Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
1.1. Значение организации труда на предприятии
1.2. Виды и формы мотивации труда и их значение
1.3. Заработная плата как важный способ мотивации труда работников предприятия
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ «ЭЛЬДОРАДО»
2.1. Характеристика «Эльдорадо»
2.2. Исследование организации оплаты труда как способа мотивации труда работников «Эльдорадо»
2.3. Методы мотивации труда персонала в «Эльдорадо»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
3.1. Совершенствование подбора персонала
3.2. Совершенствование механизмов оплаты труда
2) Критерии оценки труда в «Эльдорадо»: качество работы; исполнительская дисциплина; трудовая дисциплина.
3) Регламент.
В «Эльдорадо» используется тарифная система оплаты труда, при этом только повременно-премиальная ее форма, сдельная форма оплаты труда не применяется, что является существенным недостатком в организации оплаты труда. Повременная форма оплаты труда в «Эльдорадо» представляет собой оплату за количество отработанного времени. При этом применяется премиальная система повременной формы оплаты труда.
В фирме «Эльдорадо» оперативный учёт личного состава ведут работники бухгалтерии на основании заявления нанимающегося на работу, приказов (распоряжений) о приёме и увольнении. Можно выделить три направления движения работников в фирме «Эльдорадо»:
- приём на работу;
- перевод сотрудника;
- увольнение.
Выделяют 3 уровня документов по оплате труда, используемых в «Эльдорадо»:
1 уровень (оперативный учёт) - унифицированные формы первичных учётных документов:
- ф. Т-1 «Приказ (распоряжение) о приёме на работу»;
- ф. Т-2 «Личная карточка»;
- ф. Т-13 «Табель учёта рабочего времени» и др.
Формы заполняются в производственных подразделениях и передаются в бухгалтерию, где уже непосредственно и осуществляется бухгалтерский учёт. Перечисленные формы заполняются в бухгалтерии «Эльдорадо».
2 уровень (аналитический учёт) - осуществляется в Форме № Т-51 «Расчётная ведомость». На её основании заполняют Форму № Т-53 «Платёжная ведомость».
Приём оформляется «Приказом о приёме на работу» (ф. № Т-1). фирме «Эльдорадо» ф. № Т-1 заполняется в бухгалтерии, при этом от поступающего требуют:
- предоставление трудовой книжки, справки с предыдущей работы;
- предъявление паспорта, ИНН, пенсионного страхового номера;
- при необходимости специальных знаний администрация требует предъявление диплома или иного документа об образовании.
На основании распоряжения о приёме на работу бухгалтерия открывает лицевой счёт. Форму № Т-2 «Личная карточка» заполняют и ведут в одном экземпляре на всех работников фирмы «Эльдорадо».
В фирме «Эльдорадо» при приёме на работу специалистов с ними заключается трудовой договор. Для остальных категорий персонала, в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка для работников фирмы «Эльдорадо», «фактическое допущение к работе…считается заключением трудового договора независимо от того, был ли приём на работу оформлен надлежащим образом».
Другой формой движения работников фирмы «Эльдорадо» является перевод на другую работу. Разница между переводом и простым перемещением состоит в том, что при переводе меняются существенные условия труда:
- система и размер оплаты труда;
- льготы,
- режим работы;
- установление или отмена неполного рабочего времени,
- совмещение профессий;
- изменение разрядов и наименования должностей.
Оформляется перевод «Приказом о переводе на другую работу» - Форма № Т-5. Работник бухгалтерии заполняет её в двух экземплярах, которые хранится в бухгалтерии.
Увольнение работника фирмы «Эльдорадо» оформляется «Приказом (распоряжением) о прекращении трудового договора» - Форма № Т-8. Такой приказ в двух экземплярах составляется в бухгалтерии. Его визирует начальник подразделения и подписывает руководитель организации.
В фирме «Эльдорадо» применяется почасовая и помесячная оплаты труда.
Почасовые тарифы устанавливаются для оплаты труда рабочих, месячные оклады - для оплаты служащих и специалистов.
Фонд заработной платы «Эльдорадо» состоит из оплаты:
- за отработанное время (по тарифным ставкам, по сдельным расценкам, премии и вознаграждения, надбавки и доплаты и др.),
- оплаты за необработанное время (ежегодных и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности и др.),
- единовременные поощрения и другие выплаты (разовые премии, материальная помощь, денежная компенсация и др.),
- оплата питания, жилья и топлива, премии.
Рассмотрим, как осуществляются расчёты зарплаты при использовании почасовой и помесячной повременной тарифной системы оплаты труда в фирме «Эльдорадо».
Расчёты осуществим на основании расчетного листка отдела снабжения фирмы «Эльдорадо» за июль 2018г. и расчетного листка хоз. отдела т.ж. за июль 2018г. (таблица 2):
Таблица 2
Сравнение расчета заработной платы за июль 2018г. при применении
почасовой и помесячной тарифной ставки
Отдел, работник |
Тарифная ставка |
Отработан. время |
Сумма начисле- ния, руб. |
||
почасовая, руб. |
помесячная, руб. |
в часах |
в днях |
||
1. Отдел снабжения: |
|||||
Антонова П.М. |
109,05 |
176 |
19192,8 |
||
2. Хозяйственный отдел: |
|||||
Воронов А.И. |
19800 |
9 |
8485,7 |
[Таблица составлена автором]
1) Для Антоновой П.М.:
109,05х176 = 19192,8 руб.
2) Для Воронова А.И.:
В июле 2018г. был 21 рабочий день, следовательно, зарплата одного рабочего дня составляет:
19800 / 21 = 942,86 руб.
Для 9 отработанных дней:
942,86 х 9 = 8485,74 руб.
В «Эльдорадо» применяется повременно-премиальная форма оплаты труда. Премии выплачиваются по итогам работы за месяц. Средняя величина премиального фонда – 30% к окладному фонду зарплаты включая доплаты за многосменный режим.
Критерии оценки труда работников «Эльдорадо» для выплаты премий:
- качество работы;
- исполнительская дисциплина;
- трудовая дисциплина.
Таким образом, ежемесячная зарплата за труд работников фирмы состоит из постоянной части (базовый оклад), персональной надбавки, надбавки за совмещение функций, за стаж работы и премий (за квартал и год).
2.3. Методы мотивации труда персонала в «Эльдорадо»
Чтобы успешно развиваться, ООО «Эльдорадо» должно управлять следующими аспектами деятельности:
- набором,
- учебой,
- оценкой,
- стимулированием,
- мотивацией,
- вознаграждениями персонала.
В совокупности и единстве методы, процедуры, программы составляют систему управления персоналом.
Всю работу по управлению в ООО «Эльдорадо» можно разделить на две части: управление деятельностью и управление людьми (персоналом) (рисунок 10).
Управление деятельностью
Управление персоналом
- управление внешней средой
- управление внутренней средой
- поддержание компетенции
- управление своей работой
- управление подразделением
- кадровая политика
- управление собой
- управление людьми
Управление
Рис. 10. Виды управления в ООО «Эльдорадо»
В «Эльдорадо» отбор персонала осуществляют специалисты отдела кадров.
Рассмотрим механизм отбора персонала в «Эльдорадо» на примере продавцов-консультантов.
Процесс подбора продавцов-консультантов в «Эльдорадо» включает следующих четыре этапа:
Этап I «Планирование»: определяется потребность организации в подборе персонала:
- составление заявки «Эльдорадо» на подбор с описанием требований к кандидату;
- исследование рынка труда.
Этап включает в себя следующие ступени:
1) «Заявка на проведение подбора персонала»: она заполняется руководителем того отдела, куда требуется продавец (при помощи сотрудника отдела кадров) и содержит основные требования к претенденту, необходимые для работы.
2) Руководитель подразделения заполняет «Характеристику рабочего места».
Этап II «Организация» начинается с размещения информации о вакансии в «Эльдорадо»:
- СМИ;
- Интернет;
- организация ярмарки вакансий в компании;
Специалисты отдела кадров «Эльдорадо» определяют каналы поиска кандидатов, т. е. анализируют, где будут искать кандидата на должность продавца-консультанта. При этом в «Эльдорадо» используют следующие источники:
- интернет: просматривают страницы, где ищут работу потенциальные кандидаты; сами подают в интернете информацию о поиске сотрудников для «Эльдорадо»;
- ярмарки вакансий;
- СМИ:
а) ресурсы поиска работы;
б) рекламные газеты;
- биржа труда.
Подбор кандидатов на работу в данную Компанию происходит с помощью:
- телефонные интервью;
- анализ резюме / анкет.
Этап включает следующие ступени:
1) Составление кандидатами на должность продавца-консультанта резюме.
Анализируя используемое в «Эльдорадо» резюме можно отметить, что информация о соискателях, полученная с помощью данного резюме, будет не полной (таблица 3).
Таблица 3
Пример составления резюме на вакансию продавца-
консультанта в «Эльдорадо»
Информация |
Ответы |
ФИО |
Иванова Мария Сергеевна |
Цель обращения |
получение должности продавца-консультанта |
Дата рождения |
12.10.1980г. |
Образование (годы, учебное заведение) |
2007-2011гг.: Российский Государственный Торговый техникум |
Факультет |
Торговля и сервис |
Специальность |
Продавец |
Опыт работы |
С 2012г. по наст. вр.: «Лолита» (магазин-салон женской одежды класса люкс) |
Должность |
Продавец |
Должностные обя- занности |
- Консультирование клиентов‚ - Работа с ККМ, исполнение обязанностей кассира, - Участие в оформлении торгового зала и витрин |
Дополнитель- ные сведения |
ПК – уверенный пользователь; - Опыт работы в программе 1С: Предприятие 8.0; - Опыт работы на контрольно-кассовых машинах |
Семейное поло- жение |
Не замужем |
Дети |
Нет |
Гражданство |
РФ |
Место проживания |
Маяковского 12-9 |
Телефон |
8-903-227-3917 |
Желаемая зарплата |
От 20 тыс. руб. |
[Таблица составлена автором]
Можно было бы включить в резюме соискателей Компании следующую информацию:
- знания и навыки;
- желательная занятость (полная, частичная);
- тип работы (постоянная, временная);
- пожелания.
Главная цель резюме - получить приглашение на встречу, хотя бы для заполнения анкеты.
Первичный отбор осуществляется по результатам резюме: если работников отдела кадров устроило резюме, тогда соискателям предлагают заполнить анкету.
2) Анализ анкет.
3) Интервью.
Этап III «Координация» заключается в принятии решения о приеме на работу.
Этап IV «Контроль» включает:
1) Проверка информации службой безопасности.
2) Ознакомление с должностными инструкциями, будущим рабочим местом.
Главным методом управления людьми в «Эльдорадо» является стимулирование и мотивация труда работников. Оплата труда работников в «Эльдорадо» является основной составляющей стимулирования труда персонала.
В «Эльдорадо» для руководителей, специалистов и служащих применяется повременно-премиальная система оплаты.
Для продавцов и рабочих применяется повременно-премиальная и сдельно-премиальная оплата труда.
Недостатки данной системы оплаты труда, используемые в Компании, следующие:
- у конкретного работника Компании нет стимулов к получению образования, так как специалисты и рабочие имеют одинаковые квалификационные группы;
- заработная плата работников не зависит от общих результатов деятельности общества.
Таким образом, основными методами мотивации труда персонала в «Эльдорадо» являются денежные вознаграждения, доплаты к зарплате, индивидуальные выплаты, социальная политика, социально-психологический климат.
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА
3.1. Совершенствование подбора персонала
Хотелось бы внести следующие предложения в создание системы мотивации персонала «Эльдорадо»:
- вычленение из отдела кадров самостоятельного отдела – «Служба по подбору персонала»;
- включение в технологию подбора персонала еще одного этапа – «Вторичный отбор кандидатов» с помощью психологического тестирования.