Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 438
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения внешней и внутренней среды компании
1.1. Элементы внутренней среды организации и их характеристика
1.2. Характеристики внешней среды. Факторы внешней среды организации
Глава 2. Оценка внутренней и внешней среды «Магнит», г Новосибирск
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Магнит», г Новосибирск
2.2. Анализ внешней среды магазина «Магнит»
2.3. Анализ внутренней среды магазина «Магнит»
Глава 3. Рекомендации по применению результатов анализа в практике организации
Введение
Актуальность исследования. Маркетинг в розничной торговле представляет собой, с одной стороны, разновидность маркетинга коммерческого посредничества, а с другой стороны – самостоятельное направление маркетинговой деятельности. В настоящее время розничная торговля из простого посредничества между компаниями-производителями и конечными потребителями превратилась в серьезную силу, действующую на рынке.
И маркетинг в розничной торговле обладает собственной спецификой, которая зависит от особенностей деятельности торгового предприятия. Но в любом случае маркетинг в розничной торговле ориентирован на потребителя, его нужды, ожидания, предпочтения и вкусы, и направлен на максимизацию прибыли за счет наиболее полного удовлетворения покупателей.
Цель данной работы – анализ внешней и внутренней среды магазина ООО «Магнит» (г. Новосибирск).
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
- Изучить сущность и значение внешней и внутренней среды организации
- Провести исследование внешней и внутренней среды магазина «Магнит», г Новосибирск.
- Предложить меры по повышению конкурентоспособности магазина.
Предмет исследования - анализ внешней и внутренней среды организации.
Объект исследования – магазин «Магнит», г Новосибирск.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы изучения внешней и внутренней среды компании
1.1. Элементы внутренней среды организации и их характеристика
Неотъемлемой частью проведения SWOT-анализа является выявление рыночных возможностей и угроз, а также определение слабых и сильных сторон компании, для чего анализируются различные элементы внутренней среды организации.
Когда речь идет о внутренней среде организации, то обычно под этим подразумевается совокупность элементов, на которые так или иначе можно повлиять, в сравнении с факторами внешней среды, которые изменить невозможно. Итак, к внутренней среде организации относятся:
1. Люди.
2. Цели.
3. Задачи.
4. Технологии.
5. Структура [5].
Объединение всех перечисленных элементов представляет собой суть деятельности организации: люди, объединенные в определенную структуру, выполняют ряд задач, используя некие технологии для достижения конечных целей.
Таким образом, объединение элементов внутренней среды организации может быть эффективным или нет. Задача анализа состоит в определении тех процессов, которые налажены идеально, а также тех, которые снижают общую доходность компании [11].
Основные элементы внутренней среды организации принято классифицировать по группам, или так называемым срезам:
• организационный срез;
• маркетинговый срез;
• кадровый срез;
• производственный срез;
• финансовый срез.
Для удобства анализа отдельно рассматривают элементы каждой группы. В организационном срезе изучают особенности предприятия с точки зрения организационной структуры компании. Внимание уделяется как иерархическим связям внутри фирмы, так и системе взаимодействия между отдельными структурами предприятия. Маркетинговый срез дает представление об ассортименте товаров, их особенностях и преимуществах, факторах ценообразования, а также о методах сбыта и рекламы.
При рассмотрении финансового среза внимание уделяют финансовой отчетности, динамике основных показателей по расходам и доходности. Определяется эффективность движения денежных средств. В кадровом срезе рассматривают взаимосвязь между руководящим и исполнительным персоналом, проводится анализ результатов трудовой деятельности. Сюда же включается корпоративная или организационная культура организации, методы стимулирования и мотивации персонала.
Пятый срез – производственный – включает перечень технологий, норм, правил и стандартов по производству товаров и контролю их качества. Разнообразные инновационные разработки и научные исследования, направленные на расширение ассортимента или повышение полезных свойств товара, также относятся к производственному срезу [16].
Задача ситуационного подхода в анализе и принятии управленческих решений заключается в рассмотрении поведения отдельных сотрудников, их групп, а также характер влияния руководящего персонала. Согласно экономической теории персонал является одним из основных факторов производства, однако в современных реалиях коллектив сотрудников становится стратегически важным элементом.
Управленческая задача состоит в том, чтобы максимально эффективно наладить организацию труда персонала, при этом стоит учитывать несколько составляющих этого процесса:
• принципы подбора и найма персонала;
• адаптация новых сотрудников;
• кадровый мониторинг, его методы;
• мотивация и стимулирование персонала;
• обучение, повышение квалификации кадров;
• создание и поддержание корпоративной культуры.
Так, система организационной культуры организации, неверно налаженная на предприятии, может стать его слабой стороной и в итоге затруднить достижение как краткосрочных, так и долгосрочных целей и промежуточных задач. Управление коллективом остается одним из стратегических направлений деятельности руководителей.
При анализе состояния компании и планирования дальнейшей стратегии устанавливается одна или несколько целей. Задача управляющего звена компании выбирать только достижимые цели, которые соответствуют состоянию рынка и самой компании.
Наличие достаточных финансовых ресурсов, персонала и эффективного планирования в совокупности приводит к правильному целеполаганию. При этом список общих целей следует разделять на подцели или задачи, ответственность за выполнение которых распределяется между сотрудниками или подразделениями организации.
Например, компания Х, выходя на рынок с продукцией массового производства, устанавливает цель: занять место лидера на определенном рынке в краткосрочной перспективе. Компания Х при этом работала в другом сегменте, а при анализе финансовой отчетности было установлено, что имеется непогашенный кредит в банке на крупную сумму. Кроме того, анализ кадровой политики показал, что отдел продаж выполняет свои функции неэффективно и плановые показатели не достигаются. Очевидно, что поставленной руководством цели достигнуть не только сложно, но и практически невозможно.
Примеры правильно сформулированных целей:
• достигнуть узнаваемости бренда до 60%;
• увеличить долю рынка до 16%;
• войти в тройку лидирующих компаний на рынке;
• увеличить средний чек до 1500 рублей;
• повысить посещаемость сайта до 2000 человек в сутки.
Таким образом, для эффективной постановки целей руководство компании должно основываться на глубоких исследованиях рынка и текущего положения компании на нем.
После составления перечня целей компании необходимо разделить их на задачи, то есть на составляющие. Редко в какой-либо организации устанавливается только одна цель. Итак, стратегические цели компании преобразовываются в оперативные цели на год, полугодие или квартал. Далее цель разделяется на перечень конкретных задач, которые необходимо выполнить, чтобы достигнуть необходимого результата [4].
Каждая из установленных задач должна иметь задокументированный конечный результат, а также ответственных за ее выполнение отделов и конкретных сотрудников. Приведем пример преобразования одной из целей в список задач. Итак, для достижения цели по повышению объема продаж на 25% компания может распределить задачи таким образом:
1. Повышение плана назначенных встреч для каждого менеджера по продажам на 5%. Ответственность и контроль лежит на начальнике отдела Иванове И. И.
2. Предварительный анализ рыночной ситуации от маркетингового отдела, разработка рекламной компании с помесячным контролем за выполнением рекомендаций. Ответственный – начальник отдела А. П. Петров.
3. Расширение отдела продаж до 20 человек к концу года. Ответственный – HR-менеджер А. И. Сидоров.
4. Открытие 5 новых филиалов в регионах за 6 месяцев. Ответственный – заместитель директора по развитию Г. И. Лаптев, HR-менеджер А. И. Сидоров.
Таким образом, руководитель организации может контролировать процесс достижения цели предприятия поэтапно, а правильная работа кадровых менеджеров позволит каждому сотруднику нести личную ответственность за достижение общего результата.
Процесс преобразования сырья в готовую продукцию требует наличия определенных технологий. Если это завод по производству консервов, то необходимы специальные линии, обученный персонал, утвержденные стандарты и зарегистрированные патенты. Все вышеперечисленное относится к технологиям предприятия.
Как бы не было удивительно, но технологии, как элемент внутренней среды, присутствуют даже в маленьких ИП или у фрилансеров. Например, фотограф или дизайнер используют в своей работе специальное программное обеспечение, аппаратуру и технику, без которых оставаться конкурентным на рынке просто невозможно.
Одним из первых этапов анализа внутренней среды предприятия является подробное рассмотрение организационной структуры. При этом маркетологами и управленцами устанавливается не только перечень внутренних отделов, но и взаимосвязь между ними, иерархическое подчинение и зависимость.
Иерархия в организации труда персонала помогает эффективно распределить труд. Сотрудников разграничивают и обособляют в отдельные группы и отделы, закрепляют их за разнообразными подразделениями. Иерархия на предприятии может быть горизонтальной и вертикальной, а эффективность и качество распределения труда выявляется при анализе.
Одной из важных составляющих такого анализа может стать определение эффективности информационных и других потоков между подразделениями организации. Например, на предприятии Б, которое изготавливает детали для автомобилей, постоянно фиксируются задержки в выполнении плана. Сотрудников попросили заполнить карты рабочего времени, были введены штрафные санкции, однако такие предварительные меры по управлению коллективом оказались не эффективными.
При анализе взаимосвязи между отделами компании Б, оказалось, что вина лежит не на сотрудниках, которые изготавливают детали, а на отделе, который отвечает за ремонт оборудования. Так, многие станки простаивали больше положенного по графику времени в связи с затянувшимся ремонтом.
Принятию управленческого решения предшествует тщательный анализ всех элементов внутренней среды, внешней среды с последующим выводом о месте предприятия на рынке и его возможностях [3].
Полученные при анализе данные необходимо представить в виде списка. Например, это могут быть такие пункты:
1. Неквалифицированный персонал в отделе продаж.
2. Отсутствие собственных накопленных средств.
3. Инновационные разработки по производству товара.
4. Наличие кредита в банке.
5. Широкий ассортимент продукции.
6. Устаревшее оборудование на производстве.
После подготовки такого перечня необходимо разделить данные по качественному влиянию, то есть определить оказывает ли тот или иной фактор положительное влияние на деятельность компании или же отрицательное.
Так, в итоге первоначальный список должен разделиться на две части, а следующим этапом должна стать оценка возможного влияния указанных факторов внутренней среды организации. Рекомендуем использовать шкалу от 1 до 5 или же от 1 до 10. Каждый пункт в списке необходимо оценить в баллах в зависимости от того, как сильно влияет данный фактор на деятельность компании.
Следующий этап – это оценка возможного вреда, который может нанести каждый из пунктов списка. В итоге, полученный список необходимо про ранжировать согласно двум показателям – возможности и вероятности. Такой способ поможет отсечь малозначимые данные и создать список основных проблем, которые были обнаружены при анализе факторов внутренней среды организации. Пример качественного анализа среды организации должен завершиться конкретным списком из не более чем 10 пунктов по каждой из категорий – слабые и сильные стороны компании.
Инструмент SWOT подразумевает анализ среды компании как внутренней, так и внешней. Элементы внутренней среды организации и их характеристика показывают, какие сильные стороны можно использовать для достижения конкурентных преимуществ. Полученный при анализе список слабых сторон поможет скорректировать деятельность компании, чтобы минимизировать их вред или же произвести модернизацию и улучшение.
Результат SWOT-анализа помогает сопоставить угрозы и возможности внешней среды, то есть рынка, на котором работает или собирается работать компания с факторами внутренней среды. Задача маркетолога, управленца или руководителя составить маркетинговый план таким образом, чтобы, используя сильные стороны компании, можно было бы избежать вреда от рыночных угроз. То же самое можно сказать и о соединении рыночных возможностей и сильных сторон компании – руководитель должен решить, как эффективнее использовать их совместно.