Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 6835

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Общее ухудшение экономической обстановки в стране не могло не отразиться на простых гражданах – некоторые люди столкнулись с проблемой: некогда приличная зарплата обесценилась, а ваш работодатель не желает проиндексировать тарифы оплаты труда сотрудников и привести их в соответствие с уровнем текущей инфляции. Помните, что в Трудовом кодексе РФ прямо прописана одна из обязанностей работодателя, которая состоит в своевременном индексировании оплаты труда своих работников. Консультация у грамотного юриста способна помочь вам отстоять своё право на законное повышение оплаты труда и положить конец вашему трудовому спору с работодателем.

В России основным законом, стоящим на защите интересов работодателей и работников, является Трудовой кодекс. Статья 134 этого закона предусматривает обязанность работодателя обеспечивать повышение путем индексирования уровня заработной платы. Причиной для индексирования будет являться повышение рыночных цен на услуги и товары массового потребления. Способы индексации оплаты труда у бюджетников и у работников остальных организаций будут разными.

Сотрудникам организаций бюджетной сферы зарплату индексирует государство, как правило, раз в год. С работниками частных организаций дело обстоит сложнее: механизм и формулу индексации работодатель должен разрабатывать сам. Она должна быть зафиксирована во внутриорганизационных нормативных актах этого предприятия и быть единой для всех. Формула индексации должна базироваться на размере МРОТ, учитывать инфляцию либо увеличение выручки компании. На практике выясняется, что во многих организациях норма, закрепленная в этой статье Трудового кодекса, не исполняется, либо механизм вовсе отсутствует.

Для защиты своих прав и разрешения этого трудового спора любой работник может воспользоваться правом на обращение с заявлением в прокуратуру, Трудовую инспекцию или в суд. Эти органы призваны защитить права работника, и по их решению, работодатель обязан установить на предприятии механизм для проведения индексации оплаты труда сотрудников. Наиболее перспективным вариантом для достижения цели будет являться обращение с исковым требование в суд. Этим объясняется актуальность темы исследования.

Цель работы – изучить конфликтность и управление конфликтами.

Для раскрытия цели в работе поставлены задачи:

- изучить конфликты и его виды;


- рассмотреть трудовой кодекс и его место в разрешении трудовых споров;

- провести Анализ конфликтных ситуаций в компании РусИстейт;

- разработать мероприятия по разрешению конфликтов в организации и расчеты экономической эффективности.

Предмет работы – теоретические и практические вопросы конфликтности и управления конфликтами.

Объект работы компании РусИстейт.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические основы конфликтов и управления ими

1.1 Конфликты и его виды

Главная задача управленца в конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных последствий и разрешение проблем. В этом аспекте управленец должен обладать конфликтологической компетентностью.[1]

Конфликтологическая компетентность представляет собой профессиональную осведомленность о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать технологическое содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации. Характеристики конфликтологической компетентности могут быть структурированы по пяти группам: целеустремленность, рефлексивность, коммуникативность, социальная ответственность, способность к развитию.

Такая интересная методика разрешения спорных ситуаций, как создание карты конфликта, востребована, поскольку дает возможность с максимальной объективностью определить причину конфликтного поведения личности или группы людей. На основе полученных данных можно подобрать наиболее подходящее решение для устранения проблемы. В целом данная технология предусматривает отображение на бумаге перечня потребностей каждого участника конфликтной ситуации и опасений, вызванных невозможностью реализовать данные потребности, с последующим анализом всей информации.

Конфликтные взаимоотношения внутри коллектива компании могут возникать по разным причинам. Это могут быть особенности организации трудового процесса, недовольство решениями руководства, личные антипатии, вызванные различиями в воспитании, уровне образования, материального обеспечения или просто психологической несовместимостью.[2] Виды конфликтов показаны на рисунке 1.


Рисунок 1 Виды конфликтов

Распространенной причиной конфликтов на работе является неумение или нежелание сотрудников держать свои эмоции под контролем, что приводит к появлению агрессии. Зарождение спора начинается с формирования у участников противоположных точек зрения, что в дальнейшем приводит к возникновению конфликтных действий.

Функции конфликтов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Функции конфликтов

Позитивные

Негативные

разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте

получение новой информации об оппоненте

увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

представление о побежденных группах, как о врагах

стимулирование к изменениям и развитию

чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

снятие синдрома покорности у подчиненных

после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников

диагностика возможностей оппонентов

сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).

Этапы работы над картографией конфликта

Картография конфликта является многоэтапной задачей. Первым этапом создания карты конфликта является описание проблемы в общих чертах. В данном случае крайне важно выявить, что именно стало поводом для возникновения спора. На втором этапе следует указать конфликтующие стороны. Участниками конфликта могут быть не только отдельные люди, но и целые группы сотрудников и даже организации. Не являются редкостью инциденты, когда спор возникает внутри компании между отдельным лицом и остальными членами трудового коллектива.

Следующим пунктом картографии конфликтной ситуации является перечисление основных потребностей и опасений всех, кого коснулась данная проблема. Цель данного этапа заключается в выявлении истинных желаний каждого участника инцидента, а также тех причин, которыми обусловлено формирование той или иной позиции по отношению к своим оппонентам.

Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Виды конфликтов показаны на рисунке 2.


Обычно в структуру модели типологии социально-трудовых отношений входит конфликт. При этом под конфликтом разработчиками понимается «крайняя степень выражения противоречия субъектов в социально-трудовых отношениях, проявляющаяся в форме трудовых споров, забастовок, локаутов».

Объективные

Субъективные

Объективные

Организационно-управленческие

Личностные

Социально-психологические

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

Рисунок 2 Причины конфликтов

По сути, авторы, раскрывая характеристику конфликта, признают, что в буквальном смысле конфликт представляет собой крайнюю степень выражения одного или нескольких противоречий между субъектами социально-трудовых отношений. Следовательно, сами социально-трудовые отношения носят характер противоречивый и конфронтационный, а когда создаются определенные условия, то они приобретают разные формы конфликта – собственно конфликт, спор, забастовку, локаут. При этом сам конфликт имеет определенные стадии возникновения, развития, протекания в той или иной сфере общественных отношений, а также стадию завершения.

1.2 Трудовой кодекс и его место в разрешении трудовых споров

На сегодняшний день мы имеем две оценки Трудового кодекса: первая оценка — у нас замечательный Трудовой кодекс, вторая — он далек от совершенства. С точки зрения конфликтолога, это плохой кодекс. Например, право на забастовку ограничено таким образом, что суды каждый раз принимают решения, что забастовки незаконны. За время моей работы, с 1994 по 2004 год в Министерстве труда РФ, пока его не ликвидировали, не было ни одного дела о признании забастовки законной, когда суд не принял бы сторону работодателя, что продолжается до сих пор. Научное сообщество, социологи, экономисты, подняли вопрос о том, что нужно либерализовать право на забастовку. И это совершенно правильно и объективно необходимо.[3]

Пункт 2.5 гласит, что у нас до сих пор нет единой терминологической базы по социальным и трудовым конфликтам. Необходимо продолжить, классифицировать социально-трудовые конфликты. Но мы сегодня вообще не говорим о неманифестированных конфликтах. Кроме того, манифестированные конфликты (когда требования заявлены наемными работниками или представителями государственной службы) бывают разных видов.


Классический пример — конфликт, который подпадает под юридическое определение коллективного трудового спора по Трудовому кодексу. Второй классический пример, о котором мы ничего не знали до появления закона 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»: законодатель в первых статьях прописал, что если наемные работники выступают с коллективной защитой индивидуального трудового права одного наемного работника, то этот конфликт не попадает под регламентацию примирительных процедур действующим законом.

Как были конфликты, связанные с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав наемных работников, так они и остались. Я сейчас не привожу примеры, о которых сегодня говорили многие, связанные с полной или частичной невыплатой заработной платы

Теперь несколько критических замечаний о социальном партнерстве. Можно много говорить о прекрасной статистике заключения тарифных отраслевых соглашений и большом количестве коллективных договоров. Но давайте откроем коллективный договор, например, компании «Российские железные дороги». В нем нет блока, касающегося порядка разрешения коллективных трудовых споров, а он необходим. Потому что в разделе, относящемся к коллективным трудовым спорам, говорится о том, что такой порядок разрабатывается самостоятельно. А если возникает конфликт коллективной защиты, необходимо что-то предпринимать.

Кто сегодня может вмешиваться в конфликты, кроме посредника и трудовых арбитров? Эксперт. Меня пригласил профсоюз автомобильного завода АЗЛК на заседание примирительной комиссии. Я задал вопрос: «А вы согласовали мое участие в заседании примирительной комиссии?» Нет, не согласовали. Тогда мы до начала работы должны спросить разрешения стороны работодателя о моем присутствии на этом заседании. Но коллективным договором это не предусмотрено. Значит, это необходимо учитывать.

Если говорить о единой терминологической базе, то сегодня по конфликтологии выпущено много литературы, учебников, практических пособий и т. д. Но до сих пор не разграничены понятия «трудовой спор» и «трудовой конфликт». Более того, мы имеем несовершенный Трудовой кодекс. Все примирительные процедуры осуществляются на основании Трудового кодекса. В частности, в нем говорится, что индивидуальный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работодателем и наемным работником. Как поясняет комментарий к Трудовому кодексу, конфликта нет, а есть неурегулированные разногласия. Конфликт возникает только тогда, когда вы попытаетесь урегулировать разногласия. В ст. 385 Трудового кодекса РФ читаем, что комиссией по индивидуальным трудовым спорам этот индивидуальный конфликт принят к рассмотрению только в том случае, если наемный работник провел переговоры с работодателем, дабы попытаться урегулировать разногласия. Эта юридическая казуистика появилась в 1957 году и существует до сих пор.[4]