Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Томский мех».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Издревле, в процессе развития товаро денежных отношений между людьми, когда товар, как продукт труда, произведённый для продажи, с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке[1], приобрёл своё качественное выражение. Между производителями «продукта», в борьбе за получение прибыли и сверх прибыли, стали зарождаться общественные  отношения, обусловленные функционированием рынка, именуемые рыночными отношениями[2].

Рыночные отношения в процессе своего исторического развития, исходя из взаимоотношений производителей и потребителей сформировали ряд специфических условий к представляемому на рынок товару.

А именно, чтобы стать товаром, произведённый продукт должен иметь:

а) потребительную стоимость (полезность) для покупателя, другими словами, способность товара удовлетворять его потребность. Так как не каждый произведённый для продажи товар, может быть тем реальным продуктом, на который будет спрос у покупателя, иначе говоря: продукты, на которые отсутствует спрос на рынке, товаром не являются;

б) товар должен обладать меновой стоимостью, т.е. приравниваться в определённых пропорциях к другим товарам.

Именно данные условия, стали первоосновой зарождения взаимоотношений между производителями товаров и услуг на рынке именуемые в последствии как «конкурентные».

Таким образом, любая производственная организация, кампания, фирма, вступающая на рынок, в первую очередь, сталкивается с препятствием, которое заставляет её подстраивать и регулировать свою деятельность под параметры рынка. В данном случае этим препятствием, выступают схожие фирмы, так же осуществляющие свою деятельность на данном рынке, то есть конкуренты.

Зачастую участники рынка товаров и услуг используют в своём арсенале методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции.

А именно:

  • устанавливаются демпинговые цены на продажу товаров и услуг по ценам ниже себестоимости;
  • установление незаконного контроля надзорными органами над деятельностью конкурента;
  • злоупотреблении искусственно созданными торговыми префере́нциями[3] на рынке;
  • зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров;
  • введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах;
  • недостоверная (ложная) информация и реклама, вводящей конкурента в заблуждение;
  • недобросовестное копирование товаров и продукции конкурентов контофакт[4];
  • нарушений стандартов и условий поставок товаров, услуг и др.

Таким образом, собственно конкуренция – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей[5].

Несомненно, любая производственно–сбытовая организация, компания, фирма, которая борется за свою живучесть имеет все шансы выдержать любые критические нагрузки в случае каких-либо существенных изменений в конкурентной ситуации. Но для этого необходимо заниматься мониторингом[6] рынка товаров.

Исходя из вышеизложенного мы видим, что проведение систематического и непрерывного исследования конкурентоспособности является неотъемлемой задачей службы маркетинга товаропроизводителя.

Проведённые, многочисленные исследования, зарубежными и отечественными ученым, по проблемам конкурентоспособности подтверждают теорию непрерывности борьбы за живучесть на рынке товаров и услуг. Они подтвержают, что современный российский рынок не стал исключением из установившихся правил. На нем, также, происходит усиление конкуренции между поставщиками продукции, вследствие чего многие руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности. Это соответственно требует от них ведение непрерывного анализа деятельности конкурентов и своего положения относительно членов своей стратегической группы и других групп. Осуществление стратегического и тактического контроля за конкурентами.

Актуальность выбранной темы нашего исследования, базируется на примерах проведеных исследований. Мы констаруем, что поиск новых инструментов руководства предприятием в жесткой условиях конкурентной борьбы между товаропроизводителями позволит сохранить свое лицо на рынке товаров и услуг.

Вышеперечисленные мероприятия позволят удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Обладая информацией о слабых и сильных сторонах конкурентов, можно смоделировать и оценить их возможный потенциал, спрогнозировать ближайшие и перспективные цели, выявить реальную и перспективную стратегии. Кроме того, это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее.

Таким образом, перечень предложенных мероприятий позволит расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.


Закладывая в основу курсовой работы актуальность выбранной темы, мы определяем её цель: - выявление проблем анализа конкурентов.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:

  1. изучение сущности конкуренции, конкурентной среды производственно-сбытовой организации, теоретических аспектов исследования конкурентов;
  2. проведение стратегического анализа конкурентных организаций, в т.ч. определение их целей, стратегии, сильных и слабых сторон конкурентов, выработка методов сбора и обработки информации о потенциальных конкурентах, деловая контрразведка;
  3. провести анализ конкурентоспособности на примере реально действующего предприятия.

Практической базой исследования послужило реально действующее на территори Западно-Сибирского региона торгово–комереское предприятие.

Объект исследования – конкурентоспособность торгового предприятия ООО «Томский мех».

Предмет исследования – оценка конкурентоспособности рынка пушно – меховых изделий.

Исходя из поставленных целей и задач, структура данной работы включает в себя: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Для наглядного представления анализируемого материала в работе представлены рисунки и таблицы иллюстрирующие показатели торгово-коммерческой деятельности изучаемого предприятия. А именно:

  • рисунок линейно-функциональная структуры управления;
  • таблицы:

– «Структура пушно­–мехового ассортимента»;

– «Коэффициентов широты ассортимента пушно-мехового ассортимента»;

– Наименование магазины, занимающих наибольшую долю рынка пушно – меховых изделий в г. Томске и др.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных зарубежных и отечественных специалистов. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации. Котлер Ф. и др Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: Издат.д.ом «Вильяме», 2003; Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: информация, ана­лиз, прогноз: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.

Также при написании курсовой работы использованы учебники и учебные пособия, статьи, лекции посвященные проблематике исследования конкурентов и конкурентоспособности, а также интернет-источники, которые содержат сведения об исследуемой организации и ее конкурентах.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия

В «классическом изложении» понятия конкурентоспособность предприятия (организации, фирмы) - нет всеобщего понимания в определении единого научно-обоснованного подхода к формулировке конкурентоспособность предприятия[7].

Разнообразие методологических подходов не позволяет в полной мере установить сущность этого понятия, состав его смыслообразующих элементов, необходимых для разработки действенных методов оценки конкурентоспособности предприятия и принятия правильных управленческих решений. Как следствие:

  • разное понимание одного и того же явления субъектами рынка, в ходе их совместной деятельности может препятствовать согласованным действиям.

Однако, в связи с планомерным развитием рынка товаров и услуг развивалось и обогащалось смысловыми нагрузками, само определение конкурентоспособности. В нем нашли своё яркое отражение различные злободневные аспекты, а именно:

  • способность успешно оперировать на конкретном рынке в период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг[8];
  • достижение конкурентоспособности «посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей»[9];
  • способность обеспечивать «преимущество предприятия (организации, фирмы) по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами»[10]; и т.п.

В некоторых определениях предлагалось вводить количественные характеристики конкурентоспособности. К примеру, профессор кафедры экономической теории, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Н. И. Перцовский, предлагает обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы[11];

Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время отсутствуют общепринятые, удовлетворяющие все субъекты рынка методы оценки конкурентоспособности не только предприятий, но и других объектов (товаров, услуг, отраслей, регионов, стран и т.д.). А также, беря во внимание, анализ практики работы конкурирующих организаций и предприятий. Автор посчитал возможным, взять за основу классическое (в общепринятом плане) определение «понятие конкурентоспособности предприятия», сформулированное профессором международного маркетинга Высшей школы менеджмента, почётным доктором Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, Филиппом Котлером, т.к рассматриваемые в курсовой работе вопросы базируются именно на основе данного определения.


И так, - конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [12].

Сама по себе конкурентоспособность предприятия  характеристика относительная, прежде всего она выражает отличия развития какого-либо (предприятия, организации, фирмы)) от развития рыночного ему конкурента. А именно:

  • по степени удовлетворения потребности людей своими товарами;
  • по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции[13].

Подавляющее большинство предприятий придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых они могли бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.

В процессе маркетингового исследования, для оценки конкурентоспособности предприятия, общепринято пользоваться некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Конкурентоспособность предприятия (К пред ) можно определять в статике и динамике. В статике она определяется с учётом весомости товаров и рынков, на которых они реализуются, формула[14]:

К пред =  ai bi * Кi j → 1, i=1 , [[15]]

где: ai – удельный вес i-го товара организации в объёме продаж за анализируемый период, доли единицы, i =1,2… n,

 ai = 1;

i=1

bi – показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации.

Для промышленно развитых стран значимость рынка рекомендуется академиком Р.А.Фатхутдиновым, принимать равной 1,0;

для остальных стран –0,7, для внутреннего рынка – 0,5;

Кi j - конкурентоспособность i – го товара на –м рынке. [[16]].