Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РФ
1.1 Нормативно-правовое регулирование института социального обслуживания
1.2. Сущность системы социальной защиты населения в РФ
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН РФ
2.1. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой работы заключается в следующих обстоятельствах: после распада Советского Союза, более двух десятилетий, в нашем обществе были созданы новые социальные институты и система социальной защиты, социальной поддержки и социальных услуг. страны. Поэтому необходимо реформировать систему социального обслуживания. Одним из важнейших аспектов экономической и социальной политики российского общества является система социального обеспечения, которая регулирует вопросы, касающиеся социально незащищенной части общества. В частности, система социального обеспечения - это экономическое, правовое и институциональное действие, направленное на помощь наиболее уязвимым.
Важно отметить, что социальное обеспечение - это, в частности, комплекс программ, реализуемых обществом для компенсации отсутствия или значительного сокращения трудовых доходов и помощи людям, которые не имеют доступа к оптимальной занятости по состоянию здоровья.
Поэтому актуальность социальной защиты обусловлена растущей ролью социального фактора в российском обществе, что требует глубокого научного и критического анализа государственной политики в социальной сфере в целом и защиты социальных прав человека в частности. , В частности, в связи со значительным падением уровня жизни большинства населения и ростом бедности из-за санкций - ограничительные политические и экономические меры, введенные в отношении России в результате присоединения Крыма к Россия и конфликт на востоке Украины.
Социальная защита малообеспеченных граждан также обусловлена конституцией и законодательством субъектов Российской Федерации, регулирующего социальную поддержку населения.
Объект исследования – социальное обеспечение и защита населения как элемент правовой системы Российской Федерации.
Предмет – сущность, проблемы и перспективы развития института социального обслуживания граждан РФ.
Цель курсовой работы – изучить правовую сущность института социального обслуживания в системе социальной защиты граждан РФ.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть нормативно-правовое регулирование института социального обслуживания;
- проанализировать сущность системы социального защиты населения в РФ;
- охарактеризовать место и роль института социального обслуживания в системе социальной защиты граждан РФ.
В работе использованы материала следующих авторов: Буянова М.О., Волкова Т.Г., Гордеева А.О., Гусова К.Н., Жаворонков Р.Н., Жукова А.П., Кузнецов И.В., Юнусова Э.А. и др.
Теоретическую основу исследования составили работы ученых в различных отраслях законное правовой науки, особенно по трудовому праву, праву социального обеспечения.
Информационная база работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам социального обслуживания, развития социальной защиты населения, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
Методологическая основа исследования состоит из общенаучного диалектического метода познания, а также общих, специальных и частных методов исследования: формально-юридического, сравнительно-правового, системного, комплексного, нормативного.
Работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы, включающего 26 наименований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РФ
1.1 Нормативно-правовое регулирование института социального обслуживания
Российская Федерация в настоящее время переживает определенный период своего развития - реформу социально значимых систем. После распада Советского Союза, более двух десятилетий, в нашей стране был создан новый социальный институт, система социальной защиты, социальной поддержки и социальных услуг для граждан. Поэтому необходимо реформировать систему социального обслуживания. Нормативно-правовая база этого учреждения социальной защиты устарела, и система предоставления социальных услуг, которая была реализована исключительно государственным сектором экономики, не была полностью эффективной. Для реформирования системы социального обслуживания населения приняли Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан», призванный заменить два нормативно-правовых акта, действующих в этой сфере: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ. Данное обстоятельство начало модернизировать всю правовую базу, регулирующую эту сферу деятельности. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» ввел новые принципы социального обслуживания, определил компетенцию органов государственной власти, создал условия легально для включения в сферу социального обслуживания негосударственных, оказывающих социальные услуги. Что касается применения Федерального закона № 442-ФЗ «О социальных услугах для граждан в Российской Федерации», следует отметить следующее:
Во-первых, положения нового федерального закона направлены на регулирование социальных отношений в сфере социальных услуг в отношении отдельного гражданина и подчеркивают целенаправленный подход в предоставлении социальных услуг. Адресный подход находит подтверждение как в названии Федерального закона, в котором применяется понятие «гражданин», а не «население», как в Федеральном законе, ранее действовавшем от 10.12.1995 № 195- ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и непосредственно в его тексте (индивидуальная программа по предоставлению социальных услуг; индивидуальные потребности в социальных услугах и т. Д.).
Во-вторых, в законе применяются новые понятия, такие как поставщики социальных услуг, получатели социальных услуг, индивидуальная программа социальных услуг и т. д.
В-третьих, Федеральный закон содержит внутренние противоречия стандартов[1].
Так, в пункте 1 статьи 30 федерального закона перечислены финансовые источники социальных услуг, а в пункте 4 этой статьи федерального закона перечислены те же источники финансового обеспечения для негосударственных организаций в сокращенном варианте, что это нелогично с точки зрения юридической техники, поскольку порождает неоднозначное понимание правовых норм.
Со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2014 № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[2], который заменил и объединил в себе сразу два Федеральных закона: от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», была значительно реформирована система социального обслуживания населения России. Новый закон вводит и провозглашает новые принципы в сфере социальных услуг, вводит новые концепции и разъясняет те, которые уже действуют, включая концепцию социальной поддержки. Название статьи 22 закона «Помощь в предоставлении медицинских, психологических, образовательных, юридических, социальных услуг, помимо социальных услуг (социальной поддержки)» фактически содержит определение рассматриваемой концепции, которая имеет характер унификатор и включает оказание медицинской, психологической, образовательной, юридической и социальной помощи. Концепция социальной поддержки уже применяется в законодательных документах, регулирующих социальную работу в различных регионах страны. Закон г. Москвы от 09.07.08 г. № 34 «О социально-бытовых услугах г. Москвы» (ст. 16) путем социальной поддержки предусматривал временную или постоянную реализацию социальными службами услуг социального обслуживания граждан и семей оказавшись в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, а также предотвращая опасные для своего здоровья и благополучия последствия отсутствия таких услуг[3].
Несмотря на вступление в силу с 2015 года нового федерального законодательства в области социальных услуг, к сожалению, правовая база, действующая в данной области, еще не обновлена, и существует не было никакой работы, чтобы признать, что нормативные тексты, принятые в советский период, больше не действовали. Таким образом, принятие нового федерального законодательства в области социальных услуг позволило, с одной стороны, обновить федеральную и региональную правовую базу в данной области, установить новые подходы для организация социальных служб, с другой стороны, - окончательно не решила проблемы вступления в силу федеральных правовых документов и не разрешила существующие правовые противоречия, соответственно, работы в этой области должны быть продолжены.
Реализация основных положений закона позволила сделать важный шаг на пути к эффективному и продуктивному развитию всей системы социального обслуживания, но некоторые положения нового закона, по-видимому, требуют улучшений для устранения областей вопросы качества и комплексного предоставления социальных услуг.
Во-первых, ст. 20 установлен закрытый перечень аспектов социальных услуг: социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-образовательные, социально-работающие, социально-правовые, сервисные с целью повышения коммуникативного потенциала получатели социальных услуг с ограничениями на жизнедеятельность, в том числе дети-инвалиды, а также срочные социальные услуги. Реализация закона показала, что этого списка недостаточно для полноценного лечения людей с ограниченными возможностями, включая детей с ограниченными возможностями. Услуги социальной реабилитации для людей с ограниченными возможностями »предоставляет широкий спектр реабилитационных услуг, чтобы помочь инвалидам восстановить свой социальный статус и достичь материальной независимости. Социальная адаптация и социальная интеграция, а также уровни реабилитации, предусмотренные стандартом и специфика этой помощи не позволяет включить полную реабилитацию инвалидов в список действующих социальных служб, и поэтому представляется полезным дополнить эту статью закона дополнением о реабилитации и реабилитационных услугах, предлагаемых инвалиды.
Во-вторых, в соответствии с разделом ФЗ социальных услуг является гражданин, признанный нуждающимся в социальных услугах и пользующийся социальными услугами или социальными услугами. По нашему мнению, это правило лежит в основе ограничения ситуации отсутствия безопасности в семье. Когда один или несколько членов семьи нуждаются в социальных услугах, необходимо признать, что каждый член семьи нуждается в социальных услугах индивидуально, и разработать индивидуальные программы социального обслуживания. Эта практика затрудняет реализацию глобального плана действий, направленного на то, чтобы вывести семьи из ситуации социальной незащищенности. В то же время более быстрому и качественному решению могло бы способствовать распределение в федеральном законе социальных услуг не только для отдельных лиц, но и для семей. Поэтому полезно внести поправки в федеральный закон, касающийся возможности признания семей, нуждающихся в социальных услугах, и разработки программ социального обслуживания семьи[4].
Итак, другими словами, ведение статьи о социальной поддержке в закон о социальных услугах было новым, но, несмотря на все нововведения в принятой статье, она представляет значительные пробелы. Первоначально социальная поддержка должна была быть услугой, предоставляемой семьям с детьми в трудной ситуации. Он также обратил внимание на отсутствие в законе конкретного механизма социальной поддержки, что привело к большому количеству споров, как в области применения этой услуги, так и в области применения закона.
Интенсивное развитие рыночных отношений в России оказывает значительное влияние на всю правовую систему, а также на различные сектора и институты. Основной задачей российского законодательства как социального государства является защита прав и интересов граждан.
Являясь автономным сектором российского права, право на социальное обеспечение сегодня становится эффективным средством обновления всей социальной сферы страны и серьезным препятствием на пути развития негативных последствий для граждан в условиях рынка ,
В национальной литературе были предприняты попытки объединить текущий опыт и конкретизировать характер социальных услуг для различных категорий населения.
Создание эффективной системы социального обслуживания также требует создания собственных инструментов для понимания окружающей действительности и человека, который нуждается в социальных услугах.
Система социальной помощи и социальной защиты - это совокупность нормативных рамок, совокупность действий в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти, а также в социальных институтах общества. Система социальной помощи и социальной защиты не ограничивается принятием в законодательном порядке определенных гарантий, но все основные акты должны иметь правовую основу как на законодательном, так и на исполнительном и судебном уровнях. В научной литературе система социальной защиты также является ответом на определенные социальные и экономические инновации.
1.2. Сущность системы социальной защиты населения в РФ
Система социального обслуживания является одной из самых динамичных в мире. Его уровень является важнейшим критерием и характеристикой современного общества. Его деятельность позволяет корректировать социально-психологическое положение наиболее уязвимых слоев населения, стабилизировать общество в целом и влиять на эти факторы с целью снижения социальной напряженности и прогнозирования ее в будущем. Социальные услуги сами по себе становятся инструментом общества, когда каждый может удовлетворить свои потребности в плане социальных услуг. К сожалению, на данный момент в России преобладает другой подход, в котором социальные услуги в основном предназначены для социальной помощи и реабилитации категорий населения, испытывающего трудности. Не ставя под сомнение актуальность этой помощи, следует признать, что спектр и качество услуг должны быть расширены за счет удовлетворения потребностей различных социальных секторов, поскольку социальные услуги являются средством оптимизации социальных взаимодействий и взаимоотношений в обществе, которое связано с целями социальной политики и управления. Социальные услуги большинства исследователей (Э.М. Агабян, С.М. Аленикова, К.Н. Гусу и др.) Рассматриваются как социальная деятельность, как социальная акция, направленная на воспроизводство социальных объектов на новом более высоком уровне жизни и регулирование, а именно социальные отношения между субъектами и объектами этих видов деятельности в данной социальной среде. Концептуально важным моментом является то, что социальные услуги рассматриваются как процесс, продолжительность которого определяется рядом факторов: субъективная потребность индивида в зависимости от показателей здоровья, степень потери самообслуживание и способность путешествовать. Объективная оценка профессионалов, работников социальных служб, которые высказывают мнение не только о жизненных ограничениях, но и о видах социальной помощи и графике их предоставления, дает рекомендации по организации социальных услуг[5].