Файл: Абстрактная композиция и начало проектирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для меня стиль абстракционизм это прежде всего противостояние логике цивилизации. Вся история цивилизации последнего века построена на формулах, алгоритмах, принципах, уравнениях и правилах. Однако, человеку свойственно стремление к равновесию и гармонии. В связи с чем на заре века научно-технической революции появляется такое вот арт течение, которое не подчиняется классическим канонам рисования, а наоборот, служит своей целью дать свободу неосознанному и хаотичному, на первый взгляд лишенному смысла, но тем самым давая человеку возможность освободиться от влияния норм и догматов и сохранить внутреннюю гармонию.

10. Примеры изображения в абстрактной композиции различных ощущений

Абстрактная композиция. Проектная работа

В залах, где висят полотна эпохи Возрождения, сориентируется даже не очень подготовленный зритель: по крайней мере, он сможет легко назвать, что изображено на картине — люди, фрукты или море, какие эмоции испытывают герои. Перед полотнами Ротко, Поллока или Малевича мы чувствуем себя не так уверенно — на них нет объекта, чтобы, как в школе, выяснить, «что хотел сказать автор». В этом и состоит главное отличие абстрактной, или беспредметной, живописи от более привычной нам фигуративной: художник-абстракционист вообще не стремится изобразить окружающий мир, он не ставит перед собой такую задачу.

Если внимательно посмотреть на последние два века истории западного искусства, становится понятно, что отказ от предмета в живописи — закономерный этап развития. В XIX веке появилась фотография и исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти.

Художники в совершенстве освоили законы перспективы и композиции, научились изображать людей и животных с необыкновенной точностью, обзавелись подходящими материалами, но результат выглядел всё менее убедительно. Мир начал стремительно меняться, города становились больше, началась индустриализация — на этом фоне реалистичные изображения полей, батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека.

Импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты — художники, которые не побоялись снова поставить вопрос о том, что важно в искусстве: каждое из этих направлений использовало опыт предыдущего поколения, экспериментируя с цветом и формой. В итоге некоторые художники пришли к тому, что контакт между автором и зрителем происходит через линии, пятна и мазки краски. Так зритель мог ощутить в полной мере радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой. Всё это отлично сочеталось с новыми философскими и религиозными учениями.


В любой непонятной ситуации используйте формальный анализ. Представьте, что вы стоите перед восхитительной, как написано в путеводителе, авангардной картиной и не чувствуете ровным счётом ничего, потому что вы вообще не понимаете, что здесь нарисовано и куда нужно смотреть. В такой ситуации на помощь спешит формальный анализ, с которого стоит начинать знакомство с любым произведением искусства. Выдохните и попробуйте ответить на несколько детских вопросов: что я вижу перед собой — картину или скульптуру, графику или живопись? С помощью каких материалов и когда это было создано? Как можно описать эти формы и линии? Как они взаимодействуют? Двигаются они или статичны? Есть ли здесь глубина — какие элементы изображения находятся на первом плане, а какие на втором?

Следующий этап тоже довольно простой: прислушайтесь к себе и попробуйте определить, какие эмоции у вас вызывает то, что вы видите. Весёлые эти красные треугольники или тревожные? Ощущаю ли я себя спокойно или картина давит на меня? Контрольный вопрос: пытаюсь ли я понять, на что это похоже, или позволяю своему разуму свободно взаимодействовать с цветом и формой?

Многие абстракционисты имеют классическое образование и отличные навыки академического рисунка. Они выбирают визуальный опыт, не обременённый предметностью: художники как бы облегчают задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогают сразу погрузиться в эмоциональное переживание.

В 2011 году исследователи решили проверить, действительно ли полотна в жанре абстрактного экспрессионизма (к этому направлению абстрактного искусства возникает больше всего вопросов) неотличимы от рисунков маленьких детей, а также художеств шимпанзе и слонов. Испытуемым предлагали посмотреть на пары картинок и определить, какие из них сделаны профессиональными художниками — в 60–70 % случаев респонденты выбирали «настоящие» произведения искусства. Перевес небольшой, но статистически значимый — видимо, в работах абстракционистов действительно есть что-то такое, что отличает их от рисунков умного шимпанзе.

Импрессионисты, в чьей компетентности мы сегодня не сомневаемся, были абстракционистами своего времени: Моне, Дега, Ренуара и их друзей обвиняли в том, что они отказались от реалистичного изображения в пользу передачи ощущений. «Небрежные» мазки, заметные невооружённым глазом, «странная» композиция и другие прогрессивные приёмы казались публике того времени кощунственными. В конце XIX века импрессионистов всерьёз обвиняли в «неумении рисовать», вульгарности и цинизме.


Лучший способ прочувствовать произведение абстрактного искусства — встать перед ним и смотреть, смотреть и смотреть. Некоторые работы могут погрузить зрителя в глубокие экзистенциальные переживания или экстатический транс. Хотя эмоциональный контакт важнее всего, отказываться от знакомства с историческим контекстом не стоит: название не поможет вам понять «смысл» произведения, но может натолкнуть на интересные мысли.

История создания работы тоже важна: если вы узнаете, когда и при каких обстоятельствах было создано произведение, вы разглядите в нём что-то новое. Тот же «Чёрный квадрат» производит совсем другое впечатление, если вы что-то знаете о философских течениях и искусстве начала XX века.

 Абстрактные техники чаще других используют в арт-терапии: они помогают выразить сложные ощущения, для которых трудно подобрать слова. Для многих художников, страдающих от внутренних противоречий и собственной несовместимости с внешним миром, абстракция стала чуть ли не единственным способом примирения с действительностью. Абстрактные работы можно создавать с помощью любых художественных материалов — от акварели до дубовой коры.

Если под рукой есть дети — обязательно привлеките их к процессу: практика показывает, что дошкольники гораздо быстрее улавливают суть абстракции, чем скептически настроенные взрослые. При создании собственных абстрактных работ, и при знакомстве с признанными мастерами главное — присутствовать в моменте и ощущать радость от собственных интеллектуальных усилий. Абстракция настолько субъективна, что утончённые знатоки искусства и случайные зрители оказываются перед ней на равных. Нет «правильного» и  «неправильного» способа прочувствовать абстрактное произведение — а значит, можно не бояться ошибиться.[Ил.11-23].

11. Абстракция работа «Любовь». Чистое и белое постепенно заполняется человеческими чувствами, как младенец, который понимает, что такое страх

12. Абстракция работа «Любовь». Взаимодействие реальности и мечты, компьютерная стабильность, порождающая скачки отчаяния

13. Абстракция работа «Любовь». Депрессия, необходимость пересмотрения жизненных устоев

14. Абстракция работа «Любовь». Открытие миру своей души, возможно встретив что-то, что добавляет яркости


15. Абстракция работа «Любовь». Свежее чувство, как вздохнуть воздух после дождя, почувствовать зеленую траву летом босыми ногами, раздвижение рамок

16. Абстракция работа «Любовь». Страсть, остатки депрессии, сломанные рамки, вихрь эмоций их жирность и полнота ощущений, тяжесть

17. Абстракция работа «Любовь». Борьба между рациональностью и страстью

18. Абстракция работа «Любовь». Четкое следование правилам

19. Абстракция работа «Любовь». И снова любовь вихрем, заставляет разрывать пространство своим мазком краски

20. Абстракция работа «Любовь». Притупление, старение чувств

21. Абстракция работа «Любовь». Опавшая роза

22. Абстракция работа «Любовь». Последние попытки чувств, стирающиеся из памяти и сердца

23. Абстракция работа «Любовь». Линия жизни

Абстракционизм в интерьере

Абстракционизм как стилистической направление в оформлении интерьера характеризуется хаотичностью форм и цветовых сочетаний. Этот хаос, по замыслу его создателей, призван вызывать в сознании людей подсознательные ассоциации.

Абстрактный стиль в оформлении интерьера позволяет освободить воображение человека, позволяя ему увидеть привычные предметы в хаотичном нагромождении линий.

Предметы декора интерьера, выполненные в стиле абстракционизма, визуально вызывают противоречивые ассоциации: некоторым они нравятся и пробуждают фантазию и воображение, а у других — абстракцонизм вызывает лишь недоумение, потому что они не находят в этом стиле не малейшей красоты и гармонии.

Абстракционизм как стиль оформления интерьера более всего подойдет креативным личностям, натурам творческим и глубоко чувствующим внутреннюю красоту и гармонию мира. На сегодняшний день абстрактный стиль вновь восходит к пику своей популярности, и многие дизайнеры широко используют в своем творчестве методы и приемы абстрактного оформления интерьера.


Для абстрактного стиля в оформлении интерьера характерен минимализм в использовании деталей, абстрактных рисунков, предметов декора и аксессуаров. В основных своих чертах абстракционизм имеет близость к стилю модерн, и многие его деталей сходны с этим стилем.[Ил.24].

Абстрактные элементы не обязательно должны иметь резкий контраст. Напротив, они могут быть выполнены в цветовой гамме пастельных тонов, но все же должны притягивать взгляд своей формой.

24. Пример абстракции в интерьере

Цветовая и оттеночная палитра оформления интерьера в абстрактном стиле может быть весьма разнообразной.

При этом броские цветовые акценты можно использовать только в виде отдельных элементов, потому что обилие ярких, насыщенных цветов создаст слишком тяжелый и утомительный для визуального восприятия интерьер. [Ил.25-].

25. Пример абстракции в интерьере

26. Пример абстракции в интерьере

27. Пример абстракции в интерьере

Первым архитектором, связавшим слова «современный» и «архитектура» в печати, стал Отто Вагнер из Вены. Он составил название книги, опубликованной в 1896 году и основанной на вступительной лекции Вагнера в качестве профессора архитектуры в городской Академии изящных искусств. Утверждая, что архитектура должна отражать тот факт, что «новые задачи человечества требовали изменения или воссоздания существующих форм», он призывал к созданию светлых, хорошо проветриваемых домов с простой обстановкой, гармонирующих с «клетчатыми бриджами» и прочей одеждой для отдыха в современном городе, и выступал за использование тонких плит каменной облицовки, как «средства выражения новых форм строительства, использующих каркасные конструкции».

Прославление возможностей новых методов строительства стало основным смыслом для выражения новизны в архитектуре, в такой степени, что Вагнер переименовал последнее издание своей книги Die Baukunst unserer Zeit («Искусство строительства нашего времени»), чтобы соответствовать прогрессивным направлениям. Полноценное проявление новизны в архитектуре, подобно другим изобразительным искусствам, заключалось в возникновении ряда эстетических и технических инноваций. Абстракция была средством избавления от устаревших стилистических форм и приведения здания к языку «чистой» формы. Разделение пространства на слои в кубизме нашло отражение в свободных планах Вилл Ле Корбюзье, созданных в 1920-х годах. Большие листы стекла обеспечивали как прозрачность, позволявшую создавать пространственную целостность, так и выразительность структуры, а также обманчивую игру отражений, которые могли завладеть мимолётными и случайными качествами современного города, определённого Бодлером – в двух его проектах Стеклянных башен 1919 и 1923 годов.