Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности избравшие его управляющие. В большинстве случаев решения в Исполнительном совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов.

Комитет МВФ по статистике платежных балансов, в состав которого входят представители промышленно развитых и развивающихся стран, разрабатывает рекомендации о более широком применении статистических данных при составлении платежных балансов, координирует проведение базового статистического обследования портфельных инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационного характера.

Избранный Исполнительным советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный совет и является главой персонала организации. Под управлением Исполнительного совета Управляющий отвечает за повседневную деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран на последующий срок. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда. С 5 июля 2011 года Директором-распорядителем и Председателем Исполнительного совета является французский экономист Кристин Лагард.

В функции директора-распорядителя входит ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и штаб-квартирой фонда.

Деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономической деятельности, что достигается через выполнение организацией следующих основных функций:

1) Надзор – функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стран-членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда).

Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, могущие повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению.


2) Финансовая помощь – использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, а также ряда заемных средств. Кредит МВФ представляет собой покупку иностранной валюты за национальную; возврат кредита – обратный обмен.

Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши (начиная со второго) могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования.

Все виды доступа к финансовым ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий, которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ, направленной на преодоление трудностей с платежным балансом.

3) Техническая помощь – содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь, посылку экспертов в эти органы на 2–3 года, проведение экспертизы готовящихся законодательных документов.

4) Выпуск специальных прав заимствования – международных резервных активов, созданных МВФ в 1969 г. и периодически распределяемых между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ.

В международной экономике СДР, составляя примерно 2% мировых резервов, выполняют функции:

– международных резервов наряду с золотом и иностранной валютой;

– расчетной единицы, которая используется МВФ и некоторыми другими международными организациями;

– валюты фиксации валютного курса в некоторых странах;

– деноминатора ряда частных финансовых инструментов.


1.3 Особенности кредитной политики МВФ

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности использу­ются два понятия: 1) сделка (transaction) - предостав­ление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических фина­нсовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с офи­циальными органами - казначействами, центральны­ми банками, стабилизационными фондами. Разли­чаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки эко­номической политики стран-членов

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, про­изводит покупку (purchase) или иначе за имствование (drawing) иностранной валюты л ибо СДР в обмен на эквивалентное количество сис ей национальной валю ты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъ­являть равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в ст рогом смысле слова. На практике в Фонд обращают­ся с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых на­циональных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями

Заключение

Институциональную структуру международного валютно-кредитного рынка составляет совокупность международных банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных учреждений и международных организаций, посредством которых осуществляется движение капитала в сфере международных валютно-кредитных отношений. Международные финансовые институты являются элементами системы валютно-кредитных отношений. Одной из таких международных организаций является МВФ.МВФ - международная валютно-кредитная организация ООН, целями которой являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путём установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их выполнением, усовершенствование многосторонней системы платежей, предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платёжного баланса.Официальные цели МВФ: содействие международному валютному сотрудничеству путём консультаций и взаимодействия по валютным проблемам; создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли; содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальваций валют, вызываемой конкуренцией; оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, препятствующих развитию мировой торговли; предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платёжных балансов, а также сокращение продолжительности и масштабов дефицита их международных платёжных балансов.


Кредиты МВФ имеют несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платёжного баланса. В рамках каждой формы кредитования существуют различные механизмы предоставления кредитов, различающиеся в зависимости от целей, объёмов, сроков предоставления.

МВФ управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции в Бреттон-Вудсе в 1944), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971. Также Фонд предоставлял кредиты странам, испытывавшим проблемы с платежным балансом. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е гг. миссия МВФ (в числе активных участников переговоров которой был и председатель МВФ в 1987-2000 гг. М. Камдесю) участвовала в финансировании экономических программ правительств стран бывшего СССР, в значительной степени написанных с использованием рекомендаций Фонда. В конце 1990-х гг. усилилась критика МВФ в связи с финансово-экономическим кризисом в Азии и провалом ряда экономических программ оздоровления региональных экономик.

МВФ тем не менее играет важную роль в развитии международной валютной системы, занимая одно из центральных мест в системе международных валютно-финансовых институтов. Предоставляемые МВФ кредиты используются странами-заёмщиками для преодоления своих экономических затруднений, что играет немаловажную роль в развитии как внутренней экономики таких стран, так и мировой экономики в целом.

Список литературы

  1. Басовский Л.Е. Мировая экономика. – М.: Инфра-М, 2004. – 208 с.
  2. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: Курс лекций. – 3 изд. – К.; Союз – 2003. – 768 с.
  3. Диденко Н.И. Международная экономика. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 784 с.
  4. Кудров В.М. Мировая экономика: социально-экономические модели развития. Учебное пособие. – М: Магистр, 2009. – 399 с.
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 735 с.
  6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/Под ред. Л.Н. Красавиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 608 с.: ил.
  7. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / А.В. Стрыгин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 512 с.
  8. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник / Под редакцией А.С. Булатова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2009. – 704 с.
  9. Якобсон А. Я., Максимов И. М. Лекции по мировой экономике: Учебное пособие. – Иркутск: ИрГУПС, 2006. – 87 с