющих соответствующих пользователей, но и использовать эти показатели при заполнении соответствующих форм отчетности.