Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина «Магнит», г Новосибирск

Компания «Магнит» была основана в Краснодаре в 1994 г. Сеть довольно быстро развивалась и уже к 2006 г. насчитывала 1500 магазинов. «Магнит» - одна из немногих компаний, которая в период кризиса 2008 г. получила поддержку от государства[1]. В настоящее время компания «Магнит» является лидером по росту доходов. Выручка в 2017 г. увеличилась на 29,2% и составила 579,7 млрд р. Таким образом, «Магнит» опередил компанию «Х5 Retail Group», которая с 2009 г. занимала первое место. В период 2010-2017 г.г. торговая сеть «Магнит» демонстрировала более высокий темп роста по выручке (в 50,6%).

Торговая сеть постоянно расширяется. В 2018 г. компанией было открыто 1575 магазинов, в 2017 г. - 1209. При этом в 2017 г. руководство организации посчитало целесообразным закрыть 13 магазинов «Магнит-Косметик», потому что их торговля не приносила ожидаемой прибыли. Тем не менее «Магнит» остается лидером по количеству магазинов.

Кроме того, организация ведет активную работу по расширению торговых помещений. Так, в 2017 г. торговые площади были увеличены на 48,1%.

На протяжении своего существования компания успешно использует ряд конкурентных преимуществ:

Формирование мульти форматного бизнеса. В стратегический план развития компании входит создание дополнительного формата гипермаркета, что позволяет осуществить расширенную сегментацию имеющихся рынков, а также привлекать клиентов с разным уровнем дохода, добиваясь, таким образом, как высоких показателей оборота, так и быстрых темпов роста компании.

Широкое присутствие в регионах. У сети «Магнит» огромный опыт работы в небольших городах, особенно в Южном и Северо- Западном федеральных округах. За все время работы организация демонстрирует высочайший рост оборотов. Это стало возможным за счет реализации стратегии экспансии в города, где численность населения не превышает полмиллиона человек. Именно в регионах ожидается максимальный рост потребительского спроса, стимулирующего дальнейший рост компании.

Крупнейшая по количеству магазинов торговая сеть в РФ. Компания с большим отрывом занимает первое место по количеству магазинов в России.


Узнаваемый бренд. Магнит - одна из первых компаний, предложивших товары под собственным брендом. При этом данные товары дешевле, чем аналоги других известных марок. Продвижение бренда укрепляет позиции организации на рынке. Ряд исследований, такте, как IGD, показал, что российские покупатели придают особое значение наличию бренда при покупке того или иного товара.

Эффективная система логистики. В компании развита и эффективная логистическая система. Дистрибьюторская сеть включает 22 распределительных центра. Также торговая сеть имеет собственный автопарк, насчитывающий 5577 автомобилей.

Руководство торговой сети «Магнит» также уделяет большое внимание работе с поставщиками. Компанией разработан перечень критериев для своих поставщиков. Три основных критерия: стоимость, качество продукции и надежность обслуживания. Выбирая поставщиков, компания проводит мониторинг деятельности каждого из них.

В качестве объекта исследования выбран магазин «Магнит» в формате типового «магазина вблизи дома» по адресу улица Линейная 31 , г. Новосибирск.

Организационная структура магазина «Магнит» в формате типового «магазина вблизи дома» представлена на рис.1.

Рисунок 1 - Организационная структура магазина «Магнит» («магазин вблизи дома») в г. Новосибирск

Применяемая на предприятия структура относится к линейно функциональному типу. Дадим характеристику данной структуры.

Линейно — функциональную организационную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она была первой структурой, подвергшейся изучению и разработке.

Преимущества

  1. Стимулирует деловую и профессиональную специализацию.
  2. Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях.
  3. Улучшает координацию в функциональных областях.

Недостатки

  1. Отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.
  2. В большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.
  3. Замедленная реакция на внешние изменения.

Рассмотрим виды деятельности предприятия и их результаты в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Виды экономической деятельности ЗАО «Тандер» по данным ЕГРЮЛ

Код по ОКВЭД

Тип

Наименование вида деятельности

52.22 - 52.25

Основной вид деятельности

Розничная торговля продуктами питания, алкогольными и другими напитками


С целью определения основных результатов деятельности предприятия необходимо осуществлять анализ показателей технико-экономической деятельности ООО «Магнит» на основе данных бухгалтерской отчетности. Общие сведения об ООО «Магнит» представлены в таблице 3.

Таблица 3. Технико-экономические показатели

Показатель

2016

2017

2018

2018 в’% к 2016

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

32252

39579

55528

172,17

Себестоимость продукции, тыс. руб.

20684

28814

44876

216,96

Валовая прибыль, тыс. руб.

1 1568

10765

10652

92,08

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

2577

7046

8125

315,29

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб.

1523

4970

5626

369,40

Рентабельность реализованной продукции, %,

в т ч.;

- продаж

35,87

27, 20

19,18

53,48

* до налогообложения

7,99

17,80

14,63

183,13

- чистой прибыли

4,72

12,56

10,13

214,66

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

1046

2563,5

3843

367,40

Фондоотдача, руб.

30,83

15,44

14,45

46,87

Фондоемкость, руб.

0,03

0,06

0,07

230,69

Среднесписочная численность работников, чел.

155

166

172

130,91

Фондовооруженность труда, тыс. руб. /чел.

19,02

38,84

53,38

280,63

Производительность труда, тыс. руб. /чел.

586,40

599,68

771,22

131,52

Из таблицы 2 можно сделать вывод о том, что в ООО «Магнит» произошло увеличение выручки от реализации продукции на 72,17 % в 2018 г. по сравнению с 2016 г., в то же время, себестоимость продукции возросла. Это повлияло на сокращение валовой прибыли на 7,92 %.

За счет роста операционных и внереализационных доходов предприятие имело увеличение прибыли до налогообложения более чем в 3 раза в 2018 г. по сравнению с 2016г.

Нестабильность доходов и расходов влияет на динамику уровня рентабельности. Так, например, рентабельность продаж имеет динамику к сокращению с 36 % до 19 %, т.е. в 2 раза за счет превышения темпов роста себестоимости над темпами роста выручки от реализации.


Рентабельность по прибыли до налогообложения и чистой прибыли в 2018 г. по сравнению с 2016 г. имеет тенденцию к росту, что свидетельствует о росте получаемых доходов в расчете на 1 руб. выручки от реализации продукции.

Рост среднегодовой стоимости основных средств ООО «Магнит» за анализируемый период в 3,7 раза вызвал сокращение показателя фондоотдачи с 30,83 руб. в 2016 г. до 14,45 руб. в 2018 г. Как показатель обратный фондоотдаче, фондоемкость имеет тенденцию к росту в 2,3 раза.

2.2. Анализ внешней среды магазина «Магнит»

Российский рынок переживает уникальный период, когда некоторые компании и регионы работают на разных стадиях развития. И при этом налицо существование таких компаний как сеть «Магнит», которые уже могут работать регионах, находящихся на разных стадиях. Это должно привести к тому, что новые регионы будут осваиваться в ускоренном темпе, а также к поглощению более слабых компаний. Все это означает, что и в ближайшие несколько лет сохранится высокий темп роста доли современных форматов.

Вместе с тем на локальных рынках розничной торговли продуктами питания конкурентные позиции «Магнита» отнюдь не являются доминирующими, поскольку ему приходится конкурировать «на местах» как с представителями других компаний сетевого ритейла так и (даже чаще) с местными фирмами, часто модифицированными (и приватизированными) наследниками еще советской торговой системы занимающими эту нишу давно и часто пользующихся административным ресурсом на местах.

Рассмотрим эту ситуацию на примере города Новосибирск.

Краснодарский ритейлер «Магнит» по состоянию на 2018 год довел количество магазинов в городе до 70. 44 объекта работают в формате «у дома», 25 – дискаунтеры «Магнит-Косметик» и один гипермаркет.

В целом по России сеть насчитывает 13 241 магазин, из них 10 072 работает в формате «у дома», 231 гипермаркет, 176 магазинов «Магнит Семейный» и 2 762 «Магнит-Косметик». Общая численность сотрудников компании составляет около 260 тысяч человек.

Для анализа нынешней конкурентной позиции сети «Магнит на этом локальном рынке, исследуем ближайшую конкурентную среду магазина шаговой доступности «Магнит.

Находящиеся на этом пространстве торговые предприятия, естественным образом между собой конкурирующие, объединим в следующую таблицу конкурентных позиций (табл.4).


При этом, то что в данном случае мы рассмотрим в качестве показательного примера конкурентного анализа только тех конкурентов «Магнит», которые наиболее представлены в городе своими «сетевыми» возможностями и таким образом представляют собой базовых «территориальных» конкурентов работающих в том же или смежном (по уровню платежеспособного спроса) потребительском секторе совсем не означает, что менее эффективными конкурентами при определенных обстоятельствах могут быть так же представленные в городе представители сетей «ЯРЧЕ» и «Пятерочка».

Таблица 4. Конкурентные позиции основных продуктовых сетей – конкурентов ООО «Магнит» в г. Новосибирск

N

п/п

Название

Выручка от ежемесячного оборота (оценивается с

достоверностью в ± 4-7 реальных %) в условных баллах от 1,0 до 10,0 )[2]

Основные конкурентные преимущества и ее оценка у условных единицах (по шкале от 1 до 5)

Слабые стороны и их оценка в условных единицах (по шкале от -5 до

+5)

Тенденции развития и их оценка у условных единицах ( по шкале от -5 до +5)

Совокупн

ый

показатель

потенциал

а

конкурент оспособно сти, как

([3]+[4]+

[5]+[6])

1.

ЗАО

«Продук

ты»

100[3]

Оценка: (6)

Широкий ассортимент продукции (для широкого круга потребителей. Слаженный годами коллектив.

Нахождение большей части магазинов в традиционных («узнаваемых») местах. В целом сбалансированная ценовая политика.

Оценка: (4)

Нехватка крупных, современных торговых площадей. На торговых площадях м-нов ЗАО можно встретить совершенно «не профильных» арендаторов Мало представлены сопутствующие товары. Сравнительная дороговизна некоторых видов товаров. Отсутствие автопарковок

Оценка: (-3)

Непрерывное хотя и несколько замедленное развитие

ассортимента и его расширение. Слабая работа по расширению и модернизации торговых площадей.

Оценка: (-1)

6

2.

ЗАО

«Пятерочка»

90

(5,5)

Нахождение зачастую вблизи «раскрученных» оыисных торговых комплексов и в районе сосредоточения «беловоротничковых» фирм.

Наличие вблизи магазинаов системы комплексных обедов. Современные торговые площадит и обеспечивают

достаточно быстрое обслуживание.. Как правило наличие рядом автостоянок и мест придорожной парковки (4)

«Элитарное» ценообразование, недостаток сопутствующих товаров. Магазины отсутствуют в «Спальных» микрорайонах и р-нах частного сектора.

(-2)

Хорошая

возможность

территории

ального

расширения и роста торговых площадей за счет сравнительно льготной аренды и нового строительства.

(2)

95

3.

ЗАО

«ЯРЧЕ»

140

(7,5)

Полностью

автоматизированный

режим работы в

исключительно

круглосуточном

формате. Наличие

«эксклюзивного»

ассортимента.

Компактное

размещение в торговых

центрах и

использование их

инфраструктуры.

(3)

Отсутствие

значительной части

ассортимента для

мало и

среднеобеспеченных

слоев. Нестабильная

кадровая политика

руководства.

(-2)

Очень хорошая

возможность

территориальног

о и

ассортиментного

развития за счет

имеющихся

торговых и

вводимых

площадей.

(3)

115

4.

«Магнит»

120

(6)

Комплекс преимуществ

федеральной

продуктовой сети с

опорой на проверенные

бренды и готовой

технологией

«агрессивного»

развития. Ориентация

на «рядового»

потребителя.

(4)

Наличие

стилистической

«изюминки» на фоне

достаточно

разнообразного

ассортимента. Не

частая смена как

торгового, так и

обслуживающего

персонала.

(1)

Активное

территориальное

расширение +

просматривается

тенденция все

большего упора

на продажу

сопутствующего

ассортимента

(текстиль и т. п.).

(1)

12